Чтобы продавцы улыбались

Логотип компании
Чтобы продавцы улыбались
Мы предлагаем бизнесу множество новых идей, которые воплощаются как в магазинах, так и в офисе

В сегменте производства и продажи модной одежды важна не только максимальная клиентоориентированность и качество товара, но и эффективность бизнеса в целом. Один из способов осуществить эту задачу — снизить нагрузки на персонал, упростить и автоматизировать рутинные операции или сделать их приятными. В компании Melon Fashion Group в некоторых процессах используют интересное решение на базе модели устройств Apple iPhone. О подходах, применяемых одним из лидеров российского fashion-ретейла, рассказал директор по информационным технологиям компании Алексей Морозов.

Как вы стали ИТ-директором?

Моё увлечение электроникой со школьных времен продолжилось в выбранной профессии: по среднему профессиональному образованию я -электронщик, затем окончил ЛЭТИ им. Ульянова Ленина по специальности АСОиУ (автоматизированные системы обработки информации и управления). Вся моя карьера и дополнительная подготовка развивалась исключительно в ИТ в ритейле, где я занимался сегментами FMCG и фармацевтикой.

С 1997 года развивал аптечную сеть «Первая помощь», а c 1999 по 2006 год трудился в известной сети «Пятерочка» до момента образования X5 Retail Group. В «Пятерочку» я пришел в качестве разработчика модулей ERP, но занимался и организацией команды инженеров по поддержке магазинов. Это сейчас все делается удаленно, а в те времена были нужны «ноги». Среди моих проектов в «Пятерочке»: организация процессов обучения, запуск сети в Москве. А пиком моей карьеры в то время стало развитие франчайзингового направления: мы с коллегами запустили франчайзинговые сети примерно в 15 городах России и СНГ. Наше подразделение играло лидирующую роль и в создании сети «Карусель» и первого гипермаркета в Санкт-Петербурге.

В 2006-м перешел в компанию «Натур Продукт» и в течение года работал над переформатированием имеющихся сетей аптек в единый бренд «Здоровые люди». В конце 2006-го переехал в Украину, где создавал розничный бизнес «с нуля» для группы компаний «Евротэк». Спустя два года вернулся в Северную столицу, в небольшую петербургскую компанию, которая разрабатывала ERP-решения для крупных региональных торговых сетей и организовала ИТ-управления в этих сетях.

В 2014 году пришел в Melon Fashion Group. Модный бизнес был для меня в новинку. Эта сфера очень отличается от других секторов рынка ритейла, а тем более отличается от food. Многолетний опыт работы помог быстро понять специфику в fashion и построить грамотную стратегию развития ИТ.

Вы начали работать в компании, когда наступил кризис и обвалился рубль. Наверное, сразу столкнулись с сокращением бюджетов?

Да, причем скоромные операционные бюджеты, которые были сверстаны еще до моего прихода, пришлось уменьшать в несколько раз. Это стало сильным испытанием, и в 2015 году я произвел существенную оптимизацию как внутренних процессов ИТ, так и процессов взаимодействия с поставщиками услуг и оборудования.

Что сегодня представляет собой Melon Fashion Group?

Наша компания - один из лидеров модного рынка, это fashion-компания полного цикла,представлена более чем 550 магазинами в 7 странах: Россия, Украина, Казахстан, Армения, Белоруссия, Грузия, Польша. Мы придумываем, производим и продаем одежду под собственными марками. На данный момент у нас три бренда — Zarina, Love Republic и Befree. Каждый из них самостоятельно разрабатывает одежду, проектирует ее. У нас имеется свое экспериментальное производство, где мы пошиваем и оцениваем одежду по степени удобства и качества, а затем размещаем заказы на фабриках по всему миру. Помимо одежды мы производим сопутствующие аксессуары и разные элементы гардероба. Фабрики, на которых мы размещаем заказы, находятся в семи странах, включая Россию, Индию, Бангладеш, Вьетнам и Китай.

Связывает ли вас с этими фабриками общая ИТ-инфраструктура?

Нет, в плане технической инфраструктуры мы никак не связаны, но обмениваемся с ними данными. Отправляем образцы, технические задания, а они сообщают нам условия выполнения заказов, все эти потоки данных интегрированы с нашими системами. В этом году хотим автоматизировать процесс коммуникаций и логистики на новом уровне. К примеру, статус выполнения заказа пока можно узнать вручную, но мы хотим выбрать решения, способные оптимизировать работу наших менеджеров.

В Melon существует автоматизированный электронный документооборот, где курсирует информация по моделям одежды и заказам. Информация выгружается в определенных форматах, затем отправляется на фабрики, где делаются необходимые отметки, после чего данные возвращаются в нашу систему и консолидируются в ней. Мы и здесь намерены выйти на новый уровень, предоставив фабрикам отдельные кабинеты для автоматизации процессов. Возможно разработаем самостоятельно или возьмем готовое промышленное решение.

Какие новые вызовы сегодня ставит бизнес перед ИТ?

На 2017 год мы поставили перед собой очень амбициозные задачи. Все они поддерживают стратегию ускорения производства коллекций, повышению качества и направлены на удовлетворение наших покупателей. За прошедший год в компании произошел ряд изменений, в том числе в процессах, перераспределяются обязанности подразделений. Существующие информационные системы создавались самостоятельно под те процессы, которые формировались годами. Мы планируем по нескольким направлениям выбрать новые промышленные системы либо сделать «дорожные карты» по разработке и модификации собственными силами таких систем. Речь идет о логистике, системах для обмена данными с производителями, о сокращении циклов разработки новой продукции. В прошлом году, в соответствии со стратегией бизнеса, мы серьезно взялись за реализацию концепции омниканальности и сейчас продолжаем это направление. Нами уже запущена в работу балльная система лояльности на новой кассовой системе Microsoft DAX Ax POS, будем усилять ее элементами СRM, сегментацией и аналитикой.

Запланировано много внутренних инфраструктурных проектов, связанных как с покупателями, так и с оптимизацией внутренней деятельности. Что касается работы с покупателями, то мы в прошлом году запустили в топовых магазинах бренда Befree публичную Wi-Fi-сеть для покупателей. В ближайшее время планируем оценить ее эффективность.

С 2015 года все наши бренды переформатируют свои магазины в сторону увеличения их площади, то есть закрываем маленькие магазины и открываем новые, в расширенном формате, более красивые и удобные для покупателей. Отдельно мы рассматриваем различные варианты реализации Digital signage. На входе в магазин покупателей встречают LED-панели с яркими промо-роликами, панели управляется из офиса. В этом году мы хотим управление таким контентом сделать более точечным. Дополнительно для покупателей будем устанавливать цифровые устройства, фото из которых наши покупательницы могли бы выложить в соцсети или распечатать снимки прямо в магазине.

А как насчет модных сейчас виртуальных примерочных?

К нам поступали предложения по созданию виртуальных примерочных в магазинах, однако это очень сложный процесс, ведь в такие устройства необходимо занести всю информацию об имеющемся ассортименте товара, лекала и пр. При большом ассортименте и скорости оборачиваемости – этот процесс трудоемок. Мы пока не нашли решений, которые позволяют упростить этот процесс. Конечно, через несколько лет могут появиться бесшовные интеграционные механизмы для программных решений в fashion-ритейле, но пока их нет.

Корпоративная мобильность сейчас в тренде. А вы используете эти технологии? Расскажите поподробнее.

Читайте также
Какие существуют варианты автоматизации процесса найма сотрудников? Как компании оптимизировать 100% рабочего времени при назначении собеседования? Как из робота сделать «электронного HR-партнера»? Разбирался IT-World.

Да. Конечно. Вообще, мы предлагаем бизнесу множество новых идей, которые воплощаются как в магазинах, так и в офисе. К примеру, в прошлом году мы запустили для внутренних нужд мобильное рабочее место. Изначально оно представляло собой программно-аппаратный комплекс для мобильной переоценки товара, сделанный на базе iPhone 5 и поясного принтера. Модель от Apple уже устаревшая, но отлично подходит для наших задач, к тому же относительно недорогая. Самое главное здесь – форм фактор, который годами остается постоянным, в отличии от Android устройств. Совместимость с чехлами для сканирования мы обеспечим и дальше, ведь на смену этой модели приходит iPhone SE.

Изначально мы планировали дать нашим продавцам iPhone 5 в защищенном чехле-сканере, чтобы они могли отсканировать бирку на одежде, отследить ценовые изменения и затем на портативном принтере распечатать этикетки для конкретного товара. Все компоненты решения обмениваются данными по Bluetooth c iPhone, а через внутреннюю Wi-Fi-сеть — с нашими информационными системами. Проект мы сразу же усилили новыми опциями: в магазинах отказались от классических терминалов для сбора данных, которые использовались для приемки и инвентаризации, привязав эти функции к комплектам на базе iPhone. Следующим этапом создали мобильное приложение для внутренней совместной работы, позволяющее обмениваться сообщениями, создавать группы, работать с файлами. Кроме того, для магазинов предусмотрели отправку фототчетов на iPhone по визуальному мерчендайзингу. Сотрудники фотографируют витрины, выкладку товара, оформление, а затем посылают снимки в офис для получения указаний и рекомендаций. Вообще, у нас очень много идей по развитию таких устройств.

Помогает ли ИТ бизнесу?

ИТ и бизнес – это давно одно неделимое целое. Какие-то проекты ведут специалисты ИТ, в каких-то лидируют профильные эксперты. Наша первостепенная задача в повышении эффективности работы компании, что предусматривает привлечение покупателя, его удовлетворение и увеличение товарооборота. Мы думаем и о сокращении расходов, и о снижении трудозатрат наших сотрудников. Взять, к примеру, наши комплекты на базе iPhone. Сложно посчитать денежный эффект от их внедрения, но они экономят рабочее время примерно в четыре раза и упрощают работу сотрудников по переоценке, минимизируют ошибки.

В старой схеме приходилось распечатывать списки товаров для переоценки из учетных систем, идти с кучей бумаг в торговый зал, искать товар, переклеивать ценники — все это очень долго и сложно. С новыми комплектами удовлетворенность персонала и лояльность к компании стала заметно выше.

С наступлением кризиса во многих магазинах продавцы стали заметно меньше внимания уделять покупателям. Как вы думаете, можно ли решить эту проблему с помощью ИТ?

Вы правы, во многих сегментах ретейла наблюдается тенденция, что товар должен продавать себя сам. Я сам такое часто замечаю. Люди привыкают заказывать товар в online и забирать его затем в магазине. Мы с одним из наших брендов в ближайшее время собираемся запустить подобный проект. Конечно, возникают вопросы, связанные с примеркой. Возможно, нужно будет заказывать несколько размеров, возможно, остановимся на одном, а в качестве альтернативы предложим другие размеры, имеющиеся в торговом зале, либо порекомендуем покупателю те магазины, где товарный запас больше по тому изделию, которое ему понравилось. Мы ищем варианты решений и пока не остановились на каком-то одном.

Тем не менее покупатели продолжат делать покупки и в классических магазинах. Мы всегда экспериментируем с различными подходами мотивации наших сотрудников, поэтому один из наших брендов использует показатель личных продаж продавцов. А это уже не просто пробитие чека и прием оплаты, это помощь в выборе товара. В некоторых магазинах мы в качестве эксперимента устанавливаем видеонаблюдение не только за торговым залом, но и за зонами продаж, причем со звуковым сопровождением.  И все же, клиентоориентированность растет с ростом лояльности сотрудников к самой компании и поддерживается за счет уникальной корпоративной культуры. С гордостью скажу, что в позитивном настрое наших сотрудников есть и заслуга ИТ подразделения, четких процессов и уникальных ИТ проектов.

Как вы боретесь со столь распространенной проблемой в ретейле, как кражи товара, причем как покупателями, так и продавцами?

В fashion-сегменте больше забывчивых покупателей, а в food — надо работать со своим персоналом. С помощью ИТ здесь можно сделать многое, но физического охранника пока технологии не заменят. В части магазинов у нас, конечно, присутствует охрана. А в целом нами используются классические инструменты, такие как видеонаблюдение, взаимодействие с полицией. Если раньше мы устанавливали аналоговое видеонаблюдение, то сегодня перешли на цифровые камеры. Это дешевле, удобнее, проще в сопровождении, легче с обработкой изображения. Кроме того, сейчас в компании ведутся несколько экспериментальных проектов в противокражном направлении.

И последний вопрос. Ваш проект по внедрению системы Microsoft Axapta был отмечен наградой на конкурсе Global CIO. В чем его особенности?

Microsoft Ax POS не поставлялся «из коробки», это наша отдельная разработка. Поэтому главная особенность состояла в сроках реализации. Мы за 2.5 месяца реализовали проект вместе с интегратором «КОРУС Консалтинг» и запустили систему в первых 10 магазинах. Затем в течение 1 месяца наблюдали за их работой, дорабатывали небольшой функционал. Третьим этапом, за 1.5 месяца растиражировали решение на всю нашу сеть, почти на 500 магазинов. Так что первая особенность — короткие сроки проекта. Вторая — качество проекта. Глобальных сбоев и недовольства со стороны бизнеса не было вообще. Да и за рамки бюджета мы не вышли.

В целом, для нашей компании данный проект является стратегическим, поскольку мы развиваем Microsoft DAX 2012 очень активно. В частности, запустили Microsoft Axapta как основную ERP систему для подразделения в Европе, а именно в Польше - в апреле открыли первые два магазина бренда Befree. Особое внимание уделяем развитию системы лояльности. Axapta – это отличная база для нашей концепции OmniChannel, к ней подключаются и электронные площадки, и мобильные приложения.

Кстати, по стоимости проект оказался недорогим. Мы просмотрели около 20 кассовых решений, и когда в 2016 году оценивали бюджет, то поняли, что по стоимости наш полный проект сопоставим с внедрением любой коробочной российской системы.

Опубликовано 12.05.2017

Похожие статьи