УправлениеИТ в бизнесе

ИТ в DIY

Ольга Попова | 24.06.2021
Вадим Кузин

Вадим Кузин

ИТ-директор онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру»

О работе ИТ-директора крупного интернет-ретейлера, направлениях работы ИТ-департамента, привлекательности ИТ-компании как работодателя - в интервью с CIO "ВсеИнструменты.ру"

Вадим Кузин, ИТ-директор онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру» в ИТ давно. Еще будучи студентом четвертого курса, несколько лет работал дежурным в системном интеграторе, а затем, после окончания университета, сетевым инженером. В компании «Мечел» дорос до позиции директора по ИТ-инфраструктуре, а через десять лет продолжил свой карьерный путь в компании «ВсеИнструменты.ру». Вадим рассказал журналу IT Manager, как выстроены ИТ-процессы в DIY-сетях, какие задачи решает CIO маркетплейса и кто работает в его команде.

Какие задачи решает ИТ-директор в интернет-ретейле?

В этой сфере ИТ-директор занимается вопросами, не только относящимися к информационным технологиям, но и к бизнес-задачам, поскольку большинство операций в интернет-ретейле системно связано с бизнесом. Любой крупный интернет-ретейлер — сложная логистическая инфраструктура с множеством ИТ-решений, которые позволяют выстраивать каналы коммуникаций с клиентами и поставщиками, а также помогают потребителям находить и покупать нужные им товары. В целом, в любом интернет-ретейле уровень проникновения в бизнес высокий, поэтому ИТ играет определяющую роль.

Кажется неочевидным, но ИТ-специалисту, который приходит работать в маркетплейс, приходится решать множество разноплановых задач. Чем этот бизнес может быть интересен разработчикам, тестировщикам, аналитикам и так далее?

Дело в том, что для маркетплейса нет готовых «коробочных» решений, а потому каждой компании необходимо писать продукт полностью с нуля. На сайте маркетплейса находятся сотни тысяч пользователей одновременно, нагрузка растет так, что вчерашние решения сегодня уже не актуальны. Если базово разработана плохая архитектура, то потом на масштабе это все разваливается в момент, и таких вызовов и задач очень много.

Опишите пул задач, которые необходимо решать ИТ-специалистам при работе в крупном маркетплейсе? Какие вообще ИТ-специалисты нужны в этой сфере?

Здесь мы создаем продукт с нуля, начиная от бизнес-требований, программной аналитики, разработки, тестирования, выкладки и заканчивая дальнейшей поддержкой. Соответственно, у нас в штате есть специалисты, способные выполнить все эти задачи.

Также в маркетплейсах обычно присутствует гибридная ИТ-инфраструктура — собственное оборудование и арендованные облачные ресурсы. В работе с e-commerce, а особенно с маркетплейсами, совершенно нормальным является годовой рост нескольких товарных категорий на 100–200%. Причем спрогнозировать такой рост сложно, а значит, крупным интернет-компаниям нужно постоянно быть готовыми к наплыву клиентов, который всегда нагружает ИТ-системы, начиная от систем сайта и заканчивая системами бэк-офиса. Наплыв клиентов происходит с наступлением сезонных факторов или отдельных мероприятий, как, например, «Черная пятница». На это время выгодно арендовать облачные мощности у партнеров, вместо того чтобы переплачивать за их постоянное хранение внутри одной компании. Таким образом, гибридность заключается в возможности использовать не только свое, но и арендованное оборудование. Вот почему важно иметь собственную экспертизу по ИТ-инфраструктуре, чтобы умело управлять утилизацией оборудования и, как следствие, качеством ИТ-услуг.

Расскажите о платформе, на которой работает ваш маркетплейс.

Важно понимать, что изначально все продукты компании были самописными, им уже много лет, поэтому с точки зрения гибкости и скорости они не соответствуют времени, и сейчас ИТ-специалисты делят их на части. Уже два года в компании успешно применяется сервисная архитектура, которая позволяет создавать все новые сервисы и фичи в формате микросервисов с помощью Golang.

Как сделать так, чтобы изначальный код работал нормально и его не нужно было переписывать по истечении длительного времени?

За все время мы полностью переписали наш сайт раз пять. Это процесс бесконечного улучшения, как и на любом большом предприятии. У нас есть команда, которая занимается архитектурой и техдолгом, она в постоянном режиме переписывает старые блоки кода. Если какой-то фрагмент кода работает на нагрузке, близкой к максимальной, нам нужно срочно его переписать. В этой команде у нас самые опытные архитекторы и разработчики, они фактически перебирают двигатель машины на ходу.

Ключевыми условиями устойчивости маркетплейса называют архитектуру и масштабируемость. Вы согласны?

Да, масштабируемость — это основное, потому что невозможно предугадать какой объем продаж будет завтра и какие события произойдут в дальнейшем. Ну а если в архитектуре не предусмотрена возможность иметь пятикратный запас в каждый момент времени, то могут возникать проблемы. Именно поэтому компания уделяет большое внимание архитектуре и техническому долгу, что позволят безболезненно переживать пики спроса и нагрузки на систему.

В каких случаях эффективнее для компании использовать собственный онлайн-каталог, а в каких лучше обратиться к известным и популярным сторонним маркетплейсом?

Все зависит от того, насколько самостоятельно вы хотите управлять своими продажами. Собственная платформа всегда более гибкая, но в эксплуатации сложнее, чем любой готовый продукт или арендованный ресурс.

Сторонним маркетплейсом выгодно пользоваться в начале бизнеса, для стартапов с несколькими продуктами, когда стоит задача понять, есть ли спрос на товары, насколько успешной оказалась бизнес-идея. Затем можно начинать делать что-то свое, например, товарные рекомендации или CRM-маркетинг.

Как вы анализируете поведение покупателей? Какими инструментами пользуетесь?

Для анализа поведения покупателей на сайте предусмотрены классические инструменты: тепловые карты и различные кейсы по всем клиентам. Также ИТ-специалисты стараются во всех возможных разрезах измерять конверсию. При любом изменении интерфейса или процесса на сайте обязательно применяются A/B-тесты, проводится анализ того, насколько удобным и полезным для наших покупателей оказалось нововведение. Если говорить о внешнем спросе, то специалисты компании ориентируются на «Яндекс»- и Google-показатели в интернет-рекламе.

Почему традиционно ИТ-компании кажутся привлекательнее с точки зрения работы в них, какие возражения слышите на собеседованиях?

ИТ-компании изначально фокусировались на построении качественного ИТ-бренда. У них много референсных продуктов и кейсов, которые привлекают специалистов. Компании, напрямую не связанные с ИТ, вынуждены вкладываться в это и догонять — по условиям, задачам, продукту и технологиям.

Сейчас условия в ИT-компаниях и крупных холдингах с продвинутым ИТ-департаментом практически не различаются — главное, чтобы процессы в них были важной частью бизнеса.

Все понимают, что ключевое конкурентное преимущество — это специалисты, и их пытаются держать внутри компании. Даже крупные компании, вроде Газпрома и Сбербанка, раньше пользовались услугами аутсорсинга, а сейчас большую часть в этом направлении делают своими силами — так безопаснее и эффективнее.

Может ли нишевая компания обеспечить более интересные условия, чем именитая ИТ-компания?

Сегодня ИТ-специалистам важны интересные и масштабные задачи, результат, мотивационные условия.

Нишевая компания может быть во много раз интереснее, потому что ты не маленький винтик — десять тысяч первый разработчик, —а участник процесса, у тебя шире зона ответственности, есть возможность генерировать и реализовывать идеи, видеть результат и получать вознаграждение.

В большой ИТ-компании узкая зона ответственности — ты суперспециалист, но на своем маленьком участке, и у тебя нет возможности двигаться вправо-влево, важно, чтобы ты этот участок возделывал качественно.

Есть ли смысл идти работать в маркетплейс новичку или там ожидают только специалистов уровня «синьор» и выше?

Мы обращаем внимание не на текущие знания, а на желание развиваться. В компании был прецедент, когда мы брали ребят без опыта в ИT. После нашей школы некоторые из них стали тимлидами и руководителями отделов.

Мы стараемся брать людей с перспективой и желанием, а не специалистов с большим опытом в крупных ИТ-компаниях или переманивать их у конкурентов. Так что текущие навыки не столь важны, можно развиваться с базовых позиций. С учетом того, что сама компания быстро растет, такая возможность есть всегда.

Сталкивались ли вы с тем, что ИТ-специалисты набираются опыта в вашей компании, а затем переходят в более «престижные» с точки зрения имени среди ИТ-тусовки? Как удерживаете специалистов?

Такое бывает, когда вырастает сильная команда, тогда она начинает участвовать в конференциях и становится на слуху на рынке. Некоторым компаниям бывают срочно нужны специалисты, и им удобно хантить таких профессионалов у нас.

Мы даем фидбек по задачам и организовываем встречи — благодаря корпоративной культуре и возможности роста в команде низкая текучка. У нас 90% руководителей уровня CEO-2/CEO-3 — это сотрудники, выросшие в компании. В основном наши специалисты уходят, когда переезжают в другую страну или в международные стартапы, ребятам просто интересно попробовать себя на международной арене.

ТОП-5 наиболее востребованных ИТ-компаний, которые называют на собеседованиях специалисты?

Конкуренция по зарплатам и перегрев рынка идет со стороны компаний, у которых есть деньги и амбиции, и они очень хотят диджитилизироваться. Это крупные госбанки —Сбер, ВТБ и Газпромбанк. Они создают собственные ИТ-компании и «пылесосят рынок», имея фактически безлимитное финансирование.

Здесь все просто: чем хуже бренд, тем больше нужно платить. В компанию с хорошим брендом люди готовы пойти и на меньшие деньги.

Есть ли разница по условиям компенсации в крупной непрофильной компании и в крупной ИТ-компании?

Если нужны сильные специалисты, то в непрофильной компании условия должны быть такие же или даже лучше.

В ИТ-компаниях чаще всего есть мотивация, связанная с акциями компании и привязка к росту бизнеса. В крупных холдинговый компаниях такого нет, обычно это решают большими фиксированными окладами и премией от общей деятельности компании, а не от того, сколько ИТ принесло и заработало денег.

Как вы находите и подбираете курсы для обучения ИТ-специалистов?

Наш опыт говорит о том, что ИТ-специалистов учить не нужно, они учатся сами, если им давать время и задачи, которые бы их развивали.

Мы вкладываемся в конференции и митапы, там идет общение, обсуждение опыта и реальных кейсов. ИТ-специалистам важны конференции, возможность быть частью какой-то тусовки, чтобы расширять свой кругозор. Обучение осуществляется и при качественно выстроенном менторстве внутри компании. Просто отправить всех на какой-то курс — это уже никому неинтересно.

Сколько ИТ-специалистов в вашей компании? Есть разделение по специализациям?

За последние три года ИТ-департамент вырос втрое, и сейчас в нем работают 280 специалистов. У нас разделение внутри команды по продуктам, поскольку большинство систем самописные, у каждой из них своя команда разработки, поддержки и архитектуры. Разбивка следующая структурно: команда сайта, команда ERP, команда CRM и т. д.

Вообще, у нас команда работает из разных точек страны. Еще два года назад мы взяли курс на распределенную команду, так как это позволяет искать качественных специалистов по всей стране. Сейчас более половины нашей команды работает удаленно, в этом одно из наших преимуществ.

В 2020-м многие компании перевели своих работников на удаленку, затем настало время гибридной работы. Практикуются ли эти форматы у вас? С какими сложностями пришлось столкнуться и как вы их решали?

Компания довольно легко и быстро перешла на удаленный формат, потому что технически была к ней готова. Поначалу все сотрудники были этим воодушевлены, кроме того, результаты показали, что ИТ-департамент эффективнее работает удаленно.

Но в какой-то момент команда почувствовала потребность в офлайн-общении, поскольку удаленка негативно влияет на уровень коммуникации в компании, и после пандемии компания пришла к гибридному формату работы: 60% времени сотрудники работают удаленно, а 40% — из офиса. Причем основные встречи и мероприятия проводятся очно. А для поддержания командного духа в компании организуются дополнительные офлайн-мероприятия в формате тимбилдинга. Во время таких встреч сотрудники из разных городов России могут пообщаться в реальной жизни и лучше узнать друг друга.

 

Ретейл и торговля

Темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2021], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00
Форум «Цифровое предприятие»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
26.08.2021 — 27.08.2021
09:30–17:00