Импортозамещение 2.0: как пережить полное отключение от западных облачных сервисов

Логотип компании
Импортозамещение 2.0: как пережить полное отключение от западных облачных сервисов

Изображение: Shutterstock.ai

То, о чем предупреждали специалисты и во что не верили многие российские компании, может произойти в любой момент. Microsoft объявила о вероятности  полного отключения от своих облачных сервисов заказчиков из РФ. Очередной виток расхождения российской ИТ-отрасли и пула привычных глобальных решений ставит перед заказчиками новые вопросы.

Из-за новых положений регулирования, введенных ЕС в связи с ограничениями на экспорт программного обеспечения в Россию, все облачные продукты Microsoft станут недоступны для российских коммерческих пользователей, следует из письма правообладателя. Это ведет к возникновению угрозы полной или частичной потери данных. Среди главных пострадавших в рамках очередного раунда отключения окажутся компании, которые продолжают использовать облачные сервисы Microsoft: хранилище OneDrive, офисный пакет Microsoft 365 и др. В большинстве своем это базовое ПО, необходимое любой организации и предназначенное для повседневного использования.

Не аналоги, но альтернативы

После указанного объявления Microsoft огромное число коммерческих предприятий, в основном из сегмента малого и среднего бизнеса, заявило о своем желании приобрести импортонезависимые решения. И эти компании представляют значительный интерес для российских вендоров ПО.

Практически все наши разработчики софта за последние два года сформировали предложения, ориентированные на разные аудитории. Частично они аналогичны тем, что предлагали на российском рынке иностранные компании, но нередко в этих предложениях отсутствуют отечественные аналоги тех или иных нишевых решений, поскольку разработать их производители ПО просто не успели. И с отсутствием некоторых специализированных программ придется пока смириться. Тем не менее практически во всех классах прикладного ПО российские разработчики способны предложить оригинальные подходы. Да, для многих заказчиков они непривычны, зато доступны. Более того, часто наш рынок предлагает выбор из нескольких вариантов, что позволяет заказчику подобрать то, которое ему ближе. К примеру, для Microsoft Office 365 есть адекватная замена в лице «Яндекс 360» или VK WorkSpace. Еще больше вариантов доступно тем компаниям, которые предпочитают не облачные офисные пакеты, а решения on-premise: они могут выбрать «Р7 Офис» или «МойОфис».

А в некоторых сегментах, таких как системы видеоконференцсвязи, перечислить все возможные альтернативы и вовсе трудно, настолько широк сегодня диапазон предложений от российских вендоров. Так, есть решение для компаний, которые использовали OneDrive для организации совместной работы с файлами. То же самое можно делать с использованием хранилищ «Яндекс Диска», VK WorkDisk или, к примеру, сервиса Secret Cloud Enterprise.

Не только офис

Многие российские компании использовали не только облачные офисные системы иностранных облачных провайдеров, но и облачные инфраструктуры от Amazon, Google или Microsoft Azure. Эти провайдеры имеют в своем портфеле тысячи сервисов, правда, только некоторые из них были широко востребованы.

Российские провайдеры пока не могут похвастать таким разнообразием, но самые востребованные рынком облачные услуги доступны и у них, при этом выбор поставщиков весьма широк – несколько десятков компаний. Облака «Яндекса», VK, «Облакотеки» и других провайдеров способны в части наиболее востребованных сервисов полноценно заменить AWS или Azure.

Проблемы миграции

Самая большая проблема, которая снова обозначилась в свете очередного витка импортозамещения, – вероятность цейтнота при вынужденной миграции. Для компании из пяти человек «переезд» на российское ПО в таком случае не вызовет особых трудностей, но предприятие с сотнями или тысячами пользователей потенциально может столкнуться с приостановкой работы на несколько дней, а то и недель.

Но даже в таком оперативном режиме нет необходимости делать выбор в пользу того или иного российского решения немедленно. У всех «опоздавших» есть возможность перенести свои рабочие пространства в тестовые среды, опробовать различные решения и в течение нескольких недель выбрать наиболее подходящее.

Для этого вендоры подготовили специальные предложения, которые подразумевают либо бесплатные пробные тарифы, либо возможность «горячей» миграции, или же наборы необходимых ИТ-инструментов.

Сам процесс импортозамещения может быть болезненным для многих компаний. Точных копий иностранных продуктов не существует, каждый российский вендор подходит к разработке в соответствии с собственным видением, поэтому и функциональность решений, и их интерфейс могут на первых порах вызывать вопросы со стороны пользователей. Относиться к этому следует как к неизбежной, но вполне решаемой задаче.

Кроме того, необходимо решить вопрос переноса данных с одной платформы на другую, сформировать новое рабочее пространство для пользователей. Бизнесу предстоит перенести и конвертировать массивы документов, накопленные за годы работы: они создавались в Microsoft Office, и, чтобы пользоваться ими и дальше, следует перевести их в новый формат – тот, который является базовым для решений того или иного российского вендора.

Решение всех этих задач в большинстве случаев готовы взять на себя российские поставщики ПО. Существует даже специальный инструментарий, позволяющий конвертировать данные и перенести их, например, из Microsoft Office в «Яндекс 360» или VK. Но эта работа наверняка потребует времени, и в интересах заказчиков начать ее как можно раньше.

Еще одна серьезная задача, связанная с миграцией на российские системы, – обучение администраторов работе с новым ПО. Серверные версии Windows значительно отличаются от российских операционных систем и в настройках, и в управлении, и для многих специалистов, которые раньше имели дело только с архитектурой Microsoft, это тоже может стать проблемой.

Новая интеграция

Таким образом, очередной этап импортозамещения в ИТ ставит перед заказчиками еще одну задачу. А именно: им предстоит заново провести интеграцию различных сервисов. В силу особенностей архитектуры российских решений они могут оказаться непривычными и не соответствовать первоначальным ожиданиям пользователей.

Так, если отдельные решения Microsoft интегрировались между собой бесшовно, то для организации взаимодействия некоторых российских систем могут потребоваться специальный инструментарий, развертывание корпоративной шины ESB или даже осуществление специального интеграционного проекта. Это известная сложность, но никак не недостаток российских систем. Необходимость новой интеграции – просто новая, пусть пока непривычная, но эффективная логика работы продуктов, которые разрабатываются несколькими вендорами.

Читайте также
Когда речь заходит о кибербезопасности, доверие — это опасная роскошь. Громкие утечки данных, взломы крупных компаний и бесконечные цепочки атак привели к рождению концепции, которая предлагает радикально новое решение: «Не доверяй никому и ничему». Zero Trust ворвался в мир как спасательный круг для бизнеса, уставшего от постоянных угроз, и стал новой мантрой для специалистов по безопасности. Но является ли эта модель настоящей революцией или это очередной маркетинговый ход? Эти и другие вопросы обсуждали на круглом столе IT-World «Цифровое доверие: киберщит или ахиллесова пята?», организованном журналом IT Manager.

Соответствующим образом требуется и подходить к решению такой задачи: искать не просто альтернативный софт на замену, а комплексные предложения вендоров и дистрибьюторов/интеграторов под типичные задачи в новых условиях рынка, желательно по модели «под ключ» или близкой к ней.

Сегодня рынок в этом сегменте поворачивается к заказчику. Как вендоры, так и интеграторы осознают суть момента и делают всё необходимое для формирования адекватного продукта, позволяющего не допустить прерывания бизнес-процессов. Иными словами, создают условия для дальнейшей цифровизации в новой парадигме развития ИТ-инфраструктуры, системного и прикладного софта.

Опубликовано 24.04.2024

Похожие статьи