Цифровая трансформация: ручная настройка

Логотип компании
Цифровая трансформация: ручная настройка
Цифровой экономике быть! И даже в тех сферах деятельность, которые в известной степени отличаются консервативностью и критическим восприятием всего нового, уже сформировалось четкое понимание неизбежности и неотвратимости построения нового информационного пространства (рынка).

Не всё так гладко…

Успех компаний, решивших самостоятельно, не дожидаясь отмашки сверху, перевести все свои бизнес-процессы на цифровые рельсы, зависит от очень большого количества объективных условий и субъективных факторов. И здесь важным является осознание того, что положительные эффекты любого долгосрочного процесса, тем более столь технологически-сложного, невозможны без обязательных затрат: финансовых, кадровых, временных, административных и т.д.

Для большинства организаций перечисленные издержки выступают как разумная плата за будущий успех, причём плата весьма незначительная. Однако, существуют и те барьеры, преодоление которых сопряжено с большими трудностями. Давайте попробуем обозначить наиболее существенные преграды на пути цифровой трансформации, а также способы их преодоления.      

На наш взгляд, ключевым ограничительным барьером (но, к сожалению, не единственным) на пути построения светлого будущего - цифровой экономики - выступает отсутствие у предпринимателей и менеджеров элементарной внутренней мотивации (желания) и внешних стимулов к использованию в своей деятельности современных информационно-коммуникационных технологий. По оценки экономистов многие коммерческие и государственные организации неохотно идут на эксперименты в незнакомой для себя сфере, предпочитая занимать выжидательную позицию. Оправдывается данное поведение тем, что информационные технологии настолько быстро и стремительно модифицируются и трансформируются, что нет острой необходимости включаться в цифровые процессы на самых ранних стадиях. Всегда существует вероятность появления на рынке более оптимизированного, проверенного временем алгоритма перехода в цифровой формат ведения своей деятельности и если ситуация не требует того, чтобы спешно подвергать компанию инновационным обновлениям, то, скорее всего, это делаться и не будет.

Очевидно также и то, что цифровая организационно-управленческая структура компании должна быть весьма гибкой, готовой к постоянным изменениям и модификациям. А в таких условиях актуализируется совершенно новая корпоративная культура, способная обеспечить работу компании в режиме непрерывного развития и реагирования на внешние факторы и запросы рынка.  Как вы понимаете, в режиме «non stop» готовы работать далеко не все.  

Технологиями управляют люди

Слабое техническое сопровождение бизнес-процессов, вызванное отсутствием необходимого программного обеспечения и устаревшей инфраструктурой, также очень негативно сказывается на ходе цифровой трансформации. Однако, по мнению ряда экспертов, более важной в данном контексте является проблема нехватки специалистов, способных оптимизировать уже имеющиеся цифровые мощности организации. Зачастую руководителям выставляются большие счета за возможность входа в информационную реальность посредством передовых инновационных технологий. В этой связи возникает резонный вопрос – а все ли технологические решения одинаковы полезны?

Не секрет, что универсальность некоторых информационных технологий зачастую влияет только на их конечную стоимость, а не на эффективность при решении конкретных операционных или стратегических задач. Поэтому очень важно иметь в своей организации сотрудников, способных чётко ориентироваться в трендах цифровой трансформации исключительно с позиций экономической целесообразности внедрения того или иного цифрового решения здесь и сейчас.

Лебедь, рак и щука цифровой трансформации

Вообще, различие во взглядах на стратегический потенциал организации и способы его реализации с помощью «цифры» у программистов и специалистов, обеспечивающих иную деятельность: административную, финансовую, кадровую, маркетинговую, весьма существенны. И это тоже неблагоприятным образом влияет на цифровизацию. В таких организациях актуальным становится вопрос формирования корпоративной культуры, способной объединить всех участников производственного процесса в единое цифровое пространство.

Как мы видим, цифровое «движение вверх» декларирует набор соответствующих профессиональных компетенций и знаний, отсутствие которых в том числе обедняет суть цифровой трансформации. Данный барьер легко преодолим при систематизации уже имеющихся краткосрочных курсов повышения квалификации для предпринимателей и руководителей организаций, а также при создании образовательных продуктов, отвечающих новым цифровым вызовам и целям обеспечения цифрового научно-технологического суверенитета.        

Что ещё может влиять на медленные темпы цифровой трансформации?  Эффективность и результативность данного процесса в том числе страдает от следующих негативных тенденций:

  • несоответствие имеющегося инструментария на внутреннем рынке информационных технологий масштабам и целям экономической и социальной деятельности российских организаций (вследствие этого актуальные на сегодняшней день принципы научно-технологического суверенитета в нашей стране приобретают особое значение);

  • низкий уровень межотраслевого, межведомственного и междисциплинарного цифрового взаимодействие ключевых сегментов экономической отрасли и социальной сферы (многие технологические решения дублируют друг друга из-за закрытости и повышенной автономности ряда ключевых социальных и экономических институтов);

  • отсутствие прозрачной интеграции социального маркетинга в единое цифровое пространство на государственном и частном уровне (коммерческий сектор смотрит на государство как на донора, ограничивая, либо полностью исключая свою социальную ответственность в вопросах цифровой трансформации). 

Всё получится!

 В целом, факторов, ограничивающих цифровую трансформацию, хватает. Преодоление указанных выше барьеров подчёркивает необходимость в поиске новых, инновационных решений, способных обеспечить цифровую трансформацию с минимальными рисками и угрозами для всех субъектов информационного рынка. Успех данного подхода возможен, прежде всего, при формировании востребованных цифровых компетенций у менеджеров, определяющих траекторию бизнес-процессов и стратегию развития управляемых ими организаций.

 

Читайте также
Почему даже системные администраторы должны работать в строго контролируемых рамках? IT-World разбирался, как PAM поможет защитить и администратора и всю компанию от неприятных сюрпризов.

Опубликовано 07.04.2023

Похожие статьи