Константин Ткаченко: «Мы хотим выделяться компетенциями»
Нередко тезис о том, что каждая современная компания обязательно уходит в разработку, остается лишь модным слоганом, мантрой для ИТ-конференций. Полноценных историй успеха не так много, как хотелось бы и могло быть. Еще реже встречаются те, кто не только радикально сменил профиль деятельности, но и смог при этом продуктивно развиваться в нескольких направлениях. О том, как добиться таких результатов и не потерять фокус развития, мы поговорили с Константином Ткаченко, генеральным директором компании Lenvendo — разработчика и интегратора российских решений.
С чего начинался ваш путь в ИТ?
Мы выросли из ИТ-отдела строительной компании. Все началось в 2004 году. Я, бывший ИТ-директор, и группа единомышленников решили, что нужно делать свой бизнес. Первым нашим проектом стала ERP-система. Изначально мы делали ее в интересах той строительной компании, но потом решили, что это может быть интересно не только им. И для дальнейшего продвижения нашего продукта создали компанию Lenvendo. Затем начали заниматься веб-проектами: сайты, интернет-магазины и прочее. Приблизительно с 2006 года это становится нашей основной деятельностью.
В 2009 году мы немного скорректировали наши ориентиры и стали стремиться работать с крупными федеральными компаниями. Первым нашим заказчиком из «большого e-com» был магазин «Связной». Мы работали в формате аутсорса для наших клиентов: предоставляли компетенции своих разработчиков, аналитиков, тестировщиков.
С 2015-го начали развивать собственные продукты. Как пример могу привести Digift — интернет-магазин электронных подарочных карт и сертификатов. Сейчас этим занимается отдельная компания, но возникла она в наших недрах. Еще один наш проект — это платформа Grade Factor для автоматизации управления персоналом — она совсем недавно вышла на рынок.
При этом Lenvendo продолжает развиваться в своем основном направлении, связанным с предоставлением различных аутсорс-услуг. В частности, мы занимаемся, если говорить упрощенно, администрированием ИТ-проектов, обеспечиваем их доступность и работоспособность.
Насколько велика компания в данный момент?
Сейчас у нас всего около 150 человек. Так что компания мы небольшая, но эффективная — мы успешно справляемся со своими задачами. И конечно, планомерно растем. Конкретно сейчас, по понятным причинам, мы иногда сталкиваемся с ограничениями на рынке ИТ-специалистов — спрос превышает предложения. Но это, к слову, и сподвигло нас начать разработку платформы Grade Factor. Она помогает нам выращивать из «джунов», специалистов начального уровня, уверенных «мидлов».
Ваш основной заказчик е-com. При этом вы разрабатываете HR-платформу. Как это сочетается? Ведь обычно в HR-решениях заинтересованы производственные и торговые компании.
Мы не ограничиваем себя одним рынком, развиваем разные направления, по каждому из которых находятся клиенты.
Какие существенные изменения в компании, предоставляемых услугах произошли за время ее существования?
Главное изменение в том, что мы от компании, ориентированной на продажу услуг, стали смещаться в сторону создания собственных продуктов.
В целом же предпочитаем стабильность, развиваемся без резких смен курса. Делаем то, что у нас хорошо получается, а не все подряд. Прибыль, разумеется, важна, но вместо того, чтобы хвататься за что-то лишь бы заработать здесь и сейчас, мы выбираем игру в долгую.
Какие сегодня основные запросы у ваших заказчиков?
Приходят к нам в первую очередь за людьми. У нас есть определенный стек технологий, востребованный на рынке. У нас есть квалифицированные специалисты, которые им владеют. На них и идет основной запрос. У крупного бизнеса задачи обычно распланированы на годы вперед, а вот тех, кто будет их решать, часто не хватает. Мы помогаем закрыть эту потребность.
Действительно, проблема дефицита специалистов в силу обстоятельств не решается, а становится лишь острее. Вы упомянули, что с помощью вашей HR-платформы компания выращивает специалистов. Выходит, вы также столкнулись с этой проблемой? Расскажите подробнее, как вы ее решаете?
Да, к сожалению, у нас тоже наблюдается нехватка специалистов. Поэтому мы и создали Grade Factor. Самый быстрый и при этом прогнозируемый способ получить специалиста — вырастить его.
Платформа поддерживает определенную методику, которую можно до некоторой степени реализовывать и без участия ИТ. Суть в том, что с учетом наших нужд и планов формируются требования к «джуну» по конкретной специальности и план развития его компетенций до «мидла». Обычно на это отводится полгода. По некоторым специализациям чуть больше.
Мы сразу говорим кандидату, что его квалификация недостаточна, чтобы полноценно работать в нашей компании, и ему придется расти, обучаться в процессе работы. Мы никого не принуждаем. Наоборот — всячески заинтересовываем, мотивируем. Причем каждого по-своему. У нас есть свои уроки, но в основном мы рассчитываем на известные онлайн-курсы, которые дают необходимые знания. Система же следит за тем, как сотрудник продвигается по учебному плану, оценивает уровень развития и соответствие навыков для должности. У нас есть и опытные наставники, контролирующие младших специалистов во время совместных проектов. Это своеобразные тесты.
Получается, что мы сначала с помощью Grade Factor автоматизировали себя, а потом пустили решение в продакшн.
Добавлю также, что наш план обучения — это нечто большее, чем просто способ справиться с нехваткой квалифицированных кадров. Это наше конкурентное преимущество. Возможность профессионально расти и участвовать в интересных проектах привлекают даже «сеньоров».
Мы все живем в новой реальности: прошлой весной западные вендоры начали уходить, обрубать все связи, из-за чего бизнес остался без поддержки купленных решений, без лицензий. Как изменилась ситуация в области импортозамещения? Как и чем вы смогли помочь своим заказчикам в таких условиях?
Скачкообразного роста обращений по этому поводу я не заметил. На данный момент для нас ситуация не так сильно отличается от прошлогодней, как можно было бы подумать. Но спрос определенно есть, и он постепенно растет. К нам приходят те, кому еще полтора года назад вряд ли потребовались бы наши услуги или продукты.
Поддержкой иностранных решений мы не занимались и не занимаемся. Для нас приоритетным было развитие своих продуктов. И вот именно они могут сыграть свою роль в импортозамещении. Например, сейчас несколько потенциальных заказчиков рассматривают Grade Factor как замену западных решений, в том числе и от SAP. У SAP SuccessFactors несколько более объемный функционал, но наш продукт вполне способен закрыть все потребности заказчика: от автоматизации рутинных процессов и внедрения моделей компетенций на всю компанию до индивидуального развития и оценки навыков каждого из сотрудников.
Пока мы работаем в вопросе импортозамещения на достаточно скромном уровне. Но сейчас все больше компаний понимает, что переходить на отечественные решения рано или поздно все равно придется. Динамика роста обращений по этому поводу такова, что к концу года, я думаю, мы будем участвовать в по-настоящему крупных проектах.
Как часто ваши заказчики возвращаются к вам после завершенных проектов с новыми запросами?
Они от нас не уходят. Правильнее было бы сказать, что мы работаем не над проектом — мы работаем с заказчиком. А проектов у каждого из клиентов очень много. Самые яркие примеры: в 2009-м мы начали работать со «Связным», в 2012-м — с «Эльдорадо», с 2016-го — с МТС. Там множество задач, и мы продолжаем работать с ними, что бы ни происходило в этих компаниях.
Даже если рассматривать отдельные проекты, в определенном смысле их невозможно завершить. Нельзя разработать функционал, который бы оставался неизменным, но эффективным в течение хотя бы нескольких лет. Буквально в день сдачи проекта поступают новые пожелания по доработке. Любой проект — живой, он постоянно меняется, чтобы соответствовать внешним условиям.
Могли бы вы подробнее рассказать, что именно вы делали для упомянутых компаний?
Интернет-магазин — это сложный механизм: в нем есть фронт, то, что видят пользователи, и есть бэк — складские системы, CRM и прочее. Мы отвечаем за фронт. Есть еще интеграционный слой, благодаря которому происходит взаимодействие фронт-части с бэком. Его мы тоже на своей стороне реализуем.
Если говорить о дизайне, то обычно его разрабатывают при участии маркетологов в компании, которая выступает заказчиком. А на нас лежит ответственность сделать так, чтобы все это работало именно так, как было задумано.
Хотя, к слову, у нас партнерские отношения с несколькими известными студиями дизайна, так что и над внешним видом фронта мы можем поработать при необходимости. Но пока чаще выступаем как «технари».
А какие инструменты и технологии вы используете?
Стек технологий достаточно широкий. Преимущественно мы ведем разработку backend'а на языках программирования PHP (он используется для сервисно-ориентированных и монолитных систем на базе CMS 1С-Битрикс и Symfony Framework) и Golang, который выступает основным языком для микросервисных архитектур. Для frontend'а используем JavaScript, TypeScript + React, Redux, Vuex, Nuxt.
В качестве CУБД используем PostgreSQL и MySQL. Для обеспечения высокой скорости работы поиска, фильтров и каталогов e-com-проектов рядом с основной базой данных обычно строим Elasticsearch - благодаря этому держим на маркетплейсах более 5 млн уникальных товаров (SKU).
Какие главные стоп-факторы вы видите при цифровизации бизнеса и внедрении новых технологий? Возможно ли их преодолеть? И как?
Часто даже в крупных компаниях нет понимания того, что нужно замещаться. и нет понимания, как именно. Кроме того, не всем удается получить решение, которое они могли бы использовать. А если и есть такое, начинаются сложности с внедрением, поддержкой. Существует и психологический барьер: решения нравится и соответствует требованиям, но платить за него компания не готова. С этим, на мой взгляд, ничего не сделаешь. Нужно просто подождать — осознание ситуации у всех обязательно наступит.
Расскажите про планы развития. Куда вы направляете компанию, какие видите перспективы?
У нас в разработке несколько проектов. Об одном из них я бы хотел рассказать. Мы уже 18 лет занимаемся разработкой в e-com-отрасли. За это время поняли, что нужно делать в архитектуре, а что не нужно, чтобы потом не пришлось переделывать продукт с нуля. И эти знания, наши компетенции, мы вложили в новую платформу для e-com. Это полностью наша разработка, рассчитанная на крупные проекты. Ее можно будет кастомизировать под нужды клиента с минимальными затратами времени и денег. Сейчас платформа еще не может конкурировать с SAP E-Commerce Solutions, например, но мы рассчитываем, что в скором времени она не будет уступать SAP-овскому решению по функционалу и основным показателям. Мы уверены, что сможем занять достойную нишу на этом рынке — спрос есть.
Как бы лично вы сформулировали кредо компании?
Главное — порядочность. Думаю, это самое подходящее слово.
Это подразумевает честность по отношению к нашим заказчиками и нашим сотрудникам. Мы всегда стараемся сделать качественный продукт, предоставить качественную услугу и не пытаемся сделать вид, что все в порядке, если что-то в проекте пошло не так. Также соблюдаем договоренности и с нашими сотрудниками. Не могу припомнить ни одного случая за 18 лет работы, когда мы поступили бы иначе.
Нам не стыдно не только за свои продукты, но и их позиционирование. Сейчас некоторые компании, откровенного говоря, хайпят, допускают какие-то сомнительные высказывания ради рекламы. Нам это не подходит. Мы хотим выделяться своими компетенциями, а не скандальностью.
Опубликовано 31.03.2023