Когда компьютеры были большими

Логотип компании
Сегодня сложно представить, что всего полвека назад один компьютер занимал целую комнату а из носителей информации были только перфокарты.

Стандартная перфокарта вмещала около 80 символов, или 100 байтов информации, для хранения одного мегабайта данных требовалось свыше десяти тысяч таких перфокарт. Кроме того, большинство процессов были «ручными». Но и в позднем СССР, и в новой Российской Федерации государственной власти требовались инструменты автоматизации и управления. О предшественниках современных АСУ, создании Конституции РФ и Администрации Президента, о задачах, стоявших перед государственными ИТ-руководителями ХХ века рассказывает Борис Гузанов, ветеран отрасли и член клуба ИТ-директоров 4CIO.

Борис, у вас большой путь в ИТ. Расскажите о нем. С чего все начиналось?

Вопрос философский. Для начала, родился 70 лет назад. В седьмом классе был на приеме с родителями, где они познакомились с руководителем ЦСУ СССР (правопреемник Госкомстат РФ). Он со мною разговорился. И поведал мне о вычислительной технике. А через два года, осознанно, поступил в Московский экономико-статистический институт, затем, отслужив в армии, вернулся на вечерний факультет этого института и поступил на работу в Главный вычислительный центр Госплана СССР. Совмещал работу и обучение, что мне дало возможность полученную теорию реализовывать на самой современной практике.

Вы занимались информационной безопасностью в те времена, когда это понятие было знакомо узкому кругу специалистов. Что такое ИБ в ГВЦ Госплана СССР?

В то время отрасль ИБ была в стадии становления. В первую очередь это организационные мероприятия. Затем шли различные технические ухищрения, препятствующие съему информации с различного рода носителей информации, в том числе с каналов связи. Строились вычислительные центры с учетом ИБ, так же как и сегодня строят ЦОДы.

Когда компьютеры были большими, вы участвовали в создании информационно-вычислительной системы СССР. Что это было?

Для ответа надо углубиться в историю вопроса. После войны с распространением ЭВМ во всем мире и СССР началось активное использование этой техники в экономических исследованиях, требующих значительного объема вычислений: балансовых, оптимизационных, статистических и других, и, что логично, возникла мысль объединения этих расчетов в систему. В СССР активно разрабатывалась теория систем управления экономическими объектами, теория автоматов и проектирования вычислительной техники, велась разработка систем управления различных уровней. Первым, кто поставил перед высшим руководством Советского Союза и научной общественностью вопрос о необходимости управления экономикой СССР в масштабах всей страны на основе повсеместного применения ЭВМ, был Анатолий Иванович Китов. В 1958 году Китов предложил создать систему управления экономикой СССР на основе единой государственной сети ЭВМ в общесоюзном масштабе. Это свое предложение он описал в брошюре «Электронные вычислительные машины», опубликованной массовым тиражом Всесоюзным обществом «Знание». В работе впервые в СССР была изложена перспектива «комплексной автоматизации информационной работы и процессов административного управления и планирования в масштабах всей страны». Предлагалось объединить все крупные вычислительные центры в Единую государственную сеть вычислительных центров (ЕГСВЦ). Значительную роль сыграл первый в СССР доклад по автоматизированной системе управления страны «О возможностях автоматизации управления народным хозяйством», сделанный в ноябре 1959 года группой Берга, Китова, и Ляпунова. Когда в 1964 году проект ЕГСВЦ поступил на рассмотрение, против него самым решительным образом выступил целый ряд ведомств, в том числе Госплан СССР и ЦСУ СССР. Аргументация была в духе того времени: потеря партийного руководства экономикой, угроза проникновения в секреты и т. п. На самом же деле здесь больше было вопросов приоритета и престижа ведомств. В 1968 году Госплан СССР представил свои предложения, суть которых сводилась к тому, что стране не нужна единая система, достаточно отраслевых. К началу 1970-х идея ЕГСВЦ постепенно была отставлена в сторону. Погибнуть оригинальной идее не дал директор Института кибернетики АН УССР академик Виктор Михайлович Глушков. Он переосмыслил проект Китова и заручился в 1962 году поддержкой Косыгина, работавшего в то время заместителем Председателя СМ СССР, в области активизации работ по созданию автоматизированных систем управления (АСУ). В стране началась масштабная кампания по созданию различных АСУ в государственных ведомствах и на предприятиях, которая захватила сотни тысяч советских граждан и продолжалась вплоть до начала перестройки. С середины шестидесятых и вплоть до своей кончины в январе 1982 года фактическим идеологом многих работ по АСУ являлся Виктор Глушков. Он предложил правительству СССР создать Общегосударственную автоматизированную систему управления экономикой страны (ОГАС), для чего, по его оценкам, требовалось как минимум 15–20 лет и 20 млрд тогдашних рублей. Однако выигрыш стоил того: ОГАС давала реальный шанс построить самую эффективную экономику в мире. ОГАС представлялась в качестве трехуровневой сети с компьютерным центром в Москве, до 200 центров среднего уровня в других крупных городах и до 20 000 локальных терминалов в экономически значимых местах, обменивающихся информацией в реальном времени с использованием существующей телефонной сети. Одной из крупнейших систем была АСПР — Автоматизированная система плановых расчетов на базе вычислительных центров Госплана СССР и госпланов союзных республик. Такие же территориальные системы создавали и ЦСУ СССР, и Госснаб СССР, министерства и ведомства. И основное внимание переключилось на создание отраслевых АСУ, а вопрос создания ОГАС постепенно пропал, так как проекты и реализация АСУ различных уровней и реформы в управлении уже не соответствовали концепции, выдвинутой 15 лет назад, которую надо было перерабатывать с учетом новаций. В Госснабе СССР по состоянию на 1990 год было около 150 вычислительных центров, объединенных каналами связи. В зависимости от региона каждый вычислительный центр обрабатывал и решал задачи по оптимизации, информации о складских запасах, логистику и т. д. Был большой научный институт — сейчас бы его назвали интегратором. Он создавал специальное типовое или адаптировал программное обеспечение для нужд системы, внедрял, сопровождал их и при необходимости дорабатывал с учетом современных требований.

Первые шаги к созданию АСУ были предприняты в конце 1960-х на уровне предприятий. Какими были АСУ полвека назад?

В 60-х годах развернулся широкий фронт работ по созданию автоматизированных систем различного уровня. Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления. Различали автоматизированные системы управления объектами (технологическими процессами — АСУТП, предприятием — АСУП, отраслью — ОАСУ) и функциональные автоматизированные системы, например проектирование плановых расчетов, материально-технического снабжения и т. д. Среди наиболее успешных разработок того времени на уровне предприятий — АСУ-ВАЗ, проект Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР. В проекте определялись следующие функции АСУ: оперативно-календарное планирование и контроль хода основного производства; управление сборочными конвейерами в реальном масштабе времени; технико-экономическое планирование и бухгалтерский учет; снабжение основными и вспомогательными материалами и комплектующими изделиями; учет движения персонала и расчет заработной платы; организация ремонта технологического оборудования; организация, планирование и учет производства и распределения запчастей; планирование и учет продвижения заказов вспомогательного производства; организация нормативного хозяйства; конструкторско-технологическая подготовка производства; управление спецавтоцентрами. Техническое обеспечение АСУ-ВАЗ имело иерархическую структуру построения и обеспечивало технологически взаимосвязанный цикл регистрации, сбора, обработки и выдачи информации в суточном режиме. В состав технических средств входили девять ЭВМ фирмы «Дженерал электрик», комплекс традиционного оборудования, включающий восемь перфораторов, четыре контрольника, расшифровки перфокарт и репродукторы и свыше 400 периферийных устройств. При этом надо заметить, что какая-либо общая концепция создания АСУП в стране отсутствовала.

К началу 1980-х гг. проходила разработка отраслевых АСУ (ОАСУ) для министерств и ведомств по нескольким типовым проектам. Были планы о последующем объединении их в единую систему ОГАС. Почему этот проект не состоялся?

Нужно заметить, что сначала была разработана концепция ОГАС, которая предусматривала в своем составе ОАСУ. Как говорилось выше, в 60-е годы работы по созданию АСУ получили развитие. На восьмую пятилетку намечалось создание первой очереди 85 вычислительных центров, для строительства и оборудования которых предполагалось выделить 467 млн руб. За период с 1966 по июнь 1984 года было создано 6900 АСУ различного назначения, из них более 3300 АСУ на предприятиях и около 3200 ведомственных АСУ. Строительство сети вычислительных центров стартовало в конце 1970-х, был построен 21 опорный ВЦ для обслуживания 2000 предприятий. Средний эффект от работы одного опорного ВЦ составил примерно 2 млн руб. В декабре 1978 года впервые в СССР был осуществлен межмашинный обмен данными между ВЦ, расположенными в Москве, Риге, Киеве, Ташкенте и Томске. Наиболее успешной стала разработка АСУ для Минприбора (АСУ-Прибор). Проект этой системы был принят в качестве типового для отраслей. Я думаю, все эти разработки не получили своего объединения в единую ОГАС по ряду причин, среди которых недостаточный уровень технической базы — ЭВМ и систем связи. Также отсутствовала возможность оперативной обработки данных и передачи необходимых объемов; не существовало головной организации по разработке системы и, конечно, не было достаточно энергичного руководителя по созданию системы гражданского назначения. Хотя отмечу, что система управления на особый период была создана: два головных центра управления и пункты в каждой республике и области. Эта система в учебном режиме функционировала до развала СССР. Кстати, автор идеи Китов работал в оборонке и его предложения о создании системы управления касались в первую очередь управления народным хозяйством в военное время. Огромные силы и средства ушли на формирование этой системы. Между прочим, я был самым молодым номенклатурным начальником в системе Госснаба СССР.

Новейшая история. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации. Что было сделано за годы работы там и что запомнилось?

Это было время создания новой государственности. Перелом. Меня пригласили на работу Шахрай и Маслов, работавшие с Борисом Ельциным. Я один из тех, кто делал структуру Администрации Президента. Мне довелось начинать создавать и восстанавливать имеющийся механизм правовой информации. Для юристов всегда важно иметь юридически значимый документ. Была воссоздана система кодификации, сначала на твердых носителях, затем, преодолевая некий консерватизм юристов, мы смогли перейти к «цифре». Впервые в мире выпустили нормативный документ о создании системы правовой информации, где машиночитаемый документ был приравнен к «твердой» копии. Появилось три источника достоверной юридически значимой информации. Это «Российская газета», издательство «Юридическая литература» и специально созданный центр НТЦ «Система». Последний осуществлял и осуществляет перевод документов в машиночитаемый юридически значимый документ. Сейчас это всё Государственная система правовой информации. Параллельно мы поддерживали создание коммерческих систем, сегодня их все знают, и я не буду рекламировать. Это главное, чем могу гордиться. Для понимания процессов мне пришлось получить высшее образование юриста. Много было сделано большой командой единомышленников. В то время был участником многих процессов и начинаний того времени. Мы приложили руку к созданию Академии криптографии, вместе с Конституционным собранием работали над Конституцией России. Со всей страны приходили замечания и предложения, а поскольку в те времена не было специальных систем, приходилось обрабатывать их вручную, сводить и фильтровать по направлениям. Работали практически круглосуточно.

Как изменились ИТ за последние 20 лет? Что изменилось для вас?

Вопрос очень объемный, и все ответы на него широко опубликованы. Вкратце, надо исходить из следующих основных направлений: техническая база, создание микропроцессоров, увеличение мощности, миниатюризация элементов; разработки операционных систем и программного обеспечения направленного на индивидуальное использование; создание сетей и Интернета. Это и определило кардинальное отличие технологий от прошлого века, когда вся деятельность фокусировалась вокруг больших ЭВМ. Сегодня всё возвращается на новом технологическом уровне. Созданы и развиваются центры с хранением и обработкой информации. На руках мощные удаленные процессоры, и всё увязано в глобальную сеть.

Что для вас клуб ИТ-директоров? И почему вы каждый год приезжаете на «Подмосковные»?

Это жизнь. Это люди, с которыми хочется встречаться и говорить, это Интеллект. И не только о проблемах и решениях в ИТ. Как вы знаете, уже не первый год идет проект по созданию «Учебника». Очень интересный формат общения и погружения в новые темы. Постоянно учишься. Узнаешь и общаешься с профессионалами практиками, находящимися на первой линии. Ну и управляющий офис. Люди, которые креативны и всегда рады помочь, и не только в профессиональной сфере.

Опубликовано 27.08.2021

Похожие статьи