ИТ-совет на миллион

Логотип компании
ИТ-совет на миллион
Для того чтобы заказчик и поставщик консалтинговых услуг остались довольны друг другом, любой проект следует начинать с аудита

Очень часто для того, чтобы что-то сэкономить, нужно сначала потратиться. Этот принцип работает и в мире ИТ, где для оптимизации и повышения эффективности необходимы усилия, время и деньги — в том числе и на привлечение сторонних профессионалов в области консалтинга и аудита.

Актуально как никогда

С учетом глобального тренда современного бизнеса на сокращение издержек задача оптимизации и улучшения ИТ-инфраструктуры становится ключевой для ИТ-подразделений любых компаний. И бизнес, по словам Ярослава Фаробина, руководителя направления инфраструктурных решений и облачных сервисов компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»), ожидает от ИТ увеличение объема, оперативности и качества предоставления необходимых информационных ресурсов и сервисов. Поэтому ИТ-подразделениям приходится заниматься ревизией бизнес-процессов и компетенций, приводя их в соответствие актуальным потребностям бизнеса.

ИТ-совет на миллион. Рис. 1
Ярослав Фаробин

Ярослав Фаробин, руководитель направления инфраструктурных решений и облачных сервисов компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»): «Достоинства сторонней консалтинговой компании — в широком опыте, позволяющем сопоставить задачи клиента с аналогичными запросами и проектами других заказчиков и применить лучшие практики». 

«ИТ-ландшафт практически любой компании не является некой застывшей формой. В ней постоянно происходят изменения ИТ-архитектуры и нагрузки на системы, меняются требования к инфраструктуре, появляются новые технологии, позволяющие улучшить различные показатели бизнес-систем, в частности производительность, масштабируемость и доступность, а также снизить стоимость владения инфраструктурой и повысить ее эффективность», — считает Кирилл Дубчак, ИТ-эксперт, член клуба 4CIO.

«Без надежной ИТ-инфраструктуры развивать бизнес практически невозможно. Почти каждое его направление, будь то традиционно активный ретейл или фундаментальное наукоемкое производство, в большой степени зависит от ИТ. Не всегда это понимают бизнес-заказчики «старой школы», однако с помощью технологий можно существенно оптимизировать практически все процессы, а где-то — получить уникальное преимущество на рынке», — подчеркивает Иван Федоров, директор департамента ERP ГК «КОРУС Консалтинг».

Вот почему спрос на услуги в области консалтинга и аудита бизнес-процессов и используемых в их рамках ИТ-решений также стабильно растет. По оценке Ольги Рубцовой, заместителя генерального директора компании «Техносерв Консалтинг», привлечение сторонних экспертов для решения задач по ИТ-оптимизации может потребоваться в двух случаях. Во-первых, когда у компании нет собственных специалистов и соответствующих компетенций и ей необходимы не только рекомендации, но и помощь в их воплощении в жизнь. Во-вторых, если такой аудит заказывает кто-то из топ-менеджмента, желая получить независимую оценку со стороны.

«Даже если у компании в плане бизнеса «все хорошо», совершенно очевидно, что необходимо пересматривать бизнес-процессы и ИТ-решения минимум раз в год. Главное, чтобы смысл, который ИТ вкладывает в определения «оптимизация» и «эффективность» коррелировал с принятой в компании ИТ-стратегией, которая, в свою очередь, конечно же, должна опираться на общую бизнес-стратегию», — уверен Денис Гузанов, заместитель генерального директора по ИТ АО «Мосгипротранс».

ИТ-совет на миллион. Рис. 2
Сергей Ядыков

Сергей Ядыков, руководитель центра ИТ-консалтинга и профессионального сервиса группы компаний «АйТи»:: «В условиях рецессии в числе первых сокращаются ИТ-бюджеты, но при этом требования к качеству функционирования ИТ-систем не снижаются».
Перекрестное опыление

По мнению Сергея Ядыкова, руководителя центра ИТ-консалтинга и профессионального сервиса группы компаний «АйТи», решение о привлечении внешних консультантов в первую очередь зависит от сложности ИТ-ландшафта и качества управления информационными технологиями: чем сложнее ландшафт тем выше потребность в привлечении сторонних консультантов. Кроме того, данный вид аудита — достаточно специфичный род деятельности, предусматривающий соответствующую квалификацию. Как правило, содержать в составе ИТ-подразделения таких специалистов попросту нерентабельно. Но даже при наличии в компании службы внутреннего ИТ-аудита, ее деятельность периодически требует внешней оценки качества работы.

«Такая помощь полезна и даже необходима при отсутствии соответствующих компетенций внутри компании или при проектировании масштабных решений на крупных внедрениях для минимизации рисков ошибок внутренней команды — например, при введении новой централизованной ERP-системы с отказоустойчивой архитектурой», — уверен Кирилл Дубчак, ИТ-эксперт, член клуба 4CIO. По его мнению, в подобных ситуациях компетенции ИТ-консалтинга зачастую выше, в том числе за счет наличия специализированного обученного персонала и большого опыта аналогичных проектов, а также знания лучших практик и множества различных кейсов по ранее выполненным внедрениям. Кирилл Дубчак подчеркивает, что развивать и поддерживать высокие компетенции по всем инфраструктурным решениям внутри самой компании далеко не всегда целесообразно.

ИТ-совет на миллион. Рис. 3
Кирилл Дубчак

Кирилл Дубчак, ИТ-эксперт, член клуба 4CIO: «Развивать и поддерживать максимальные компетенции по всем инфраструктурным решениям внутри самой компании далеко не всегда целесообразно».

«Самое главное достоинство внешнего аудита — взгляд на ситуацию со стороны. Тут уместно вспомнить термин «перекрестное опыление», означающий привнесение в бизнес опыта из разных индустрий. В ИТ очень важно оглядываться на компании из других отраслей — часто они развиваются быстрее и являются более продвинутыми в определенных вопросах. Яркий тому пример — заимствование опыта телекоммуникационных компаний финансовыми организациями. Кроме того, у внешних аудиторов нередко больше ресурсов: они делают свою работу быстрее и не зависят от конкретных сотрудников, поскольку имеют возможность привлекать к проектам множество разноплановых специалистов», — комментирует Ольга Рубцова («Техносерв Консалтинг»).

ИТ-совет на миллион. Рис. 4
Ольга Рубцова

Ольга Рубцова, заместитель генерального директора компании «Техносерв Консалтинг»: «Залог успеха крупных ИТ-игроков заключается в том, чтобы предлагать клиентам уникальные консалтинговые продукты, в которых заказчики увидят для себя большую ценность».

Максима Мельситов, заместитель руководителя департамента бизнес-консалтинга группы компаний Softline, убежден, что необходимость во взгляде на ИТ со стороны есть всегда, однако это особенно актуально в трех ситуациях: когда новому ИТ-руководителю нужна помощь, чтобы разобраться в ИТ-хозяйстве, когда компания реализует какую-то масштабную инициативу, для которой требуется ИТ-инфраструктур,а или когда ИТ и бизнес не могут найти общий язык. ?


ИТ-совет на миллион. Рис. 5

Максим Мельситов, заместитель руководителя департамента бизнес-консалтинга группы компаний Softline: «Ключевым требованием бизнеса является качество ИТ, а ИТ-служба решает эту задачу исходя из возможностей и бюджета, который, в свою очередь, зависит от умения руководителя службы доказать необходимость тех или иных инфраструктурных проектов».

«Привлечение сторонних аудиторов — хорошая практика. Однако прежде чем заказывать аудит, CIO должен четко, конкретно и однозначно сформулировать цели, которых он хочет достичь в результате аудита. Многие забывают, что проведение данной процедуры без детального плана мероприятий по устранению выявленных узких мест — работа «в стол». Любой аудит должен преследовать исключительно практические цели», — резюмирует Денис Коротких, начальник управления ИТ ООО «Балтийский завод-Судостроение».

Ахиллесова пята

Несмотря на то что эксперты сходятся в оценке актуальности услуг сторонних ИТ-аудиторов, их привлечение имеет как очевидные достоинства, так и недостатки, которые в большинстве своем являются следствием недостаточного уровня компетентности и профессионализма. Так, по мнению Дениса Гузанова («Мосгипротранс»), заказчики зачастую сталкиваются с низкой квалификацией аудиторов, шаблонным мышлением и нежеланием применять знания в адаптации к бизнес-процессам предприятия.

ИТ-совет на миллион. Рис. 6
Денис Гузанов

Денис Гузанов, заместитель генерального директора по ИТ АО «Мосгипротранс»: «Услуги стороннего аудитора ценны в том в случае, если он будет заниматься не интеграцией инструмента, а процессами и людьми».

Ярослав Фаробин («Сервионика») отмечает, что недостатки аудиторов обычно становятся логическим продолжением их достоинств. К ним относится, к примеру, стремление использовать лучшие практики и стандартизировать проекты. Такой подход зачастую не учитывает специфику задач клиента и отрасли, в которой он работает. Минусом стороннего консалтера, по словам Кирилла Дубчака, может также оказаться ограниченность опыта или знаний, связанная с тем, что данный подрядчик работает лишь с решениями определенных вендоров или только с определенными классами систем.

Однако, по мнению Дениса Коротких («Балтийский завод-Судостроение»), главный недочет независимой оценки заключается в том, что за нее необходимо платить. Все остальное можно нивелировать четкой постановкой целей, конкретными требованиями к оформлению результатов аудита и внутренней экспертной оценкой и корректировкой каждого этапа проведения работ. «Помните: если по итогам аудита вы получили недостижимые или же неприменимые на предприятии рекомендации, значит, вы неверно или неполно сформулировали цели и задачи или же выбрали некомпетентных экспертов», — убежден Денис Коротких. 

ИТ-совет на миллион. Рис. 7
Денис Коротких

Денис Коротких, начальник управления ИТ ООО «Балтийский завод-Судостроение»: «Сокращение затрат на владение ИТ-инфраструктурой и повышение эффективности — одна из ключевых задач CIO, причем это не разовая акция, а постоянный процесс улучшения и оптимизации».

Сложное — на сторону

До недавнего времени на российском рынке были в основном востребованы услуги независимых аудиторов по внедрению и сопровождению масштабных проектов, связанных с созданием ИТ-инфраструктуры, развертыванием бизнес-приложений и автоматизацией бизнес-процессов. Чаще всего это крупные проекты под ключ, в рамках которых заказчик получает полный комплекс — проведение аудита, выполнение всех бизнес-требований, разработку, тестирование и запуск ИТ-решений в промышленную эксплуатацию. К масштабным задачам, требующим привлечения ИТ-консультантов, Максим Мельситов (Softline) относит консолидацию ИТ-инфраструктуры, сервисов и бизнес-приложений, а также формирование ресурсно-сервисных моделей и разработку на их базе сценариев развития инфраструктуры исходя из SLA, бюджета и новых технологий. Но, по словам Ольги Рубцовой («Техносерв Консалтинг»), в последнее время тенденция стала меняться: теперь крупные заказчики чаще привлекают ИТ-консультантов точечно, в качестве экспертов в той или иной области, например для оптимизации отдела компании. К тому же растет спрос на  использование конкретных специалистов по принципу аутстаффинга.

Читайте также
Управление качеством программного обеспечения (QA) становится очень важным. Одним из ключевых моментов — это правильный подход к управлению документацией. Хорошо организованные документы упростят работу всей команды. В этой статье я составил чек-лист, который поможет вам наладить стандарты, держать документы актуальными. Также расскажу, как внедрить новые подходы QA, чтобы сотрудники не устроили восстание.

«При покупке оборудования компании зачастую справляются сами. Но когда нужен комплексный, сложный проект по автоматизации и оптимизации процессов, почти всегда требуется помощь консультантов. Другой случай — когда заказчику нужно реализовать точечный проект, для которого не имеет смысла развивать собственную экспертизу или набирать дополнительных штатных сотрудников. В этом случае помощь сторонних консалтеров неоценима», — поясняет Иван Федоров, («КОРУС Консалтинг»).

ИТ-совет на миллион. Рис. 8
Иван Федоров

Иван Федоров, директор департамента ERP ГК «КОРУС Консалтинг»:«Главный недостаток работы с внешним поставщиком — стоимость, поскольку качественный консалтинг не бывает дешевым, но «пощупать» такую услугу нельзя, поэтому обоснованность цены не всегда очевидна».

Между ИТ и бизнесом

Для того чтобы заказчик и поставщик консалтинговых услуг остались довольны друг другом, любой проект следует начинать с аудита. «ИТ-аудит — первый инструмент, который помогает двинуться дальше. При знакомстве с бизнесом клиента сложно сразу же понять, в чем проблема. Нужно обследовать болевые точки, выявить узкие места и понять, что необходимо клиенту. А уже затем выбирать проектную методологию и конкретный продукт или сервис. При этом их выбор зависит от отрасли работы компании заказчика и многих других параметров его бизнеса», — делится опытом Иван Федоров («КОРУС Консалтинг»).

Важно, чтобы при проведении аудита изначально были поставлены цели, достижение которых должно быть отражено в финальном отчете, где подробно и обоснованно описывается проблема и порядок дальнейших действий. Между тем, глубокое обследование сразу всех процессов — задача очень сложная, долгая и затратная. Поэтому нередко на начальном этапе есть смысл сделать экспресс-оценку, а затем прорабатывать самое сложное точечно. «В ИТ-консалтинге залогом успеха является правильно поставленная цель. Нельзя ориентироваться на запрос клиента «внедрить ERP-систему для повышения прозрачности», поскольку результат будет размытым и неточным. Нужно понимать, что именно должно стать прозрачным», — уточняет Иван Федоров.

По мнению Сергея Ядыкова («АйТи»), роль ИТ-директора в процессе реализации большого консалтингового проекта является ключевой, ведь он обеспечивает связь и взаимодействие между бизнесом, ИТ-службой компании и командой консультантов. ИТ-директор может и помочь, и помешать успеху проекта, так как от него зависит полнота исходной информации об ИТ-ландшафте, производственной и организационной культуре предприятия, ключевых персонах и порядке согласования результатов.


Опубликовано 19.05.2017

Похожие статьи