Санкции в ИТ: какие российские аналоги заменят западный софт

Логотип компании
Санкции в ИТ: какие российские аналоги заменят западный софт
Чем заменить иностранный софт и каких отечественных решений не хватает сейчас на рынке?

Все больше поставщиков программного обеспечения уходят с российского рынка. SAP, Cisco, Microsoft, Oracle, Adobe и другие гиганты приостанавливают продажу лицензий и поддержку пользователей в РФ. CRM и ITSM системы, офисные программы, работа с мультимедиа, управление бизнес-процессами и многое другое — импортозамещение в отрасли было запущено почти десятилетие назад. Поэтому сегодня на рынке уже есть конкурентоспособные российские ИТ-решения, работающие не первый год.

Ситуация на рынке российского софта

О необходимости независимых ИТ-решений речь идет уже давно. Есть несколько законодательных инициатив, указы Президента, программы по импортозамещению, рассчитанные до 2024 года и активно реализуемые госорганами и крупным бизнесом. Другое дело, что сейчас всем придется сильно ускориться: времени на неторопливое внедрение не осталось.

В 2016 году Минцифры создал Реестр отечественного программного обеспечения. Первыми в него попали всего три продукта: система управления базами данных «Ред База Данных» от «Ред Софт» и два курса для средней школы от «1С-Паблишинг» — по информатике и русскому языку. Чтобы попасть в список, одной заявки не достаточно. Софт проверяют эксперты, которые изучают компанию, права на ПО и его дистрибутив. Если все хорошо, то в течение 65 дней программу внесут в Реестр. Сейчас в Реестре уже почти 13 000 продуктов от 4000 правообладателей.

И многие из них появились там в течение последнего года: осенью 2020 года Минфин анонсировал льготы по НДС для программ из реестра. Теперь компании-разработчики российского ПО не только имеют преимущество при участии в госзакупках, но и не платят 20% налога с его продаж. Словом, отечественного софта много, так что выбирая аналоги западного ПО, можно обратиться к каталогу Реестра.

Сильная сторона российского ИТ

В некоторых отраслях, например, в финтехе, российские ИТ-решения находятся на передовой. Наш онлайн-банкинг в плане функционала и сервиса мощно опережает западные аналоги. Цифровые решения, которые внедряются в российских банках, перенимаются и в Европе, и в США.

Также мы сильны в разработке облачного ПО, систем безопасности, управлении базами данных, обработке информации. Например, российский «Транзас» — мировой лидер в сфере морских электронных карт и навигационных систем. Лаборатория Касперского входит в ТОП-4 разработчиков ПО на рынке endpoint security.

Цифровые сервисы в России развиты неравномерно, но в целом, для большей части широко используемого ПО получится найти аналог. Word и Excel можно заменить «Р7-Офис» и «МойОфис». Вместо операционки Windows — Astra Linux, BaseAlt, «Роса» и другие. У нас есть свои системы управления базами данных, например, Postgres Pro, которая строится на основе open source СУБД PostgreSQL. Компании «СиСофт Девелопмент» и «Нанософт» предлагают решения, которые могут заменить инженерное ПО Autodesk, AVEVA, Hexagon и Bentley Systems. Если говорить про системы управления ИТ-услугами, которые, в том числе, включают и CRM-ки вроде широко распространенных Jira или Slack, то здесь есть ITSM box от Lasmera.

С мессенджерами тоже особых проблем не предвидится. Вместо Zoom или Skype есть российский IVA MCU — поддерживает видеоконференции, неплохо масштабируется. Кроме того, VK Group готовится перезапустить корпоративный мессенджер MyTeams и возродить ICQ.

С чем же могут возникнуть проблемы

Логистика, производство, энергетика — так сложилось, что в этих сферах мы больше всего полагались на зарубежное ПО. Создать собственные решения на основе существующих программ, разумеется, реально. Но это потребует времени: только разработка платформы может занять не один год, не говоря уже о миграции с одного ПО на другое. Особенно, если все процессы необходимо реорганизовать в компании со множеством филиалов в разных городах. Не получится внести изменения из одного командного пункта, куда-то нужно будет приезжать лично.

Сложности могут возникнуть с технологиями, которые у нас мало развивались. Искусственный интеллект, машинное обучение, распознавание речи, компьютерное зрение и другие технологии, которые требуют сначала чистой науки, и только потом могут быть применены на практике. Ресурсов на исследования традиционно выделяется меньше, чем на разработку прикладных продуктов, поэтому в этой сфере есть отставание.

Впрочем, в последние годы российские ИТ-корпорации активно сотрудничают с ведущими техническими вузами. Например, в одном только МФТИ свои кафедры есть у Яндекса, Тинькофф, ABBYY. С помощью студентов компании проводят нужные исследования в сфере компьютерной лингвистики, анализа данных, машинного обучения. Но бюджет и кадры на исследования необходимо кратно увеличивать, иначе через несколько лет мы рискуем остаться с устаревшими технологиями.

Кстати о кадрах: их катастрофически не хватает, и дефицит будет только увеличиваться. Несмотря на то, что сейчас работа в ИТ как никогда привлекательна (согласно исследованию HH.ru, 75% работников думают о переходе в ИТ), разработчиков слишком мало даже на текущие задачи. И это мы еще не говорим об амбициозных проектах по программному импортозамещению, которые в текущей ситуации будут запускаться и развиваться. Уже сейчас не хватает около 150 000 квалифицированных специалистов, а будет еще сложнее, поскольку из-за геополитических сложностей теперь мы не можем сотрудничать с разработчиками из соседних стран.

Еще одно тонкое место — это железо. Да, в России есть налаженное производство серверов, процессоров и другой техники, но вот комплектующие импортируются. Поэтому для полной автономности необходимо производство полного цикла.

Меры поддержки

Главная ценность российского ИТ-рынка — это люди. Поэтому очень важно мотивировать разработчиков, тестировщиков, исследователей и других высококвалифицированных специалистов остаться работать в российских компаниях. Для этого Министерство цифрового развития инициировало серьезные меры поддержки отрасли.

Во-первых, налоговые льготы и дешевые кредиты. Российские ИТ-компании освободят от уплаты налога на прибыль и проверок контрольными органами на три года, предоставят возможность привлечения льготных кредитов по ставке до 3%. Во-вторых, сотрудники таких компаний смогут получить льготную ипотеку и отсрочку от армии до 27 лет. Кроме того, бизнесу будет проще нанимать иностранные кадры и организовывать им ВНЖ. В-третьих, больше грантов. И это жизненно-необходимая мера, так как именно гранты позволяют спокойно заниматься научными исследованиями, не думая о маржинальности и прибыли.

Читайте также
Самым слабым и одновременно опасным элементом системы информационной безопасности был, есть и будет человек. Причем как вне, так и внутри организации. Кто страшнее: злоумышленник внешний или внутренний? Что мотивирует киберпреступников? Как доверять сотрудникам? Главное, как защититься от возможных угроз с их стороны? На эти и другие вопросы отвечает заместитель генерального директора группы компаний  «Гарда» Рустэм Хайретдинов.

Чтобы получить преференции от государства, компания должна пройти аккредитацию. Процедура несложная и недолгая, заявка отправляется через Госуслуги. Главное, чтоб не меньше 90% доходов организации поступало именно от разработки ПО и продажи собственных программных продуктов. Это главный критерий.

Текущая ситуация на рынке отечественного программного обеспечения — это, безусловно, вызов. Он потребует колоссальных вложений денег, времени и людских ресурсов. Однако в долгосрочной перспективе переход на импортонезависимое ПО позволит снизить расходы и дать мощный буст российской ИТ-инфраструктуре.

 

Опубликовано 05.04.2022

Похожие статьи