Бизнес здоровья

Логотип компании
Как цифровые инструменты и грамотный менеджмент помогли сети фитнес-клубов World Class стать лидером рынка

В прошлом году из-за коронавирусных ограничений одни компании были вынуждены уйти с рынка, другие с трудом сводили концы с концами. Рестораны, кинотеатры, спортивные клубы переживали трудные времена. Однако даже среди них нашлись те, кто воспринял пандемию как вызов и, приняв на себя риски, продолжил активно развиваться. Одной из таких компаний стала сеть фитнес-клубов World Class. О сегодняшнем и завтрашнем дне «бизнеса здоровья» рассказывает генеральный директор сети Николай Прянишников.

Николай, почему после многих лет в ИТ-сфере вы сменили ее на область фитнеса?

Я считаю себя профессиональным топ-менеджером. Мне нравятся новые направления, динамичный бизнес, достижение результатов. Важным критерием является технологичность бизнеса, поэтому я долгое время работал в телекоме и «Майкрософте». При этом в World Class есть комбинация ряда факторов. Во-первых, это хорошая миссия — продвижение здорового образа жизни. Мы помогаем людям быть красивыми, здоровыми и успешными. Что может быть лучше? Во-вторых, я продолжаю использовать свой опыт в технологиях — внедряю цифровые продукты и сервисы, реализую план цифрового развития, укрепляю технологическое лидерство в новой, перспективной индустрии.

Много ли общего в менеджменте ИТ-компании и фитнес-бизнеса?

С точки зрения управления есть несколько главных блоков на любой топ-менеджерской позиции. Это разработка стратегии, управление операциями и управление людьми. Они частично похожи. Конечно, есть и различия. Здесь у нас ретейл услуг, соответственно, есть своя специфика. Например, в выборе места для фитнес-клуба, заключении договоров аренды, обеспечении бизнес-процессов.

За счет чего ваша сеть может эффективно конкурировать на рынке фитнес-услуг?

Само проникновение фитнеса в крупные городах России еще очень низкое — всего 10%. При том, что в развитых странах более 20%. Так что потенциал роста у нас еще очень большой. Поэтому одна из наших задач — не конкурировать между собой, а расширять рынок. Сейчас мы в тренде. Модно быть здоровым и красивым. У нас есть ряд долгосрочных конкурентных преимуществ. Мы считаемся лидером рынка, на котором действуем уже 28 лет. За это время разработаны лучшие методики по фитнесу, по тренировкам. Имеется свой корпоративный университет для обучения сотрудников. Мы знаем, где лучше построить клуб, как правильно сделать его удобным для клиента. Постоянно мониторим инженерные системы, систему водоочистки, воздухообмен в тренажерных залах. Так, у нас в залах шестикратный воздухообмен. Это особенно актуально сегодня в сложной эпидемиологической ситуации, поскольку снижает риски заражения. Кроме того, мы постоянно развиваемся: ставим лучшие тренажеры, внедряем лучшие международные методики. А главным преимуществом я считаю три тысячи наших сотрудников. Клиент приходит к тренеру за здоровьем. Это касается и групповых, и персональных занятий. Кстати, в прошлом году, когда в течение трех месяцев мы были закрыты и несли убытки, все равно платили нашим работникам зарплату, чтобы сохранить команду. И после окончания карантина все три тысячи человек вернулись, мотивированные на работу с клиентами.

А ваш персонал привит?

Да, 70% наших сотрудников прошли вакцинацию. Фактически все сотрудники, за исключением тех, кто имеет медотвод или недавно переболел, привились от коронавируса. Я признателен нашей команде за поддержку, благодаря которой мы прошли этот этап. Считаю, что риск ковида гораздо выше потенциальных рисков побочек от прививки.

Как сеть фитнес-клубов World Class пережила пандемию? Много ли клубов было закрыто в прошлом году?

Трехмесячный простой клубов, последующие ограничительные меры, спад клиентского трафика — все это, разумеется, нанесло ощутимый финансовый ущерб компании. Период был очень тяжелый для бизнеса в целом. Доходов не было, а статьи расходов никуда не исчезли. Да, фитнес-индустрия была признана в числе наиболее пострадавших отраслей, и на ее реабилитацию уйдет немало времени и сил. Открытие клубов было сопряжено с целым рядом требований, которые также повлекли дополнительные расходы. Кроме всего прочего, мы приняли решение автоматически продлить всем нашим членам клубов действие их карт на те три месяца, что клубы были закрыты. Клиентский трафик восстанавливался постепенно, многие, даже после открытия клубов, не спешили возвращаться к занятиям, кто-то работал на удаленке, кто-то опасался за свое здоровье, только сейчас ситуация понемногу стабилизируется. Тем не менее, невзирая на трудности, в итоге мы не закрыли ни одного клуба, напротив, во втором полугодии 2020-го открыли еще четыре новых и продолжаем работать над расширением сети. К положительному опыту, который мы извлекли из пандемийного 2020-го, можно отнести и развитие нашего диджитал-направления, проект, который мы долго вынашивали, пришелся как нельзя кстати в период, когда все клубы были закрыты. Онлайн-тренировки World Class в этот период стали невероятно популярными, ежедневно с нами тренировалось огромное количество людей по всему миру, поэтому, несмотря на тяжелые времена, компания обрела новый перспективный вектор развития.

Какие классы потребителей являются вашими клиентами?

У нас есть клубы разных форматов. Есть лакшери-клубы с высокой стоимостью абонементов, есть премиум-клубы и бизнес-клубы «лайт» с демократичными ценами. А еще мы открыли клубы UFC Gym Russia, подписав франшизу с американской компанией UFC Gym, и будем строить 55 клубов под брендом этой сети. Первые два клуба в Москве уже работают. Они ориентированы на молодежь, на любителей боевых искусств, на динамичные тренировки. Цена карты в них 2–3 тысячи рублей в месяц, что доступно большинству.

В интервью газете «Коммерсант» вы говорили, что намерены реализовать стратегию роста, укрепить лидерство в России и сделать World Class успешной международной компанией. Удалось ли этого достичь?

Считаю, что мы на правильном пути. За пять лет моего руководства компанией мы вышли на новый уровень. Было построено 15 новых современных клубов. IRR-проектов выше целевой модели, сеть собственных клубов на треть обновлена, удвоена сеть франчайзинга. World Class стал международной компанией, работает практически во всех регионах России и уже в семи странах мира. Более того, мы постоянно расширяем географию присутствия — недавно было заключено соглашение об открытии первого клуба World Class в Швейцарии, а также студии Mind Body by World Class (это еще один наш проект) в Австралии. Даже пандемия не помешала нашей компании осваивать новые страны и континенты. Помимо прочего, как я уже упоминал, мы заключили историческое соглашение с американской сетью фитнес-клубов UFC GYM, в рамках которого в течение 10 лет будет открыто 55 клубов по всей России. Два клуба в Москве уже действуют и набирают популярность.

Для создания успешной бизнес-модели сети фитнес-клубов нужно централизованное управление, единые базы данных и качественная аналитика. Вы согласны?

Согласен частично. Да, многие процессы у нас централизованы. Но при этом наши клубы уникальны, цены разные, есть полномочия на местах решать вопросы для удобства клиентов. Базы данных и аналитику активно используем. Мы нацелены на технологическое лидерство в фитнес-индустрии. Новые технологические решения помогут нам делать кастомизированные предложения, актуальные для клиентов и выгодные для компании.

Сейчас модное слово «цифровизация» проникло во все сферы. Есть ли цифровая стратегия в World Class?

Безусловно, в фитнес-индустрии есть своя специфика: мы не можем просто скопировать подход к цифровизации из других сфер — например, банковские цифровые сервисы. Как показывают исследования в США, люди, начавшие заниматься цифровым фитнесом, в 50% случаев потом приходят и в классические клубы. По России таких исследований нет, но есть ощущение, что это верно и для нас тоже. Это означает, что в фитнес-индустрии цифровые продукты в ближайшем будущем не заменят полностью классический фитнес, но станут его хорошим дополнением.

Мы реализуем «План цифрового развития» компании. Наши разнообразные фитнес-продукты клиенты могут получить в клубах, а также онлайн. В ближайшее время выводим на рынок совершенно новый цифровой продукт. Будем строить единую экосистему продуктов и сервисов, удобную и выгодную для клиента. Все, что связано с направлением здорового образа жизни, клиент сможет получить от нашей компании на базе единой цифровой платформы. Партнерские решения будут интегрированы бесшовно. Быть здоровым и красивым станет просто, выгодно и удобно.

Вы говорили, что соцсети — один из драйверов развития фитнес-рынка. В каком направлении идет это развитие? Как вы взаимодействуете с аудиторией соцсетей?

Все верно, невозможно отрицать роль и влияние соцсетей в сегодняшней жизни, поэтому мы, разумеется, используем эти инструменты для диалога с нашей аудиторией и клиентами. Наши главные площадки в этом смысле — «Инстаграм» и Youtube, у обеих хорошая и постоянно растущая аудитория, в «Инстаграме» уже 293 тыс. подписчиков, на Youtube — 96 тыс. подписчиков. Конечно, весь наш контент — это главным образом тренировки, мы стараемся использовать эти каналы, чтобы приносить практическую пользу подписчикам. Пожалуй, нигде вы найдете такого количества профессионального и бесплатного фитнес-контента, как на @worldclassclubs и на https://youtube.com/c/WorldClassClubs.

Во время пандемии, когда клубы были закрыты, а люди оказались заперты по своим домам, соцсети стали нашим главным способом общения с аудиторией, а для нее наши бесплатные ежедневные тренировки оказались настоящим спасением. С нами тренировались люди по всему миру – до миллиона человек в день! Это был, по сути, беспрецедентный социальный проект. Конечно, лояльность аудитории после этого сильно возросла и продолжает расти.

Изменились ли за последнее время запросы клиентов фитнес-клубов?

Люди меняются, возрастает, хотя и не такими темпами, как нам хотелось бы, роль фитнеса и здорового образа жизни. Клиенты становятся более ориентированными на результат, те, кто регулярно ходит в клуб, стали, по нашим наблюдениям, делать это чаще, в среднем на 20%. Пандемия тоже сыграла свою роль — все поняли, что самый ценный актив — это здоровье и его нужно поддерживать. Растет спрос на индивидуальный тренинг, отмечается повышение интереса к циклическим видам спорта и аутдор-тренировкам. И конечно, растет диджитализация фитнеса, а значит, все больше людей готовы к занятиям фитнесом в онлайн-формате, используют приложения, всевозможные гаджеты и т. д.

Вы планировали ежегодно открывать 5–6 собственных клубов World Class и 10 франчайзинговых. Как идет реализация планов? 

Стараемся держаться намеченного курса. За последний год, невзирая на трудности, мы открыли шесть новых клубов World Class в Москве, растет франчайзинговая сеть, причем не только в России, но и за рубежом. Растет не только количество городов, где представлены клубы World Class, но и стран. Разумеется, кризис внес свои коррективы, но планы по развитию у нас большие.

Расскажите о проекте World Class Digital.

Закрытие фитнес-клубов в марте 2020 года в результате пандемии подстегнуло развитие нашего диджитал-направления. Уже через день после закрытия мы запустили онлайн-тренировки в нашем «Инстаграме» и на Youtube, и этот проект получил невероятный успех и отклик не только у наших клиентов, но и у людей по всему миру. За те три месяца, пока были закрыты фитнес-клубы, наши тренировки посмотрели в общей сложности 67,5 млн раз (62 млн просмотров в «Инстаграме» и 5,5 млн на Youtube) — цифры фантастические. Причем делали мы все это абсолютно бесплатно, это изначально была наша принципиальная позиция. Зарабатывали мы в то время только на персональных онлайн-тренировках, которые можно было приобретать через наше приложение World Class 2.0, и стоят эти услуги, к слову, в два раза дешевле, чем в офлайн-режиме. Конечно, опыт пандемии показал, что фитнес-диджитализация — востребованное и перспективное направление, которое нужно активно развивать, чем мы сейчас и занимаемся. Готовим большой диджитал-проект, на котором собираемся зарабатывать за счет рекламных интеграций и платной подписки на контент. Правда, часть онлайн-тренировок на наших каналах мы по-прежнему оставим в свободном доступе. Сейчас готовится к запуску еще один новый диджитал-продукт, который мы вскоре анонсируем.

Какие еще проекты у вас сейчас в работе?

Из главного — мы активно работаем над запуском нового приложения, при помощи которого тренироваться станет еще проще и эффективнее. Это приложение, которое будет учитывать все ваши индивидуальные физиологические особенности, ваши запросы и составлять индивидуальные планы тренировок для достижения оптимальных результатов. Презентация продукта пройдет уже осенью текущего года.

Другой крупный проект — развитие второй нашей фитнес-сети UFC GYM Russia, о которой я уже упоминал. В ближайшие 10 лет планируем открыть 55 клубов сети в России и странах СНГ.

Эксперты в вашей отрасли считают, что в скором времени с помощью новых технологий, например дистанционного мониторинга состояния здоровья, клиент и тренер смогут контролировать основные функциональные показатели организма в режиме реального времени. Так ли это?

Так или иначе это возможно уже сейчас, при помощи фитнес-трекеров или «умных» фитнес-часов. Если вы разрешаете доступ к своим данным вашему тренеру, он уже может проверять интересующие его данные. Дальше эти процессы будут совершенствоваться, тем самым облегчая задачи обеим сторонам: клиенту в плане достижения своих целей, тренеру — для лучшего контроля за физическим состоянием и формированием правильных привычек у клиента.

Еще одно перспективное направление развития фитнес-индустрии — тренажеры с расширенным функционалом и с искусственным интеллектом. Если такое устройство можно установить дома, то зачем идти в фитнес-клуб?

За социальной жизнью, за соревновательным духом, за ощущением себя частью комьюнити, за общением, обменом опытом и живыми эмоциями. Безусловно, диджитализация во многом уже способна заменить походы в фитнес-клуб. Способов тренироваться, как мы знаем, сегодня уже очень много, но по нашему глубокому убеждению, офлайн-фитнес никуда не денется по многим причинам. От уже перечисленных мною до чисто практических — нигде, кроме как в профессиональном клубе, вы не найдете такого передового оборудования, тренажеров, бассейнов, саун, наконец.

Диджитализация упростила доступ к фитнесу тем, кто не имеет возможности посещать клуб (по финансовым или еще каким-то причинам), но не заменит его тем, кто привык заниматься именно в фитнес-клубе. Это другой образ жизни.

Вы частый участник «Подмосковных вечеров». Еще со времен работы в ИТ-компаниях. Что, на ваш взгляд, нужно добавить в программу, чтобы заинтересовать и привлечь на мероприятие бизнес?

В этом году коллеги включили меня даже в программный комитет «Подмосковных вечеров». Работаем командой над программой. На мой взгляд, важно постоянно развиваться. Находить новые, интересные темы, привлекать новых участников и спикеров. Тема технологий в тренде, функция ИТ и роль CIO, CDTO — важны как никогда. Уверен, в этом году конгресс будет еще интереснее, работаем над этим и всех приглашаем к участию.

Опубликовано 26.08.2021

Похожие статьи