Что мешает компаниям перейти на цифровые рельсы

Логотип компании
Что мешает компаниям перейти на цифровые рельсы
«Цифровая трансформация» - волшебные слова, которые вот уже несколько лет не утрачивают свою актуальность.

Все понимают, что цифровая трансформация есть не что иное как процесс реализации Четвертой промышленной революции, названной Индустрия 4.0, и основанной на массовом внедрении в производство информационных технологий, масштабной автоматизации бизнес-процессов и распространении искусственного интеллекта. Новейшие методы и технологии на наших глазах становятся частью повседневного существования человечества.

Как у любых революций, Индустрия 4.0 сопряжена с рядом положительных и отрицательных факторов. Именно наличие негативных последствий выстраивает барьеры на пути перехода производственных предприятий и экономики на цифровые рельсы.

Изменения — это сложно, дорого и долго

Любые изменения сопряжены не только со стрессом неопределенности, отложенным на длительный срок, ожиданиями будущих улучшений, но и, в случае с внедрениями инновационных технологий, с дорогостоящими инвестициями.

Неправильная оценка любых слагаемых приводит к закрытию проекта цифровизации. Примеров неправильной оценки стартовых ожиданий великое множество.  Если сразу осуществить процесс трансформации всего предприятия не под силу, то стоит разбивать его на этапы и таким образом, вносить в общий план реализации.

Технологически несовершенная наследственность

Аудит используемых технологий на производстве и взаимосвязанных с этим бизнес-процессов зачастую приводит к понимаю, что для совершения цифрового рывка не хватает технических знаний, опыта и квалификации сотрудников. И это логично, если бы знаний хватало, то изменения бы не заставили себя долго ждать. 

Устаревшая инфраструктура производства просто не способна принять или интегрироваться с инновационными технологиям современного мира. Поэтому от устаревших структур и систем проще отказаться, чем пытаться построить на их базе что-то ультрасовременное, способное изменяться по требованиям времени еще лет десять-пятнадцать в будущем.

Мы столкнулись с такой проблемой, когда работали с одним крупным клиентом формата b2c, с миллионом клиентов внутри. Его технологический ландшафт, массив клиентских данных достигли такого масштаба и разнообразия, что эффективно управлять данной системой на устаревших технологических мощностях стало очевидно нереально. ИТ-ландшафт представлял из себя печальное зрелище разношерстных решений где-то дописанных, где-то переписанных под индивидуальные потребности компании, какие-то программы уже не использовались, но продолжали сопровождаться, нужные системы поддерживались «костыльными» решениями. При этом сотрудники продолжали с ними работать, так как те содержали критически важные для них и бизнеса данные. Их сложно и дорого обновлять, зачастую эта информация собиралась годами, восстановить её, в случае потери, будет невозможно. В итоге компании получают «зоопарк» из унаследованного ПО, построенного по старым принципам.

Дефицит или отсутствие необходимых технических навыков

Принимая решение о внедрении инновационных технологий, необходимо понимать, как они будут интегрироваться с текущими системами и с теми, которые придут им на смену. Такая синхронизация происходит на уровне ИТ и бизнес-структур компании. Этот процесс невозможен без технологически грамотных специалистов и менеджмента. Часто компании нанимают команды, которые помогают им пройти через непростой этап цифровой трансформации, но производить и внедрять новые системы необходимо самим специалистам компании и, если таковых нет, то либо обучать имеющихся перспективных кадров, либо нанимать новых.

Согласно Исследованию цифровых навыков в России, 79% опрошенных сотрудников российских компаний считают, что распространение «цифровых навыков» повышает конкурентоспособность и только 15% руководителей обладают такими навыками. В то же время, 77% респондентов готовы тратить личное время на обучение новым «цифровым навыкам» и методам работы, которые увеличат производительность работы.

Больше десятка ключевых навыков, потребуются для работы с современными технологиями, такими как ИИ, блокчейн, IoT, цифровая безопасность и облачные вычисления.

Несовпадение целей трансформации и бизнес-задач компании

План цифровой трансформации должен учитывает интересы всех сторон: бизнеса, производства и клиентов. Соединить интересы трех сторон непросто, но возможно. ИТ-службам необходимо определить точки соприкосновения с ключевыми показателями, обеспечивающими достижение бизнес-целей, основанных на потребительских ожиданиях.

Если найти точки соприкосновения не получается или они найдены неправильно, и трансформация идет в разрез или параллельно целям бизнеса и клиентов или сфокусирована исключительно на внутреннем продукте, то такая программа трансформации вероятнее всего будет свернута до завершения.

Точки соприкосновения определяются на этапе планирования трансформации. Обсуждается со всеми участниками, анализируется и только потом внедряется.

Глубинные страхи сотрудников

Внутреннее, корпоративное противодействие любого рода изменениям, идущим извне является наиболее ярким барьером на пути цифровизации, так как в большей мере задействует эмоциональную составляющую сотрудников. Цифровой трансформации сопротивляются и топ-менеджеры, и сотрудники уровнем ниже — никто не хочет, чтобы его бизнес-процесс стал прозрачным и понятным для других. Многие компании привыкли работать в режиме «мутной воды».

Цифровизация позволяет сделать процесс прозрачным, измеримым и управляемым.

Низкая цифровая грамотность сотрудников и другие причины могут являться серьезным стоп-фактором для внедрения Индустрии 4.0. Изменение десятилетиями работающих бизнес-процессов на предприятии всегда будет встречаться в штыки. Такова природа человека. Любое изменение воспринимается как опасность, потенциальный деструктив.  Именно поэтому, менеджменту, планирующему перевод предприятия на цифровые рельсы, необходимо запускать трансформацию не только сверху, но и снизу. Необходимо составить детальный поэтапный план предстоящих изменений, подготовить список подразделения и бизнес-процессы компании, которых они коснутся, какие результаты принесут эти изменения. Необходимо потратить много времени на объяснение сотрудникам всех плюсов и новых возможностей для них и компании при переходе на новые рельсы в работе. И главный страх людей – сокращение рабочих мест. Именно он заставляет саботировать изменения и с ним нужно работать.

Читайте также
Сергей Леонов, CEO и CPO Альянса Региональных Ритейлеров – о том, как использовать ИИ для автоматизированного управления товарами, и как передовые технологии позволяют ретейлерам оптимизировать цепочки поставок, совершенствовать взаимодействие с покупателями и контрагентами и оптимизировать бизнес-процессы.

На основе практического опыта внедрения современных цифровых сервисов в крупной производственной компании, могу с уверенностью сказать, что устаревшие, «неуклюжие» технологии сдерживают развитие любого бизнеса.

Но ломать – не строить, поэтому прежде, чем приступать к глобальным изменениям, компанию и сотрудников необходимо подготовить. Иметь четкий, последовательный план по проведению цифровых преобразований, учитывающий интересы всех участников и сфокусированный на достижении главных задач: кратное увеличение прибыли предприятия, роста индекса клиентской удовлетворенности от взаимодействия с компанией и её продуктами.

 

 

Опубликовано 03.04.2023

Похожие статьи