Чтобы преодолеть свою неуверенность, узнайте, откуда она берется

Логотип компании
Чтобы преодолеть свою неуверенность, узнайте, откуда она берется
Как столь талантливый человек мог без какой-либо очевидной причины так потеряться в тривиальных дискуссиях?

Рэймонд замкнулся. Сандра сорвалась. У них обоих были солидные достижения и карьерные перспективы, и все же они чувствовали, что что-то идет не так. Их руководители, коллеги, друзья могли это подтвердить, но и они были озадачены. Как столь талантливый человек мог без какой-либо очевидной причины так потеряться в тривиальных дискуссиях?

Ответ обманчиво прост и широко распространен: отсутствие уверенности на работе. Нас беспокоит, что мы не такие умные, информированные или компетентные, какими должны быть или какими другие нас считают. Страх, что мы недостаточно хороши или просто недостаточны. Другие страхи касаются наших идей, наблюдений и даже наших чувств. Постоянное волнение о том, чтобы тебя не осудили.

Чувства неуверенности ставит нас в зависимость от внешних факторов: восхищения, похвалы, известности. Но даже в моменты торжества ощущение успеха поселяется в нас ненадолго. Вскоре мы вновь начинаем копаться в себе, пытаясь отыскать «вену уверенности», но она остается неуловимой.

Из-за неуверенности нам трудно добиться того, чтобы наши голоса были услышаны, мы не можем высказать мнение, отличное от общепринятого, и от этого становимся уязвимыми. Мы теряем профессиональный имидж, утрачиваем вдохновение и творческое начало, превращаемся в вечно недовольных людей. Это мешает сотрудничеству и делает наши команды менее эффективными в работе. Если есть враг у искренности и инноваций, то имя ему «неуверенность». Неудивительно, что мы так стараемся от нее избавиться.

Пока в последние два десятилетия мы работали учителями, консультантами и коучами, то встретили сотни таких Рэймодов и Сандр. Как и они, мы время от времени испытывали смущение и разочарование в связи с неуверенностью. И хорошо знаем, каково это — хотеть стать сильнее, меньше зависеть от чужого мнения о нашей работе. И мы осознали, что, вероятно, нашего текущее понимание неуверенности и попыток с ней справиться, может быть частью проблемы.

Как люди обращаются к своему внутреннему миру, борясь с неуверенностью в себе на работе, так же поступают и те, кто пишет об этой борьбе. Отсутствие уверенности обычно рассматривается как личный недостаток, синдром самозванца. Иногда это связано с амбициями и переработкой — как в случае с людьми, которым мы обычно ставим «сидром отличника». В результате глубоко укореняются убеждения, будто наши достижения являются продуктом обстоятельств, а не компетентности.

Такие убеждения делают нас осторожными и отталкивающими в отношениях с другими. Если бы они действительно знали меня, я бы им не понравился, я самозванец, но я докажу им. Таким образом, неуверенность становится драйвером для бесконечных усилий, чтобы доказать себе — я хорош ровно настолько, насколько значимо мое последнее достижение. Но каждый за раз похвалой, которая следует за этим достижением, быстро следует ощущение неуверенности в себе.

Хотя эти описания являются следствием опыта неуверенности, они также рассматривают ее как личную проблему — продукт нашей истории и амбиций, талантов и чувств. Отправление людей на семинар по развитию или на «работу с неуверенностью», делают то же самое. Такой подход устраивает неуверенных в себе, которые часто спокойно соглашаются, что с ними что-то не так. В то время как коучинг может быть большим подспорьем, обычный совет — установите комфортные границы, отойдите на некоторое расстояние, он уделяет слишком много внимания неуверенности, как индивидуальному недостатку. На самом деле неуверенность — это социальная проблема с психологическими последствиями, а не психологическая проблема с социальными последствиями. На рабочем месте причины неуверенности часто возникают вокруг, а не внутри нас.


Чтобы преодолеть свою неуверенность, узнайте, откуда она берется. Рис. 1

Неуверенными люди становятся, а не рождаются. Возьмите «неуверенного суперпрофессионала», такого человека, за которым охотятся многие компании. Если единственные результаты, которые имеют значение, это завтрашние, и если вы ценны настолько, насколько полагают ваши клиенты и коллеги, то быть неуверенным суперпрофессионалом не патология. Это необходимость. Стать одним из них, значит приспособиться к культурному идеалу — это может быть персонально тяжелым, а для кого-то и профессионально вредным.

Например, исследование, посвященное женщинам и меньшинствам в профессиональной среде, ясно показало, что неуверенность является скорее социальной проблемой, нежели психологической.

В то время как женщины конституционно равноправны с мужчинами, коктейль из противоречивых сообщений и личных отзывов, окрашенных предвзятостью, — быть более напористыми, но менее конфронтационными, быть подлинными, но менее эмоциональными — ставит их в обстоятельства, при которых они постоянно сомневаются в себе.

Неуверенное поведение, например меньше говорить на собраниях или уклоняться от конфронтации, в этих обстоятельствах не является выражением подвижной психики. Это и ответ на тонкие угрозы, и способ подгонки, или, точнее, согласия со статусом несоответствия.

В связи с тем, что неуверенность воспринимается как личная проблема, не вызывает вопросов и то, что в первую очередь создает неуверенность. Это задача неуверенного человека стать увереннее в себе, а не сделать свою работу менее напряженной. Неудивительно, что неуверенность превращает работу тяжкий труд и сулит одиночество.

Стремление тех, кто страдает от неуверенности, и тех, кто пытается помочь, — это определенная отрешенность, автономия, которая делает нас независимыми от одобрения других. Это все хорошо, пока вы не поймете, что на протяжении всей жизни нам нужно любить других, чтобы быть здоровыми, независимыми людьми. Именно тогда, когда нам не хватает прочных, поддерживающих отношений, мы обращаемся внутрь себя и становимся неуверенными. Чувство причастности является такой же фундаментальной потребностью человека, как и автономия.

У всех нас есть определенный опыт отношений, в которых мы можем быть свободными, можем высказать свое мнение, можем быть уязвимыми, можем быть открытыми — и всё это без особого страха подвергнуть опасности сами отношения. Возможно, у нас даже есть опыт отношений, которые заставляют нас чувствовать себя более реальными, чем если бы мы были одни. Что, если эти отношения являются не исключением на работе, а нормой?

Читайте также
Хотите выйти на рынок Ближнего Востока? Разбираем, как высокие цены на Интернет могут повлиять на ваш бюджет и планы.

Вы знаете ответ: неуверенность была бы сиюминутным, а не хроническим состоянием. Иногда это может затронуть всех нас, но это не станет определяющим. Приобщение к работе всех нас целиком, наших сильных и слабых сторон, идей и вопросов не будет ни достижением, ни привилегией. Это как бы приз, который мы получаем и передаем по очереди.

Если смотреть на вещи таким образом, неуверенность – это ни слабость, ни движущая сила. Она – побочный продукт рабочей культуры, в которой индивидуализм заполнил все, отношения стали средством достижения целей, а предубеждения находят себе путь без препятствий. Лучше проводить границу не будет достаточным для решения проблемы.

Чтобы принять и преодолеть неуверенность нам стоит, скорее меньше заморачиваться друг другом, а больше заботиться как друг о друге, так и о месте, в котором мы работаем.

Источник

  Чтобы преодолеть свою неуверенность, узнайте, откуда она берется. Рис. 2

Олег Вайнберг, бизнес-консультант, коуч:

Сидром самозванца — хорошо изученное явление. Разумеется, трудно не согласиться, что, как и все психологические проблемы, она является и социальной. Если вы находитесь на необитаемом острове, психологические проблемы вам, в общем-то, не угрожают. Но призывать устанавливать границы или меньше заботиться о мнении окружающих, в данном случае это призывы «не думать о белой обезьяне». Как коуч, я очень часто работаю с этой проблемой со своими клиентами. С моей точки зрения, корень синдрома самозванца, как и большей части психологических проблем, находится в нашей семейной истории, в нашем детстве. И заключается он в том, что когда-то очень давно, кто-то из значимых для ребенка взрослых, обесценил усилия или результаты или саму личность этого ребенка. Это частый результат, особенно с учетом установок, которые есть или долгое время были в западном обществе. Идеи о том, что «если ребенка хвалить, он разбалуется», что «кому много дано, с того много и спрашивается» и всей прочей чуши, место которой в голове у армейского сержанта, а не у мамы и папы. К несчастью, эта проблема очень распространена среди менеджеров. К счастью, она распространена настолько сильно, что в арсенале коучей есть достаточно приемов, чтобы справиться с ней быстро и навсегда.

 

Опубликовано 02.07.2018

Похожие статьи