Время профессионалов

Логотип компании
Время профессионалов
Пандемия так или иначе затронула все сферы бизнеса, повлияла на организацию работы, заставила сокращать издержки, высветила то, что действительно необходимо для обеспечения бесперебойной работы бизнеса

2020-й стал для многих отраслей экономики настоящим вызовом. Одни оказались на грани банкротства, другие, наоборот, завершают год с плюсом. По результатам исследования крупнейшего разработчика решений в области интеллектуальной обработки информации и анализа бизнес-процессов Abbyy, проведенного в ноябре, выяснилось, что в течение года 57% компаний были вынуждены изменить ИТ-стратегию. В то же время именно благодаря информационным технологиям многие компании смогли удержаться на плаву.

Удаленная работа

ИТ-бизнес и в предыдущие годы практиковал удаленную работу. Программисты, аналитики, системные инженеры, консультанты и маркетологи хорошо справлялись со своими задачами вне стен офиса. Поэтому производителям и интеграторам не пришлось кардинально менять формат своей деятельности. «Мы уже несколько лет практиковали такой режим для сотрудников, все бизнес-процессы были по возможности автоматизированы, компания управлялась онлайн. Официальное признание удаленного режима работы сотрудников лишь подтвердило правильность этого направления», – говорит генеральный директор Центра аналитических систем Алексей Мамонов.

Алексей Мамонов, генеральный директор «Центра аналитических систем»
Алексей Мамонов, генеральный директор «Центра аналитических систем»
В целом мы видим, что на рынке ИТ сейчас лидирует востребованность решений, позволяющих перевести бизнес на удаленку, а также заключать сделки онлайн.

По его словам, активный переход заказчиков на онлайн-встречи высвободил дополнительное время для более продуктивной работы. Конечно, ничто не заменит живого общения, но в условиях пандемии важнее всего сохранить здоровье людей.

Не сильно пострадал от пандемии и рынок ИБ. По словам Олега Губки, директора по развитию бизнеса компании «Аванпост», производители ИБ-решений быстро восстановились после первой волны. А ближе к середине года уже успешно стартовали пресейловые активности и проекты, замороженные в марте-апреле. «Это достаточно логично, поскольку обеспечение информационной безопасности де-факто уже является критически важным процессом практически в любой организации, что особенно заметно с переходом на удаленную работу», – уверен Олег Губка. Он отмечает, что обороты компании успешно восстановились во втором полугодии и даже превысили целевые показатели на год. Если говорить о частностях, то практическое развитие удаленных коммуникаций показало эффективность общения на расстоянии с партнерами и клиентами, особенно с теми, кто находится в других городах и странах.

Одной из самых серьезных проблем, связанной с удаленной работой стало обеспечение ее безопасности. Госструктурам и коммерческим организациям пришлось в считаные дни перевести персонал на «удаленку»; появилась задача развернуть полноценные рабочие места на домашних компьютерах и обеспечить защищенный доступ к корпоративным информационным ресурсам. «Большинство организаций предприняло попытку организовать такой доступ, но ИТ-инфраструктура оказалась не готова к реализации этой модели», – говорит Григорий Сизоненко, генеральный директор ГК ИВК. В свою очередь, спрос на безопасность послужил стимулом для разработчиков ИТ- и ИБ-решений в расширении продуктового портфеля. Кстати, согласно исследованию IDС, самые крупные вложения в средства безопасности в 2020-м по-прежнему делают банки, производственные компании и компании, занятые в сфере профессиональных услуг.

Григорий Сизоненко, генеральный директор ГК «ИВК»:
Григорий Сизоненко, генеральный директор ГК «ИВК»:
Пандемия – далеко не первый кризис, который довелось пережить «ИВК». На примере уходящего года мы еще раз убедились в правильности своего подхода к организации деятельности компании.

Тренды

Чем, кроме удаленной работы запомнится 2020-й? Алексей Мамонов (Центр аналитических систем) считает, фокус внимания государства и бизнеса сейчас направлен на сбор и управление данными. И особенно важны данные о людях, поскольку цифровой портрет клиента для коммерческих компаний или цифровой портрет гражданина для госорганов позволяет работать с этими людьми почти полноценно без реального физического взаимодействия.

Особо Алексей отмечает надзор государства за гражданами. Он считает, что пандемия послужила предлогом для создания большого количества государственных систем, осуществляющих слежку и формирующих досье человека в автоматизированном режиме. Поскольку часто этим занимаются структуры, не имеющие гарантированной защиты от утечки персональных данных, есть опасность, что сведения окажутся в широком доступе.

Ожидает изменений и рынок труда – многие сотрудники не вернутся в офис, останутся невостребованными освободившиеся площади в бизнес-центрах, магазины активизируются в онлайне, зато возрастет потребность в логистике из магазинов, ресторанов и предприятий, предоставляющих различные услуги. «Какое-то время все будет работать не очень слаженно, но впоследствии конкуренция все поставит на свои места. Соответственно, именно данные направления начнут развиваться интенсивнее», – говорит Алексей Мамонов. Он считает, что эти причины, а также снижение реальных доходов вызовет отток населения из крупных городов на периферию. Все это должно компенсироваться возможностью сокращать издержки за счет использования различных ИТ-решений.

Секреты успеха

Светлана Гацакова, директор ДКИС ALP Group, говорит, что опыт ее компании показал, что именно ИТ-ориентированная организация работы как внутри предприятия, так и в рамках выполнения внешних проектов в новых условиях, – не временная мера, а эффективный инструментарий, применение которого позволило достойно прожить этот год и который можно использовать после завершения пандемии.

Светлана Гацакова, директор ДКИС ALP Group:
Светлана Гацакова, директор ДКИС ALP Group:
На ИТ-рынке всегда остро чувствовалась их нехватка, а сегодня, когда заказчики особенно требовательны, а время как никогда дорого, потребность в высоких профессионалах резко возросла. Но одновременно ужесточились и требования к кандидатам.

Естественно, для достижения такого результата необходимо было особое внимание уделять организации работы проектных команд, координировать их в удаленном режиме. «Для этого мы, в частности, создали внутреннюю виртуальную среду, позволяющую на должном уровне регулярно поддерживать взаимодействие разработчиков, менеджеров, руководителей проектных групп, техподдержки и других отделов», – говорит Светлана. Вместе с тем пандемия выявила еще одну проблему, и с ней многим пришлось столкнуться – необходимость оптимизации кадрового состава. С одной стороны, потребовалось перераспределять функции, и в ряде случаев возросла нагрузка на конкретных специалистов. Но с другой – такой подход помог избежать массовых сокращений, сохранить и даже усилить команду, прежде всего, за счет высокопрофессиональных специалистов.

Для того чтобы оставаться успешной компанией, нужна гибкость. «Пока в компании до 100 сотрудников, перестраиваться можно «на ходу», но с ростом бизнеса это станет значительно сложнее. Вот почему важно строить «правильные» процессы и коммуникации заранее, не дожидаясь «волшебного пинка». К счастью для нас, сейчас мы прошли этот путь безболезненно и сделали необходимые выводы», – комментирует Олег Губка («Аванпост»).

Олег Губка, директор по развитию бизнеса компании «Аванпост»:
Олег Губка, директор по развитию бизнеса компании «Аванпост»:
Для того чтобы провести презентацию или демонстрацию, обсудить ход проекта, необязательно встречаться лично, что экономит время и деньги. Также со многими контрагентами мы перешли на электронный документооборот и непосредственно ощутили все весомые преимущества данного сервиса.

Поддерживает коллег и Григорий Сизоненко (ГК «ИВК»). Он уверен, что если вести дела рачительно, создавая финансовую «подушку безопасности», год за годом формировать коллектив из умных и творческих людей, объединенных общей идеей, если действовать на опережение, то кризис реально становится временем новых возможностей.

Мы с тобой одной крови

Пандемия так или иначе затронула все сферы бизнеса, повлияла на организацию работы, заставила сокращать издержки, высветила то, что действительно необходимо для обеспечения бесперебойной работы бизнеса. Компании, занимающейся созданием и внедрением комплексных информационных систем, пришлось не только довести свои бизнес-процессы до совершенства, но и помогать заказчикам решать сходные управленческие задачи. «И это при том, что на первый план сегодня вышли необходимый, но четко организованный функционал, скорость внедрения новых решений на площадке заказчика и действительно бесперебойное их обслуживание. Уже понятно, что при всей сложности и комплексности этой задачи нам удалось ее решить. Прежде всего, за счет нашей собственной стратегии, уже в течение многих лет предусматривающей создание инструментария для эффективной проектной работы», – объясняет Светлана Гацакова, (ДКИС ALP Group).

Олег Губка («Аванпост») говорит, что этот уникальный во всех смыслах год в очередной раз показал – все участники рынка, несмотря на размер и тип бизнеса, будь то заказчик, вендор, интегратор, партнер и даже конкурент, находятся на одной, а не на разных «сторонах баррикад». Поэтому чем быстрее и эффективнее будут развиваться коммуникации между ними, тем значительнее и успешнее будут результаты совместных проектов.

Опубликовано 25.12.2020

Похожие статьи