Рецептов много, но ни один не гарантирует успеха

Логотип компании
Рецептов много, но ни один не гарантирует успеха
В целом отечественные тренды трансформации схожи с общемировыми. К национальным особенностям я бы отнес ощутимые стимулирующие воздействия, поступающие сверху

Наша беседа с давним участником форума «Подмосковные вечера» Тимуром Аитовым касалась актуальных проблем, которые приходится решать на пути к цифровой экономике.

Расскажите о себе. Каким был ваш путь в ИТ?

Началось все в Академии наук в Институте высоких температур, где в качестве старшего научного сотрудника я занимался компьютерным моделированием. Задачам вычислительной гидродинамики была посвящена моя кандидатская диссертация по специальности «Механика жидкости, газа и плазмы». В начале 90-х годов я резко сменил профессию и перешел на работу в ГУМ. Признаюсь, тогда это было необычно для меня. В ГУМе поначалу я занимался акционированием предприятия — готовил проспекты эмиссии, проводил подписку на акции, вел реестр акционеров. После приватизации ГУМа в 1993 году организовал и возглавил Центр компьютерных технологий (ЦКТ). Перед ЦКТ в качестве основной стояла задача «компьютеризации» всех торговых площадей - как главного здания  ГУМа на Красной площади, так и 17 филиалов. Москвичи, думаю, помнят эти магазины «Кабул», «Будапешт», «Балатон», «Власта», «Подарки», складское хозяйство Карачарово и др.

В начале 2000-х в ГУМе появился еще один, виртуальный филиал - им стал интернет-магазин «ГУМ-Интернет». Это был необычный магазин – прямые продажи были для него не главными. Главная цель – реклама. По ГУМу каталась на роликовых коньках эффектная «кибер-гёл» — девушка в коротких шортиках с велосипедным шлемом и яркой шахтерской лампочкой  на голове. Девушка вела трансляцию в интернет с помощью веб-камеры, закрепленной на этом шлеме. В те года wi-fi еще не было и онлайн трансляцию картинки на веб-сайт обеспечивали радиомодемы. Клиент видел товар на экране компьютера и мог его купить, но общение при поиске товара проходило с живым человеком — с этой миловидной девушкой, которая демонстрировала товар на полках любого салона главного здания. Услуга стоила 20 долларов в час и отбоя от желающих не было. Сюжеты о необычной девушке из ГУМ-Интернет сделали многие популярные мировые каналы ТВ и СМИ – SkyNews, WDR, Antenn3, четыре первые «кнопки» из числа отечественных ТВ-каналов, «Ъ», почти все ИТ-издания. Удивительно было, что за эту рекламу ГУМ ничего не платил.     

Что было дальше?

В 2003 году меня пригласили на работу в РБК в качестве одного из директоров технологической структуры холдинга — компании РБК-Софт. В РБК-софт занимались поддержкой и развитием собственных медиаресуров холдинга, обслуживали и внешних клиентов – среди которых были ФТС, Росстат, Минкомсвязь, коммерческие структуры. Услуги внешним клиентам предлагались чаще всего комплексные — в них входили и ИТ-сопровождение, и медийная поддержка. Имя РБК в те годы гремело — на главных магистралях Москвы висели пафосные растяжки «Эпоха РБК ТВ. Год первый» — это был 2004 год, тогда мы запустили бизнес-телевидение РБК.  

После РБК перешел в банковскую сферу. Работал исполнительным директором Ассоциации российских банков, вице-президентом Ассоциации региональных банков. Был одним из вице-президентов НП «Национальный платежный совет». На сегодня работаю заместителем генерального директора группы компаний «Программный продукт» и  в качестве директора по международному развитию Ассоциации финансовых инноваций (АФИ). В ТПП РФ вхожу в профильный комитет и являюсь заместителем Председателя подкомитета ТПП РФ по платежами и информационной безопасности, я член Наблюдательного совета биржи MaxiMarkets.

Цифровая трансформация — это современные технологии, которые повышают производительность предприятий. О ней сейчас говорят по всему миру. Какие тенденции характерны для России?

В целом отечественные тренды трансформации схожи с общемировыми. К национальным особенностям я бы отнес ощутимые стимулирующие воздействия, поступающие сверху. Регламенты, многообразные дорожные карты – все это создается на уровне правительства. Во всех посылах сверху чувствуется главное – к проблемам перехода на цифру привлечено внимание всего общества.  

Другой российский тренд тесно связан с геополитикой — это стремление к диверсификации, желание добиться независимости от крупнейших производителей ПО и сервисов. Тренд обусловлен международной обстановкой и намерением хеджировать политические риски. Это также накладывает свой отпечаток на архитектуру ИТ-систем. Например, предпочтение отдается гиперконвергентным средам, которые позволяют максимально, насколько возможно, абстрагироваться от конкретных вендоров, от их поддержки.

Особенностью процессов является и высокая активность представителей банковской отрасли. Большое количество PSP-провайдеров (от Payment Service Provider, поставщик платежных услуг) обеспечивают многообразные и удобные интерфейсы для проведения мобильных платежей банковским клиентам, на рынке много стартапов. Как ни странно, наши банки входят в число лидеров по использованию инновационных технологий. К примеру, крупные американские банки не торопятся и сохраняют консерватизм, а наш Сбербанк или Альфа-Банк почти каждый день сообщают о новых сервисах.

Не отстает и государство, которое готовит многочисленные ГИСы: ГИС ГМП, ГИС ЖКХ, все новые и новые сервисы электронных госуслуг населению и бизнесу. Российский бизнес не остается в стороне. В работе с клиентами активно внедряются омниканальные технологии, аналитика, в том числе, на основе «больших данных», широко применяются мобильные устройства и т.д.

Электронные платежи и коммерция. Это, на мой взгляд, уже свидетельство цифровой трансформации расчетов. Так ли это? Или финансовую отрасль тоже ждут изменения?

Везде, где речь идет о платежах, всегда и активно использовались цифровые технологии. Причем это относится в равной мере как к традиционной, так и онлайн-торговле. В работе с клиентами торговля вообще задает тон и идет впереди банков. Банки, к примеру, копируют подходы апробированные торговыми и сервисными предприятиями (ТСП) в программах лояльности. Появляются на уровне пилотных проектов новейшие экосистемы, поддерживающие проведение платежей в точках продаж. В создании экосистем участвуют и банки, и телеком-операторы, работают сайты-купонаторы, которые переправляют покупателей из онлайна в офлайн (формат взаимодействия «О2О»), задействованы различные сервисы геотаргетинга и рекламы. Даже производители трубок вовлечены. У ТСП этим повышается маржинальность, появляются дополнительные источники доходов. Основные проблемы  с созданием экосистем связаны с их безопасностью и разграничением зон ответственности. К примеру, PSP удобны, но возникают риски компрометации персональных данных. За этим уже следят и есть тенденции к усилению регулирования в этой сфере. Так, в ЕС уже вышли две директивы, регламентирующие работу PSP-сервисов. У нас нечто похожее непременно появится. В ТПП мы обсуждали ряд изменений в законодательстве о платежах  и надеемся, что в ближайшую сессию они будут рассмотрены депутатами. В АФИ разработана целая концепция изменений. Важно отметить, что предложения включают не только меры, ужесточающие регламентацию, но и предусматривающие льготные режимы, например, для стартапов.

Прежние модели и бизнес-процессы становятся не эффективными, старые методы коммуникаций не действуют. Кто, на ваш взгляд, должен выступать драйвером изменений?

Лучший драйвер — тот, кто зарабатывает на бизнесе, который хотим оцифровать. Поставщики ИТ-оборудования, ПО, облачных сервисов важны, но их роль вторична и скорее заключается в просвещении, рекламе, обучении.

Не менее важна роль самих клиентов, особенно если речь идет о клиентоориентированном бизнесе, где в этом качестве выступают представители «цифровых поколений», «живущие» в своих гаджетах. Набирают популярность технологии геймификации — их использование немыслимо без современных аксессуаров. И как ни парадоксально, того же самого начинают требовать и пожилые клиенты. Например, им гораздо удобнее строить диалог с банком в чате, чем общаться голосом с центром обработки вызовов.

Читайте также
Крупные корпоративные заказчики (в первую очередь ЦОДы), все чаще требуют более продвинутые литий-ионные решения. Причем прежде всего здесь необходимы не сами батареи или батарейные кабинеты, а комплексные масштабируемые системы.

Главные цели цифровой трансформации — повышение скорости принятия решений, увеличение клиентоориентированности, рост бизнеса. Что нужно сделать, чтобы прийти к успеху? Можно ли изменить мышление?

Рецептов успеха предлагается обычно много, но ни один их них успеха не гарантирует. Да, что-то может выстрелить, но это случается редко. На виду всегда победители, тогда как проигравшие помалкивают. Важно быть первым и поймать удачу, но как это сделать наверняка никто не знает. Мой рецепт успеха такой - надо меняться . И всегда лучше что-то сделать, и, возможно, об этом пожалеть, чем не сделать ничего, и все равно пожалеть.

Нужно ли оцифровывать существующие бизнес-процессы?

На этот счет есть рекомендации многочисленных консультантов. А они говорят, что это полезно не всегда. Необходим первоначально реинжиниринг бизнес-процессов, причем часто весьма глубокий. Только после этого можно перевести процессы на новые «цифровые» рельсы.

Цифровая трансформация должна поддерживаться и продвигаться топ-менеджментом компании. Вы согласны с этим?

Да. На этот счет также есть рекомендации. Всегда необходимо делить ответственность, в том числе, и за провал. А потому в проектную команду советуют включать представителей высшего руководства компании и лиц, принимающих решения. Это из разряда отработанных приемов.

Цифровая экономика требует другой защиты. Недаром вторым трендом сейчас является информационная безопасность. Какие, на ваш взгляд, основные угрозы ИБ подстерегают компании и как им противостоять?

Угрозы и риски у разных компаний разные. Причем среди угроз есть такие, противостоять которым дороже, чем понести возможный ущерб и затем его просто компенсировать. В этом суть риск-ориентированного подхода. Использование инновационных технологий почти всегда сопровождается появлением новых угроз, увы, не известных заранее. Боятся этого не надо, а адекватные меры защиты появятся в ходе эксплуатации Так, например, уже было с бесконтактными платежами, для которых лимит на сумму транзакции появился со временем.

Не следует забывать и о внутренних угрозах. Собственные сотрудники могут оказаться опаснее любых хакеров. Им также необходимо противодействовать, для чего требуются организационные и технические меры — внедрение систем DLP, SIEM и т.п.

Всегда необходимо быть начеку и не сокращать персонал профильной службы. Можно прибегнуть к услугам аутсорсинга ИБ. На рынке немало компаний, имеющих соответствующие сертификаты и обладающих полной компетенцией.

Вы являетесь заместителем председателя подкомитета ТПП России. Какой вы видите роль Палаты в цифровом преобразовании российского бизнеса?

ТПП это площадка для дискуссий и обсуждения экспертами ключевых вопросов развития бизнеса, сообщества и страны в целом. Важна оперативная экспертиза профильных законопроектов, поэтому активно сотрудничают с ТПП и регуляторы. В состав подкомитетов ТПП входят ведущие специалисты отраслей, поэтому можно получить отклик на любую инициативу в кратчайшие сроки. Даже если это касается очень сложных ситуаций. Важны международные связи и контакты по линии ТПП. 

Вы постоянный участник конгресса «Подмосковные вечера». Что вас привлекает в этом мероприятии? Какое настроение, интерес или пользу приносит посещение конгресса?

Всегда приятно встретиться с друзьями и коллегами. При этом самые интересные обсуждения проходят неформально, в кулуарах. Это касается и обсуждения новых технологий, и каких-то своих подходов, которые удалось нащупать. Бывает полезно выслушать и доброжелательную критику в свой адрес. Так что «Подмосковные вечера» дают почувствовать себя участником всех процессов, которые происходят в отрасли, ощутить биение жизни. Аналогов этому форуму нет. И в таком позиционировании и состоит залог его успеха. 

Опубликовано 04.09.2017

Похожие статьи