Знать покупателя в лицо

Логотип компании
Знать покупателя в лицо
Не так давно российская компания Ralf Ringer начала активно инвестировать в информационные технологии

Не так давно российская компания Ralf Ringer начала активно инвестировать в информационные технологии. Тем не менее сделано уже немало. Открыт облачный дата-центр, меняется кассовая система, запущен полностью автоматизированный склад и многое другое. Мы задали несколько вопросов Алексею Картышеву, директору ИТ-департамента компании.

Знать покупателя в лицо. Рис. 1
Алексей Картышев

Алексей Картышев, директор ИТ-департамента компании Ralf Ringer

Как вы пришли в информационные технологии и где вы работали до Ralf Ringer?

В ИТ я пришел давно, еще в старших классах средней школы мне было ясно, в какой институт я поступлю и чем буду заниматься. Первое образование у меня техническое. Я окончил Московский институт электроники и математики, сейчас он входит в пул Высшей Школы Экономики. Затем получил диплом MBA в Государственной Академии Управления. На базе этой же Академии я в дальнейшем учился в аспирантуре, уже по управленческой специализации. Там же защищал кандидатскую диссертацию по теме «ИТ в банках».

Вы работали в банковских структурах?

Нет, я никогда там не работал, но меня всегда это интересовало. ИТ в банках считаются определенным образцом, эталоном. Там применяются все передовые решения и технологии, поэтому данная тема всегда была привлекательной для меня. Начинал же я трудовую деятельность с работы в системных интеграторах, и уже впоследствии, в 2008 году впервые попал в ретейл. Это была компания Finn Flare. Меня пригласили на должность консультанта, а затем поступило предложение занять и пост ИТ-директора.

В качестве консультанта вы внедряли какой-то продукт?

Нет, это было не внедрение. Просто на тот момент не было ИТ-руководителя, хотя существовал ИТ-отдел, подчиненный генеральному директору. Он же и пригласил меня навести порядок, создать стратегию развития ИТ, а затем мне же предложили эту стратегию реализовывать. Таким образом, в 2008 году я пришел в ретейловый бизнес. Затем работал в компании «Твое», которая тоже специализируется на продаже одежды. После какое-то время я был советником по ИТ в одной бизнес-группе, объединяющей разносторонние компании. Далее два года возглавлял ИТ-департамент в компании «Дочки-сыночки», это сеть магазинов детских товаров. В прошлом году я получил интересное предложение от компании Ralf Ringer и перешел работать сюда.

У вас серьезный опыт работы в ретейле. Тем не менее для вас еще остаются интересными предложения розничных компаний. Чем вас привлекло предложение от Ralf Ringer: организационным, технологическим или каким-то другим аспектом?

Оно мне показалось интересным с точки зрения применения опыта. Опыт накоплен, и я могу его в полной мере употребить для решения задач, поставленных в компании Ralf Ringer. В «Дочках-сыночках» были более рутинные задачи, а здесь большой потенциал по созданию, сопровождению и развитию ИТ.

В каком сегменте обувного рынка работает компания Ralf Ringer?

Наша компания работает в верхней границе среднего ценового сегмента. Это полностью российский бренд. У нас три фабрики, расположенные в Москве, Владимире и Зарайске. Они поддерживают полный цикл, от создания дизайна и заготовки до пошива. Мы себя позиционируем, прежде всего, как производственная компания.

Изначально мы в большей степени фокусировались на оптовых продажах. Сейчас понимаем, что интереснее развиваться в рознице, поэтому у нас здесь хороший рост, а оптовый бизнес мы сокращаем. Кроме того, увеличиваем нашу франчайзинговую сеть. В последний год очень активно развивается и наш интернет-магазин.

Какие ИТ-проекты вы реализовали за последнее время в производстве обуви и в других направлениях вашего бизнеса?

Что касается непосредственно производства и дизайна, в компании уже долгое время используются ИТ-решения, которые хорошо себя зарекомендовали. Каких-либо изменений там не требовалось. Основные задачи, поставленные перед ИТ, касались развития розничных технологий. Это кассовые системы, управленческое ПО, финансовый учет, видеонаблюдение, подсчет посетителей и многое другое.

Недавно мы запустили полностью автоматизированный склад, с автоматизированной системой хранения, конвейером, сортером и, конечно, с WMS-системой, которая всем этим управляет.

Сегодня в ретейле активно развивается «Интернет вещей». Открываются «умные» магазины, в которых реализован подсчет посетителей, анализируются их маршруты по торговому залу и т. д. Что у вас делается в этом направлении?

Мы применяем инструменты для анализа покупательского потока, но здесь мы в большей степени предоставляем нашим маркетологам инструменты, которыми они пользуются. Я не могу прокомментировать, насколько им это помогает, так как в полном объеме все внедрено совсем недавно. Тем не менее мы рассчитываем, что нам эти данные принесут большую пользу. Ведь они уже сейчас позволяют нам видеть те моменты и процессы, которыми мы можем управлять.

Приведу пример. Нам всегда было интересно понимать, что представляет собой наш покупатель, какие люди к нам приходят, как они одеваются, какие бренды носят. Внедрение видеонаблюдения позволило привязать каждую конкретную покупку к конкретному покупателю, проанализировать его вид. То есть мы видим, как выглядят наши посетители, которые приобретают ту или иную обувь из нашего ассортимента. Зачем нам это нужно знать? Компания Ralf Ringer изначально выпускала мужскую обувь классических фасонов. Сейчас потребителя больше привлекают новшества и интересные решения. Если мы видим, кто к нам приходит, то получаем больше возможностей ориентироваться на конечного покупателя, чтобы у него появлялось еще больше стимулов купить именно нашу продукцию.

Раз мы начали разговор об ориентации на покупателя, хотелось бы спросить о концепции омниканальности, то есть о синхронизации всех каналов продаж. Насколько она развита в вашей компании?

Реализованных проектов пока нет, но мы понимаем важность омниканальности. Мы развиваем CRM-систему в нашем интернет-магазине, все это в конечном итоге нацелено на то, чтобы более тесно работать с покупателем во всех аспектах.

Что из реализованных вами в последнее время ИТ-проектов было самым сложным и интересным?

В этом году мы планируем менять кассовую систему, то есть фронт-офис, а также товародвижение, или бэк-офис. Я не хотел бы пока раскрывать название ИТ-системы, на которую мы переходим, проекты не завершены. Однако работа идет полным ходом, и до конца года мы планируем ее завершить. Проводится и ребрендинг наших магазинов. Полностью обновляется интерфейс, если его можно так назвать. С этим обновлением неразрывно связаны и все ИТ-процессы. Например, видеонаблюдение. Хотел бы еще отметить, что долгое время наша компания не могла себе позволить внедрение дорогостоящих ИТ-решений, обходясь минимумом. Но в последние два года, понимая всю важность ИТ для развития розничных продаж и интернет-торговли, инвестирует достаточные средства в ИТ. Благодаря этому мы смогли обновить парк серверного оборудования, перестроить работу пользователей и увеличить их эффективность. Вместе с компанией Fujitsu мы построили «частное облако» на ее оборудовании. Мы арендуем ЦОД, но управляем им полностью сами с помощью облачных инструментов.

В обувном ретейле традиционно очень жесткая конкуренция, которая в последние годы, в связи с экономическими трудностями, стала еще острее. Появляются компании, специализирующиеся на продаже китайской обуви низкого качества. У вас российское производство и качество, соответственно, выше. Как удается конкурировать в этих условиях?

Да, конкуренция очень высокая. Но мы не считаем компании, специализирующиеся на продаже китайской обуви, нашими конкурентами. Мы уверены в наших покупателях, эту уверенность мы приобрели за долгие годы работы. Мы понимаем, что к нам приходят новые покупатели, да и мы сами меняемся, идя навстречу их предпочтениям. Компании, завязанные на закупку и продажу нишевой продукции, идут по другому пути. Для нас конкурентами являются такие игроки, как «Эконика», Tervolina, ECCO. Это те, с кем мы готовы бороться за покупателя.

Насколько актуальна для вашей компании задача цифровой трансформации бизнеса?

На текущий момент мы пока не реализовали конкретных проектов, есть интересные задумки. Конечно, собираемся развивать бизнес-аналитику и другие направления.

Вы сказали, что до недавнего времени компания не могла себе позволить дорогостоящие ИТ-решения. Какие сегодня критерии выбора для вас актуальны?

За свой многолетний опыт, могу сказать, что не существует идеального решения, удовлетворяющего все аспекты бизнеса. Конечно, зоопарк решений тоже плохо, ведь все это нужно сопровождать и интегрировать. Мы ориентируемся на одну платформу, но «кирпичики», которые мы на нее устанавливаем, могут быть разработаны и другими вендорами. Главное, чтобы они были с ней совместимы. На текущий момент таким ядром для нас является платформа «1С». Те решения, которые мы используем или собираемся использовать, имеют большой запас производительности. Нам его хватит на продолжительное время. Поэтому для нас сейчас актуальны решения как самой компании «1С», так и совместимые с ними. При выборе той или иной системы мы в первую очередь исходим из своих потребностей и задач. В том числе оцениваем, не является ли решение избыточным по функциональности.

Вы говорили, что интенсивное развитие ИТ в вашей компании началось недавно. Это связано с вашим приходом?

Понимание необходимости вложений в ИТ было у руководства компании еще до моего появления. Требовалось автоматизировать существующие бизнес-процессы. Была расширена команда и увеличен бюджет.

Сколько ИТ-специалистов сегодня работает под вашим руководством?

У нас есть собственный отдел разработки, сфокусированный на работу на «1С». В нем трудится порядка десяти человек. Большая часть из них находится в Москве, но есть и специалисты на местах, во Владимире и Зарайске. Примерно восемь человек у нас занимаются системным администрированием, сопровождают инфраструктуру. Отдел техподдержки пока небольшой, в нем всего пять сотрудников, но мы планируем его расширять в связи с увеличением времени обслуживания. Сейчас отдел работает пять дней в неделю по 10 часов, а мы хотим реализовать схему семь рабочих дней по 12 часов. Существует отдел производственных технологий. Там есть специалисты, сопровождающие систему управления производством обуви. Мы используем «Технокласс», это не очень известная в России система, ее создали в Болгарии. Что касается разработки производственной системы, ею занимается аутсорсинговый подрядчик. Все остальное у нас свое собственное.

 

Опубликовано 15.12.2017

Похожие статьи