Цифровое производство
Андрей, расскажите о себе. С чего начинался путь в ИТ?
Карьера началась около 20 лет назад в славном городе Ульяновске, где я окончил вуз и начал работать программистом. Далее карьера продолжилась в Москве в международной консалтинговой компании Columbus IT, где занимался проектами внедрения западной ERP-системы Axapta (сейчас Microsoft Dynamics AX) и получил большой опыт по управлению корпоративными бизнес-процессами. Затем начались различные корпорации и системы в Москве. Так, в В 2019 году, возглавляя ИТ-подразделение в компании «Аэроклуб», стал лауреатом премии «1С проект года» по «1С Управление Холдингом». Тревел-индустрия, к которой относится компания «Аэроклуб», в пандемию сильно пострадала, поэтому когда поступило предложение перебраться в Северную столицу в компанию «Пеноплэкс» — отказаться не смог, так как давно хотел часть своей жизни провести в Санкт-Петербурге, пожить, проникнуться культурой города.
«Пеноплэкс» — крупный российский производитель теплоизоляционных материалов. Какую роль играют в бизнесе ИТ-решения?
Безусловно, ИТ-решения в компании играют ключевую роль. Все начинается с документооборота, который семимильными шагами становится электронным, и мы естественным образом включаемся в проект улучшения экологии, поскольку все меньше тратим бумагу и заканчиваем созданием цифровых двойников наших производственных линий для контроля движения всех материальных активов компании и оперативного реагирования на любые отклонения в работе оборудования.
Расскажите о цифровых двойниках подробнее.
У нас есть три типа производственных линий. Полностью цифровые, частично цифровые и аналоговые. В цифровых всеми узлами и агрегатами управляет программируемый контроллер. Вы задаете логику и больше в человеческом вмешательстве он не нуждается. В частично цифровом есть программируемый контроллер, но некоторые агрегаты могут менять свои параметры. Аналоговых меньшинство, и в них перенастройка идет вручную. Там, где у нас есть возможность цифрового подключения и снятия всех параметров, мы создаем цифрового двойника, делаем большое озеро данных, куда поступает вся информация. Цифровые копии позволяют, не глядя на материальный объект, в удаленном режиме понимать все, что с ним происходит.
«Пеноплэкс» — это большое хозяйство, несколько производственных площадок. Чем занимается ИТ-департамент? Как организована его работа?
Сейчас у нас более десятка заводов плюс центральный офис. Мы активно используем облачную инфраструктуру — наша Core-система находится в облаке и к ней в режиме реального времени подключены все производственные площадки и корпоративный центр. Департамент ИТ занимается комплексным обслуживанием и развитием всех систем, участвует в разработке новых направлений и реинжиниринге бизнес-процессов. Существуют классические подразделения — поддержка, развитие, консалтинг, которые работают совместно как единый организм. В ИТ-департаменте есть базовые специализации. Первая — это внутренняя автоматизация и управленческая отчетность, вторая — логистика и производство. Каждое направление курирует один из моих заместителей. Команды разработчиков, аналитиков, тестировщиков и других относятся к тому или иному направлению. Но жестко они не привязаны, так как иногда возникает потребность в перераспределении ресурсов и балансировании нагрузки.
У вас собственная разработка?
Да, у нас собственный штат, который делает 70% своей разработки, а 30% заказываем у аутсорсера. В компании большое значение придается информационной безопасности, поэтому мы не можем отдать на сторону, например, тестовую базу данных. Всю основную разработку, где необходим доступ к производственным данным, рецептурам и другим параметрам, ведем собственными силами. Кроме того, у нас есть мобильная разработка по двум большим направлениям. Первое — это «промо». На всех наших упаковках имеется QR-код, и с помощью мобильного приложения все наши покупатели участвуют в бонусной системе, получая баллы за покупку, которые трансформируются в реальные деньги. Второе направление — розница. Строительные рынки, торговые точки. Наши полевые сотрудники ездят по ним, следят за наличием, качеством, ценами и выкладкой, а, по сути, выполняют аутстаффинговую работу для дистрибьюторов. У этих сотрудников есть наладонники с нашим мобильным приложением, в котором отражены все функции мерчандайзинга. Это приложение интегрировано с CRM-системой, при отсутствии Интернета оно может работать автономно, синхронизируя данные при его появлении. В офисе мы постоянно видим всю географию нашей розницы.
Как обстоят дела с ИТ-кадрами в «Пеноплэксе»?
Меня радует, что в компании «Пеноплэкс» есть понимание, что сегодня большой бизнес с хорошим ИТ должен стать ИТ-компанией с хорошим бизнесом. Добавлю, что это тренд многих компаний. Так же как и другие тренды: полная цифровизация, удобные рабочие места, мобильность, возможность удаленной работы, отказ от неоправданной рутины. Если ты не попадаешь в эти тренды, люди уходят уже с интервью. Для них важен life-balance, деньги ставятся на третье-пятое место. Заманивать деньгами программиста уровня Senior нереально. Нужны другие ориентиры. Моя задача — цифровизация компании, и я вижу, что у нас общее понимание с руководством, каким путем идти в будущее.
Как вы измеряете эффективность работы ИТ-департамента?
Мы разработали внутренний SLA по обслуживанию бизнес-подразделений, основанный на международных практиках реагирования и исполнения, и постоянно снимаем обратную связь от пользователей, которая идет по разным каналам. У всех направлений есть свои KPI с точки зрения работоспособности оборудования, доступности ИТ-сервисов. В каждом отделе свой руководитель, который следит за их выполнением. Мы планируем внедрение тайм-менеджмента и на его базе будем выстраивать систему контроля эффективности и загрузки каждого сотрудника, отслеживая его работу. Это интересно коррелируется с разными направлениями, разными специальностями, разным уровнем специалистов. Будет практиковаться индивидуальный подход, потому что достаточно сложно измерить работу, например архитектора. В любом случае все будет привязано к тому, чтобы каждый человек был эффективен в своей специальности. Задача — максимально снизить субъективную оценку в пользу объективных метрик.
Как построены взаимоотношения ИТ и ИБ?
Здесь всегда мы ищем компромисс. С одной стороны, ИТ должны быть массовыми и проникать везде, во все слои корпорации. А у информационной безопасности задача обратная: информация должна быть дозированной с ограниченным доступом. Поэтому в каждом конкретном случае все оценивается и взвешивается: какие права давать, как будет сотрудник пользоваться ими, для чего ему нужны эти права.
В чем особенности и сложности распределенной работы для ИТ-службы?
Основная сложность в административном подчинении. На каждой производственной площадке свой руководитель, поэтому все активности нужно согласовывать. Но все управление ИТ, все директивы идут через единый центр.
Какие бизнес-процессы компании автоматизированы и как именно?
Так или иначе автоматизированы все аспекты хозяйственной деятельности «Пеноплэкс» — от бухгалтерии и кадров до дистанционного обслуживания клиентов. Внутренний документооборот полностью, внешний — с большинством клиентов. Автоматизировано производство, бюджетирование и казначейство, торговля. Мы постоянно развиваемся — планы всегда грандиозные, с горизонтом планирования от года и далее. У нас выстроена стратегия роботизации, создания единого информационного пространства, планируем внедрение глобального ERP-проекта, который улучшит качество аналитики.
При таком большом количестве данных нужны надежные системы хранения. Закупаете серверы?
У нас практически вся инфраструктура облачная. Есть два вида облаков. Первый — частное облако, там ставим свои серверы в арендованном ЦОД. Второй — классический, где работаем внутри виртуальных машин, выделенных нам облачным провайдером. Мы легко можем масштабировать производительность, в частности учетной системы, при увеличении пользователей. Компания растет, и часто требуется кратно увеличивать производственные мощности для поддержки процессов и пользователей. Поэтому мы не можем в такой ситуации обновлять свою инфраструктуру, постоянно закупая требуемое «железо». Безусловно, есть бэкапирование на разных физических площадках, защита данных.
Практикуете ли удаленную или гибридную работу для ваших сотрудников?
Да конечно. В наше непростое пандемийное время удаленная работа стала уже частью корпоративной культуры. Гибкие инструменты коммуникаций и коллективной деятельности помогают стирать границы и расстояния, делая удаленную работу не менее эффективной, чем в офисе. Хотя, конечно, живое человеческое общение заменить сложно.
Изменились ли запросы бизнеса за последние полтора года? Как повлияла пандемия?
С точки зрения работы ИТ-систем есть запросы на HR-системы и системы дистанционного образования. Мы стали больше заботиться о сотрудниках, больше стали уделять внимания аналитике по мотивации сотрудников. Как, наверное, и во всех компаниях мы стали больше покупать ноутбуков — сотрудники стали более мобильны.
По поводу значимости ИТ споров уже нет, но есть разногласия в том, что они дают бизнесу. Как вы считаете, ИТ — это инструмент или главный драйвер развития?
На мой взгляд, ИТ уже давно перестали быть инструментом, как Word и Excel, и будучи хорошо реализованными, являются ключевым драйвером успеха любой компании, особенно тех, что стремится быть на острие лезвия современных технологий вместе со своими контрагентами — далеко смотря в будущее.
Большие данные, искусственный интеллект, аналитика, мобильность — тренды современного мира. Используете ли вы их в своей работе?
В нашей практике мы еще не добрались до искусственного интеллекта, но все остальные тренды у нас реализованы в полной мере. Мы собираем в автоматическом режиме большие данные со всех производственных линий и учетных систем в единое озеро данных и создаем многоуровневую систему бизнес-аналитики для всех аспектов хозяйственной деятельности компании. Есть несколько уровней агрегации. Первый — это производственные площадки и все, что на них происходит — выполнение планов, безотказная работа оборудования. На втором линейные руководители отслеживают ключевые показатели, финансовые результаты, расходы. Третий — система сбалансированных показателей. Она предназначена для топ-менеджмента. Сейчас наша BI-система дорабатывается, например, планируем внедрить элементы геймификации для вовлечения сотрудников в процесс достижения поставленных KPI.
Какие проекты у вас сейчас в работе?
За последний год мы выполнили порядка 18 крупных проектов, среди которых можно отметить B2B-системы, внедрение CRM-систем для профессионального и розничного направлений. Основная B2B-система — это личный кабинет дистрибьютора, или система дистанционного обслуживания. В ней полностью автоматизировано оформление заказов. Большой отдел, который ими занимался сейчас целиком сосредоточен на сервисе. Сотрудники практикуют персональный подход к каждому клиенту, знают его особенности.
Какие направления имеются в вашей ИТ-стратегии? Насколько успешно она выполняется?
У нас три основных направления — автоматизация производственных площадок и логистики, управленческий и фискальный учет, CRM. По всем этим направления есть стратегия развития и масштабирования на все наши площадки. Все проекты, которые мы запустили в 2020–2021 годах, достигли своих целей и успешно развиваются в эффективные ИТ-решения.
Сейчас модное слово «цифровизация» проникло во все сферы. Есть ли цифровая стратегия в «Пеноплэксе»?
Конечно есть. Цифровизация должна стать частью корпоративной культуры, помогая повышать производительность труда каждого сотрудника, получая бесценные эффекты и конкурентные преимущества. Мы планируем на год и четко знаем на каждом шаге, что должно поменяться.
Вы член клуба 4CIO. Зачем едете на конгресс «Подмосковные вечера»? Что ждете от мероприятия?
В первую очередь хочу повидать старых друзей. Послушать, что происходит в ИТ-мире, какие тренды набирают силу. А еще собираюсь поучаствовать в работе секций, увидеть, как эти тренды реализуются на практике.
Опубликовано 04.10.2021