«Умная» клиника – это умные врачи и умные управленцы

Логотип компании
Коронавирус, с одной стороны, принес миру огромные проблемы, с другой – стал сильным драйвером для развития здравоохранения, обнажив слабые места, до которых ранее просто не доходили руки цифровизаторов.

Этот год запомнится всем как год COVID-19. Коронавирус, с одной стороны, принес миру огромные проблемы, с другой – стал сильным драйвером для развития здравоохранения, обнажив слабые места, до которых ранее просто не доходили руки цифровизаторов. О том, какое будущее ждет медицину в нашей стране, какие ИТ-решения сейчас востребованы на рынке, рассказывает Анна Фофанова, руководитель направления МТС eHealth.

Что изменила пандемия в развитии цифровой медицины в России?

Все и ничего. С одной стороны, и к медицинскому сообществу, и к пациентам, и к инвесторам пришло понимание, в чем польза цифровизации. Это мощный толчок и гигантский вызов. С другой стороны, для цифровой медицины условия остались прежними на уровне законодательства, на уровне технологического оснащения медучреждений и подготовленности кадров. Еще несколько лет мы будем отрабатывать эффект пандемии, и только время покажет, что реально изменилось. Сейчас, как принято говорить, много хайпа вокруг темы.

Какие основные проблемы у цифровых трансформаторов в здравоохранении сегодня?

Мне кажется, одна из главных проблем в том, что бизнес и государство не всегда слышат друг друга. Инициатива часто идет снизу вверх, когда цифровые трансформаторы на основе мирового опыта или собственных инициатив создают что-то и хотят, чтобы государство смотрело на инновации их глазами. Но у большой силы большая ответственность. Регулятор в сфере здравоохранения должен быть осторожен, потому что именно принцип «не навреди» становится решающим при выборе пути развития. И все-таки государство ищет баланс, идет на диалог с бизнесом, создает регуляторные «песочницы», в которых лидеры отрасли могут проверять свои гипотезы и показывать эффективность. Поэтому важно вести диалог. Хотелось бы, чтобы государство не усложняло путь бизнеса к созданию инноваций, а бизнес слышал запросы государства. И кстати, об эффекте пандемии, в 2020 году диалог между государством и бизнесом перешел на качественно новый уровень, а потому я за осторожный оптимизм в этом отношении.

Почему закон о телемедицине не привел к значительному росту ИТ-решений в этой сфере?

Закон о телемедицине вступил в силу 1 января 2018 года, к тому моменту все основные игроки рынка уже получили инвестиции и работали или вносили итоговые улучшения перед выводом продукта на рынок. Изменение законодательной базы было сопоставимо не с долгожданным летом, а с тем, что просто кончился дождь. И ты собирался в плавание, а можно только сидеть у бассейна.

Важно разграничить телемедицину и инновации для медицины. Количество инновационных решений выросло, но дело не в количестве, а в качестве. Сейчас, чтобы получить инвестиции, мало сделать хорошее решение, надо, чтобы оно стало лучше, чем имеющееся на рынке.

Каким образом ИТ-компании могут способствовать открытию новых методов лечения?

Недавно видела новость, что четырнадцатилетняя школьница открыла молекулу, которая может нейтрализовать COVID-19. Как она это сделала? С помощью компьютерного моделирования, имитировавшего проведение лабораторных исследований, она проанализировала миллионы молекул и нашла нужную. Удалось бы сделать это без доступных сегодня технологий? Скорее всего, да. Только на это ушло бы несколько лет. Цифровизация открывает новый мир в сборе и аналитике данных, а на их основе можно создать и новые методы.

Открытие новых методов лечения – это красиво и ужасно интересно, но если все станут конструировать космические корабли, кто же будет строить дома и дороги, необходимые здесь и сейчас? Вспомните ваше последнее посещение поликлиники, и вы поймете, что я имею в виду. В отечественной медицине хватает еще не построенных «домов» и «дорог», и вот здесь у ИТ-компаний есть компетенции, которые могут быть очень востребованы в условиях цифровой трансформации.

Масштабное направление в мировой цифровой медицине, в котором работаем и мы, – продукты, связанные с поддержкой людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом второго типа, хроническими заболевания органов дыхания, от которых страдают и умирают чаще, чем от любых других заболеваний, как в России, так и в мире. В подобных болезнях ключевую роль играет профилактика осложнений. Профилактикой занимается в первую очередь сам пациент, врач наблюдает за его состоянием и вмешивается тогда, когда это необходимо, а не только тогда, когда пациент приходит на прием. Это совершенно новый подход к медицине не только у нас, но и в других странах в тоже.

Если медицина перейдет к профилактической модели, то это потребует лучшей диагностики и, соответственно, затрат. Кто будет их покрывать?

Уже больше десяти лет государство движется в этом направлении. Например, уже довольно давно существует программа диспансеризации. В 2020 году такую профилактическую меру, как дистанционный мониторинг артериального давления, планируют включить в систему ОМС.

Вы не представляете, какая колоссальная экономия бюджета получается, если просто сократить количество кризисных состояний и госпитализаций. Например, один инфаркт это: вызов скорой помощи, госпитализация, оплата больничного. В зависимости от региона это десятки тысяч рублей на один инфаркт. Все за счет ОМС. 47% всех смертей в России приходится на сердечно-сосудистые заболевания, поэтому фокус государства на профилактику полностью оправдан. И направление eHealth в МТС нацелено на создание действенных решений для помощи в организации этой профилактики.

Ошибки в диагностике приводят к неточным или запоздалым диагнозам. Как ИТ-решения могут помочь врачам?

Даже по личному опыту можно сказать, что к неточным диагнозам риводят целые комплексы факторов: низкое качество образования, недостаточно точное и современное оборудование, недостаток информации. Всего не перечислишь. Звездный час ИТ-решений наступает именно тогда, когда не хватает информации. Для чего создана ЕГИСЗ (единая государственная информационная система здравоохранения) или ЕМИАС (единая медицинская информационно-аналитическая система)? Чтобы врачу была доступна вся информация о пациенте на этапе сбора анамнеза.

В нашем инновационном будущем врач получит возможность использовать не только те сведения, что пациент сообщит на приеме, но и сводную информацию с детских лет, включая физическую активность или какой был пульс утром в воскресенье. И это новый, совершенно другой подход к диагностике.

Например, для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями мы в сотрудничестве с НМИЦ кардиологии разработали приложение, в котором можно сохранять показатели артериального давления, просто сфотографировав экран тонометра или продиктовав их ему. Данные, которые пациенты вносят в приложение, могут в режиме онлайн отражаться в личном кабинете врача в «Системе МТС 120/80». С одной стороны, мы создали решение, способное сделать жизнь пациента с артериальной гипертонией проще, дать ему подсказки, предупредить, если показатели высокие. С другой – врачу становится доступна вся информация, которая нужна для оценки эффективности назначенной терапии и постановки диагноза.

Может быть, спустя пару лет, когда накопится нужный объем обезличенных данных о динамике показателей артериального давления, такие сведения лягут в основу новых открытий, а пока мы просто даем врачу то, что поможет емуь в работе.

Дистанционный мониторинг здоровья – вещь безусловно полезная, однако есть много вопросов к домашним приборам. Носимые устройства не всегда точны. Что с этим делать?

Показатели, которые снимают широко распространенные носимые устройства, вроде «умных» часов или браслетов, врач не имеет права учитывать в своей работе. В нашей стране у таких гаджетов нет регистрации медицинского изделия. Устройства, зарегистрированные как медизделия, стоят значительно дороже, поэтому дистанционный мониторинг с их помощью доступен не всем. Разрабатывая свою систему мониторинга, мы это принимали в расчет, вот почему для нее не нужны ни носимые гаджеты, ни специальные тонометры, достаточно обычного, домашнего. Конечно, за нательными устройствами будущее, и мы уже прорабатываем возможности интеграции с ними. Но, повторюсь, важно предлагать решения, соответствующие потребностям и решающие проблемы здесь и сейчас.

Заменит ли искусственный интеллект врача?

На нашем с вами веку вряд ли. Искусственный интеллект способен значительно расширить границы информированности врача. Например, распознать на рентгеновских снимках или снимках МРТ то, что пропустит человеческий глаз, даже самый «насмотренный». Или облегчить процесс диагностики, за считаные секунды подбирая возможные варианты под имеющиеся вводные, в том числе неочевидные. Принимать решения пока способен только человек. То есть искусственный интеллект – это помощник, ассистент специалиста, но не конкурент.

Что такое «умная» клиника будущего?

Можно было бы порассуждать о передовых технологиях, AR-телемедицине и медсестрах-роботах, но любая технология становится полезной, только когда люди могут ею воспользоваться. «Умная» клиника – это не напичканная приборами и ПО, а та, где каждое устройство и программа помогает, а не мешает врачу работать, за счет чего ускоряет решение проблем пациентов. «Умную» клинику создают умные врачи и умные управленцы.

Опубликовано 29.10.2020

Похожие статьи