Автоматизация в масштабе

Логотип компании
Автоматизация в масштабе
У каждого предприятия путь и свой подход к разработке

Конференция «Решения «1С» для корпоративных клиентов», проходившая в июне в Сочи, уже стала традиционным летним мероприятием, на котором рассказывают о новых продуктах, технологиях, наиболее интересных и значимых проектах, реализованных как самими специалистами компании, так и ее многочисленными партнерами. Одной из ключевых тенденций нынешней конференции стал рассказ о проектах по внедрению решений «1С» в самых крупных компаниях, где раньше использовались преимущественно зарубежные продукты.

Для самых больших

Одной из крупнейших российских компаний с государственным участием является «Почта России». На карте страны нет ни одного более-менее значимого населенного пункта, где бы ни находилось хотя бы одно почтовое отделение. Осенью прошлого года был запущен процесс по смене юридического статуса «Почты России» – с ФГУП на непубличное акционерное общество, которое должно работать по принципам самоокупаемости. Соответственно, необходима трансформация основных бизнес-процессов, поиск новых моделей работы с клиентами и партнерами. Здесь руководство «Почты России» делает в первую очередь ставку на информационные технологии. Как рассказал Петр Марютин, руководитель Департамента развития и сопровождения продуктов «1С» в компании «Почта России», в течение ближайших пяти лет в развитие корпоративных ИТ будет инвестировано свыше 40 млрд рублей. Среди основных направлений – создание новых цифровых продуктов на базе ресурсов «Почты России», решения для быстрой и дешевой логистики, качественный сервис для внутренних клиентов при минимальных затратах, создание платформ для электронной коммерции (в том числе и для международных игроков), цифровой клиентский сервис, а также цифровой канал связи государства с населением и бизнесом. 

Автоматизация в масштабе. Рис. 1

Петр Марютин

Первые результаты уже ощутили обычные клиенты «Почты России». Для получения посылок, бандеролей и других отправлений не нужно заполнять бумажное извещение и предъявлять паспорт. Достаточно сформировать электронную подпись, которая подтверждается с помощью мобильного телефона. Сегодня в «Почте России» функционирует сразу несколько решений «1С». Для автоматизации внутреннего электронного документооборота используется масштабируемая система «1С: Документооборот», в которой работает 36 тысяч пользователей в 86 структурных филиалах и функционирует 11 информационных баз. Каждый год база документов пополняется на 1 млн единиц. Ежеминутно в систему поступает пять документов, 60 задач и четыре согласования. Работать с документами сотрудники и руководители компании могут не только на настольных ПК, но и на мобильных устройствах на базе iOS и Android. Кроме того, автоматизирован учет и управление недвижимостью, ведь «Почта России», как напомнил Петр Марютин, является одним из крупнейших в нашей стране владельцев недвижимости.

Российское ПО для работы за рубежом

Об опыте применения российского ПО в нефтяной отрасли рассказал Вячеслав Берзин, начальник управления ИТ компании «Зарубежнефть», которая является государственной, но при этом работает на иностранных рынках. А потому, согласно политике импортозамещения, она обязана не только использовать отечественные программные решения, но и полностью соответствовать требованиям законодательства других государств. Как отметил Вячеслав Берзин, сегодня уже недостаточно, если российское ПО предлагает функциональность, аналогичную западным решениям, но по более низкой стоимости. Клиенты смотрят не только на цену, но и на качество ИТ-продуктов. Практически весь слой прикладного ПО в «Зарубежнефти» построен на базе решений «1С». 

Автоматизация в масштабе. Рис. 2

Вячеслав Берзин

Реализация проекта корпоративной системы расчета заработной платы на базе «1С: Зарплата и управление персоналом 8 КОРП» и СУБД Postgre SQL началась в марте прошлого года, а в январе текущего система уже была запущена в промышленную эксплуатацию. В результате вдвое сократилось количество централизованных справочников и видов расчета. Например, вместо трех видов надбавок за работу в особых климатических условиях была сформирована «Единая тропическая надбавка». Также были унифицированы методики кадрового учета и расчета заработной платы.

ERP объединяет

Структуры холдинга «Полипластик» расположены на территории от Владивостока до Минска, а продукция продается не только в России, но и активно эксплуатируется за рубежом. Пять лет назад система «1С: ERP» привлекла руководство «Полипластика» выгодной стоимостью лицензии. О том, как было принято решение сменить собственную устаревшую систему на базе «1С» и «зоопарк» учетных систем в филиалах и подразделениях на единую «1С: ERP» рассказал Виталий Котов, заместитель директора по экономике. Удалось решить проблему противоречивых данных, когда различные подразделения ведут учет в разных системах, была ликвидирована точка напряжения между финансовым и коммерческим департаментами, связанная с утверждением кредитных лимитов, снижены издержки на внутригрупповые операции, как на уровне всей ГК, так и на уровне отдельных филиалов. Из других преимуществ Виталий Котов упомянул централизацию резервирования товаров и роботизацию учета на линейных участках. ГК «Полипластик» часто приобретает предприятия в регионах со своими сложившимися правилами учета. В этом случае «1С: ERP» становится инструментом и транспортом для тиражирования единых бизнес-правил.

Автоматизация в масштабе. Рис. 3

Виталий Котов

Саморазвитие компетенций

Одним из успешных примеров организации Центра компетенций «1С» на стороне заказчика можно назвать проект в компании «Газпромнефть», отмеченный в докладе Бориса Нуралиева. Более 20 тысяч пользователей в 14 городах присутствия, свыше 300 специалистов и более 40 предприятий, охваченных поддержкой, – вот лишь несколько цифр, которые дают представление о его масштабах. Более подробно о развитии практики «1С» в вертикально интегрированной нефтяной компании рассказал Федор Байраков, руководитель «Технологического центра «1С» в ПАО «Газпромнефть». Предпосылок для создания подобной структуры было несколько. Это значительное увеличение доли решений «1С» в корпоративном ландшафте компании, рост запросов на изменения со стороны бизнеса, а также возможные санкционные риски. Центр не только оптимизировал и унифицировал процессы разработки и поддержки решений «1С», но и активно развивает персонал, обучает новых сотрудников и повышает профессиональный уровень существующих специалистов.

Чего нет – допишем!

Немало докладов на конференции в Сочи было посвящено опыту использования продуктов «1С» в конкретных отраслях, с учетом их особенностей. Уже знакомый читателям нашего журнала Олег Смирнов, директор по ИТ мебельной компании «ПМТ» (ГК «Аскона»), рассказал о переходе на «1С: ERP» с системы предыдущего поколения «1С: Управление производственным предприятием (УПП)». Сложная номенклатура, большое количество переделов, параметрические спецификации и другие особенности удалось реализовать в системе, хотя часть задач ИТ-специалисты «ПМТ» решали своими силами.

Не только монолог

Особый интерес у участников конференции вызвали панельные дискуссии, где можно было поделиться опытом, конструктивно поспорить с коллегами и разработчиками «1С», поведать о наболевших проблемах. Например, в ходе дискуссии, посвященной оптимальному выбору решения «1С» для цифровой трансформации бизнеса, обсуждались такие вопросы, как использование максимально типового решения с последующей доводкой для него бизнес-процессов либо кастомизация системы в соответствии с особенностями предприятия, или третий вариант – полностью самостоятельный проект на платформе «1С: Предприятие». У каждого предприятия путь и свой подход к разработке. Главное, что в «1С» прислушиваются к мнению заказчиков и готовы к диалогу.

 

Опубликовано 02.08.2019