Uber-development для амбициозных

Логотип компании
Цифровая трансформация девелопмента - это комплексный подход к цифровизации всех направлений бизнеса: коммерческого блока, финансового, девелоперского и работы управляющей компании. Если одно направление будет оцифровано и оптимизировано, а другое продолжит работать по-старому, трансформации не получится.

Пандемия ударила по девелоперам: кто-то столкнулся с приостановкой строек из-за эпидемиологических ограничений, кто-то — с нехваткой рабочих рук. Однако Proptech, как и многие другие ИТ-сферы, не только не забуксовал, но даже получил дополнительные стимулы для развития. Об этом, а также о том, почему важно развивать внутренние компетенции и создавать площадки для взаимодействия специалистов, рассказал Павел Гуштюк, директор по цифровым продуктам группы «Самолет».

Павел, мы всегда представляем наших спикеров аудитории. Расскажите о себе. Что было до сегодняшней должности?

Приблизительно 10 лет назад я закончил обучение в Лондоне и приехал в Москву в качестве эксперта в области информационного моделирования. Начинал работать менеджером по внедрению ИТ-систем. А потом, продолжая заниматься информационным моделированием, понял, что из этого можно создать что-то значительно большее. Так я придумал систему, которая позволит полностью управлять девелоперским бизнесом. Первая попытка ее создания и внедрения была предпринята мной во время работы в компании — крупном федеральном девелопере. Но, к сожалению, компания оказалась не готовой к изменениям, которые несут с собой новые технологии. В 2019-м я пришел в «Самолет» на этап работы по внедрению информационного моделирования. Затем возглавил небольшой R&D-отдел. И понял, что в этой компании мои идеи будут востребованы, поскольку в развитии цифровых продуктов заинтересованы сами топ-менеджеры. Они понимают важность данных процессов и готовы выделять необходимые средства для их реализации. При вовлеченности и поддержке первых лиц группы «Самолет» мы всего за три года из небольшого отдела выросли в отдельную ИТ-компанию: сегодня у нас работают 250 человек, мы являемся резидентами «Сколково». И при этом постоянно расширяемся.

Что такое, на ваш взгляд, цифровая трансформация девелопмента?

Это комплексный подход к цифровизации всех направлений бизнеса: коммерческого блока, финансового, девелоперского и работы управляющей компании. Если одно направление будет оцифровано и оптимизировано, а другое продолжит работать по-старому, трансформации не получится. Важна именно комплексная работа. Мы разработали платформу, которую называем 10D. Она закрывает 10 направлений: от инвестиционного цикла до передачи уже готового дома в управление, а с прошлого года не ограничивается и передачей. Если раньше наше влияние заканчивалось на этапе приемки квартир жителями, то сейчас мы продолжаем взаимодействовать и с ними, и с управляющей компанией. Более того, мы создаем программы для общения жителей между собой. Делают они это на платформе нашей социальной сети.

Группа «Самолет» активно растет. И для стабильности кратно растущего бизнеса мы начали создавать свою платформу. А еще для того, чтобы вся деятельность была оцифрована, прозрачна, чтобы сквозной учет шел на всех этапах. По нашей задумке для этого нужны были максимально простые процессы и удобные интерфейсы. То есть ни в коем случае нельзя было создавать второй «1С» или SAP, условно говоря. Нужен был именно легкий интерфейс, понятный всем. Мы тогда еще придумали термин uber-developer — когда все делается одной кнопкой: просто, понятно и быстро. Сейчас уже начинается новый для нас цикл. Мы становимся еще более серьезными игроками и берем на себя не только цифровизацию, автоматизацию бизнеса, но и работу с данными предиктивной аналитики и машинного обучения.

Конечно, такие изменения невозможны без изменения корпоративной культуры. Сейчас, мне кажется, осталось лишь около 20% от тех сотрудников, которые были до начала трансформации. При этом речь не идет ни о каком выдавливании из компании — просто многие поняли, что это будет, и сами для себя решили, что это не их история.

Мы работаем в концепции agile: разбиваем большие проекты на маленькие шаги, готовы к постоянным изменениям, но всегда четко держим в голове конечные цели и метрики эффективности. У нас принят простой формат взаимодействия: личное общение, в крайнем случае — чаты. Никаких тяжеловесных приказов, это не наш путь.

Какие цифровые инструменты помогают девелоперам развивать бизнес? Как компания с хорошим ИТ становится ИТ-компанией?

Это во многом вопрос корпоративной культуры. На первых порах айтишники часто сталкиваются с некоторым непониманием коллег из бизнес-подразделений. Но со временем руководители направлений глубже погружаются в ИT и выступают уже не просто как заказчики — мы с ними становимся членами одной команды. Думаю, можно сказать, что, когда приходит вот такая солидарная ответственность за ИТ-продукт, компания и становится ИТ-компанией.

Одни компании разрабатывают ИТ-решения сами, другие обращаются к аутсорсерам. Какой путь выбрали вы?

На стороне мы берем только разработчиков, потому что из-за объемов не успеваем делать всё сами. Можно сказать, что это аутстаффинг. Мы не покупаем «коробочные» решения и не заказываем что-то разработать специально для нас. Все создается внутри компании. Исключения составляют исторические системы — «1С» и CRM Microsoft Dynamics, но они полностью нами переписаны.

Какие проекты, которые вы запустили за последний год, считаете самыми значимыми?

За год мы внедрили более 60 проектов в рамках трех глобальных платформ. Мы серьезно продвинулись в цифровизации именно наших бизнес-процессов. Нельзя, например, не отметить запуск системы управления проектами S.Center, которая охватывает весь девелоперский цикл — от приобретения участка до ввода в эксплуатацию, и позволит нам масштабировать стройку кратно, не теряя в тщательном контроле сроков и качестве исполнения работ.

Традиционно самым оцифрованным направлением у девелоперов является блок продаж. Для того чтобы предложить нашим клиентам лучшие сервисы, работаем над созданием платформы «Самолет+», которая объединит все функции, связанные с приобретением и обустройством квартиры как на первичном, так и на вторичном рынке.

Группа компания «Самолет» занимается девелопментом. Однако вы запустили интернет-конструктор мебели и аксессуаров для дома. Почему? Расскажите о нем подробнее.

Это достаточно сложный и амбициозный проект. Он еще в процессе реализации.

В апреле прошлого года мы начали продавать квартиры с кухней и встроенными системами хранения. Продукт стал очень востребованным со стороны покупателей. Поэтому мы решили развить сервис, предоставив клиентам возможность полностью обустроить квартиру. С помощью онлайн-витрины мебели покупатели смогут выбрать нужную мебель и аксессуары, вплоть до декоративных подушек. Этот сервис отвечает нашей задаче предложить клиенту максимально готовую для проживания квартиру.

Главный плюс для клиента в том, что вся мебель может быть включена в ипотечный кредит. Не нужно брать другие кредиты — вы платите по ипотечной ставке.

Сейчас в тренде «умные» дома и «умные» квартиры. Что делает ваша компания в этом направлении?

Наши жилые комплексы имеют продуманные системы камер и современные функции контроля управлением доступом. Используемая система «умной» видеодомофонии позволяет жителям наших домов настроить максимально удобный для них способ доступа на территорию комплекса и подъезда: по магнитной карте, face-ID или с телефона. Звонок в квартиру поступает жителю на телефон, и он может узнать о том, что к нему кто-то пришел, даже не находясь дома. Также через мобильное приложение жители могут оформлять доступ для своих гостей или курьеров по пин-коду или QR-коду.

Также у нас есть функция, позволяющая пользователям подключиться к архиву или вещанию определенной видеокамеры. А в комплексах комфорт-класса мы внедряем видеоаналитику, позволяющую отслеживать и информировать о нахождении на территории комплекса и дома подозрительных людей (система распознавания лиц), скоплении людей или забытых вещах.

Непосредственно в квартире в рамках базовых функций «умного дома» мы устанавливаем датчики присутствия, которые информируют хозяина о нахождении посторонних людей в квартире. В будущем планируем подключить возможность вызова группы оперативного реагирования по запросу клиента, если система оповестит о нахождении людей в квартире в то время, когда хозяева отсутствуют.

Помимо безопасности, наша система «умного дома» повышает уровень комфорта: позволяет жителям управлять светом, бытовыми приборами с помощью смартфона. Через мобильные приложения общаться с управляющей компанией и соседями, получать максимальный уровень сервиса ежедневно.

В будущем планируем развивать проект «умной» парковки, чтобы жители могли узнавать о свободных местах на ней. Будем устанавливать станции зарядки для электроскутеров, электромобилей и прочих подобных вещей.

Какие онлайн-инструменты вы используете?

Самые разные. Есть боты, которые собирают данные из открытых баз «Леруа Мерлен» или «Петровича». Есть внутренний консорциум, где участвуют девелоперы. Все данные там обезличены, но известно, что за сколько покупается. То есть можно понять среднюю стоимость на рынке.

Продаете ли вы собственные разработки другим девелоперам?

Пока нет. На данном этапе мы просто сформировались как ИТ-компания и готовимся к последующей деятельности и развитию. Задумываемся о том, чтобы выводить свои продукты на рынок. Сейчас общаемся и с девелоперами, и с другими компаниями. Все они заинтересованы в наших разработках: кто-то хочет продвигать их с нами, кто-то — приобрести и использовать.

Многие жалуются на острую нехватку разработчиков. Какова ситуация с ИТ-кадрами у вас?

Ситуация с кадрами на рынке сейчас тяжелая, это правда, но мы справляемся. У нас конкурентные зарплаты, мы работаем со многими рекрутинговыми агентствами. Кроме того, у нас есть различные программы мотивации сотрудников, включающие и обучение, и покупку квартир, например. Планируем в будущем проводить свои хакатоны. Но главное — мы даем возможность реализоваться. Если, образно говоря, человек делает в большом проекте одну кнопочку — это не ценно для него. А мы предлагаем создавать инновационные продукты в области Proptech, то, чего вообще на рынке нет. И это привлекает амбициозных специалистов.

Опубликовано 28.03.2022

Похожие статьи