Никита Шамрай: Банк в цифровую эру

Логотип компании
Как ПСБ решает задачи, связанные с производительностью и совместимостью различных ИТ-систем? О подходах к обеспечению их надежности и устойчивости в условиях быстро меняющейся технологической среды.

Цифровая трансформация активно проникает во все области жизни, включая банковскую сферу. Современные технологии меняют способы взаимодействия клиентов с банками, приводят к появлению новых цифровых продуктов и услуг, а также учитывают изменяющиеся потребности и ожидания клиентов и адаптируются к ним. Вместе с тем кредитные организации сталкиваются с усилением регуляторных требований и обязательств в области информационной безопасности. Еще одним вызовом для рынка становится изменение роли и функций физических отделений в условиях роста онлайн-банкинга и цифровых каналов обслуживания. Банки пересматривают свою филиальную сеть, создают новые форматы отделений, интегрируют технологии самообслуживания, чтобы соответствовать предпочтениям клиентов и обеспечить им максимальный комфорт при общении с финансовой организацией.

О том, как ПСБ решает задачи, связанные с производительностью и совместимостью различных ИТ-систем, о подходах к обеспечению их надежности и устойчивости в условиях быстро меняющейся технологической среды рассказывает Никита Шамрай, старший вице-президент — руководитель блока информационных технологий ПСБ.

В 2020 году ПСБ начал поэтапную цифровизацию операционных процессов банка. Что удалось реализовать за это время?

Цифровая трансформация — комплексный процесс, который меняет весь ИТ-ландшафт и затрагивает практически все области деятельности банка: взаимодействие между подразделениями, бизнес-процессы, продукты банка, подходы к реализации проектов, процедуру разработки и внедрения цифровых решений, клиентское обслуживание. Кроме того, сегодня мы продолжаем процесс импортозамещения.

ПСБ переводит в цифровой формат свои операционные процессы и оказываемые клиентам услуги. Так, мы перешли на цифровое оформление военной ипотеки — продукт, высоко оцененный профессиональным сообществом. В ПСБ запустили цифровую зарплатную карту «Мир» с полным функционалом пластиковой дебетовой карты. А также мы участвуем в инновациях, которые внедряет ЦБ РФ, в их числе цифровой рубль, единая биометрическая система, СБП. Банк полностью пересмотрел процессы обслуживания в сети и создал новый формат отделений.

Высокое качество наших онлайн-систем видят и клиенты, и аналитики рынка. В мае прошлого года ПСБ занял второе место в рейтинге лучших мобильных банков для малого бизнеса на Android аналитического агентства Markswebb, а в конце года мы получили сразу три награды Markswebb: первое место в рейтинге лучших интернет-банков для компаний малого бизнеса, второе место среди интернет-банков для индивидуальных предпринимателей и, наконец, особым достижением стал рывок вверх на 12 позиций и итоговое второе место в рейтинге лучших мобильных банковских приложений Android для физических лиц. Первыми в России мы запустили чат-банк для бизнеса в мессенджерах: с его помощью можно узнать остатки по счетам, сформировать выписку, выставить или оплатить счет.

Расскажите, как взаимодействуете с другими руководителями банка, чтобы оптимизировать процессы и обеспечить максимальную эффективность бизнеса.

При таких объемах изменений существенно трансформируются и процессы взаимодействия между подразделениями банка. Они становятся более динамичными, гибкими и быстрыми. Ведь в реализации стратегии цифровой трансформации участвуют практически все: и бизнес, и функциональные подразделения банка. Обновления затрагивают и стандарты разработки типовой ИТ-архитектуры, формируются новые методические рекомендации и внутренняя документация.

В ПСБ, как и в любой крупной организации, есть собственные подходы к взаимодействию с руководителями на разных уровнях, в том числе и кросс-функциональные, и между ИТ и бизнес-заказчиками. И мы все стремимся обеспечивать открытую культуру коммуникаций, которая позволяет гибко реагировать на любые изменения, помогает держать в фокусе ключевые задачи и отвечать на запросы команды. Достижению общих целей способствует и новый операционный ритм работы, который подразумевает еженедельные рабочие группы по различным вопросам, а также использование современных инструментов коммуникаций. Кроме того, все наши планы и договоренности находят отражение во вполне измеримых вещах: сроках и ключевых показателях эффективности.

В мае 2022 года вы перешли на российскую платформу Astra Linux. Поделитесь подробностями?

Для ПСБ переход на российскую инфраструктуру является одним из ключевых приоритетов, поскольку этот процесс затрагивает обеспечение безопасности и конфиденциальности данных. И начался он в 2018 году с выбора прикладных систем. Затем в течение нескольких лет проходило тестирование операционных систем для серверов и рабочих мест, систем виртуализации, телефонии, а также отбор и тестирование отечественного оборудования. В 2022 году в рамках реализации инвестиционных проектов банка все новые прикладные решения запускались уже на базе отечественных операционных систем. Банк в основном мигрировал на серверные операционные системы Astra Linux, РЕД ОС, «Альт». По существующим в периметре банка прикладным системам с правообладателями велись переговоры по их переводу на отечественных стэк. Также мы проводили подготовительную работу по переносу различных банковских приложений из реестра российского ПО под управление Astra Linux. К концу 2023 года мы ожидаем, что 30% ИТ-инфраструктуры наших рабочих мест будет переведено на операционную систему Astra Linux.

Как вы справляетесь с производительностью и совместимостью различных ИТ-систем в банке?

При разработке и внедрении ИТ-систем мы опираемся на существующие архитектурные и технологические стандарты. В них закреплены требования, обязательные для исполнения. То есть уже на этапе проектирования учитываем возможные риски, связанные как с требованиями регуляторов, так и с производительностью различных ИТ-систем. Кроме того, в ПСБ разработана модель жизненного цикла ИТ-систем, которая регламентирует различные виды тестирования. Такой подход обеспечивает дополнительный контроль с точки зрения расчета производительности ИТ-систем и их совместимости. Также мы постоянно изучаем, пилотируем и внедряем перспективные технологии.

Как вы обеспечиваете надежность и устойчивость ИТ-систем в банке в условиях быстро меняющейся технологической среды?

ПСБ — универсальный, системно значимый банк, мы уделяем большое внимание надежности и обеспечению отказоустойчивости ИТ-инфраструктуры. И это, конечно, отражается на готовности к изменениям и требует повышенной гибкости в управлении процессами.

Перед банком стоят серьезные цели по импортозамещению технологического стэка. Они стимулируют оптимизацию текущих процессов: от проработки различных инициатив и выполнения инновационных проектов до пилотирования и внедрения новых решений. В блоке ИТ действуют центры компетенций, чьи специалисты обладают навыками в области цифровой трансформации. Такой подход позволяет нам кратно увеличить обзор рынка ИТ-продуктов и обеспечить высокую скорость их интеграции в текущую инфраструктуру. При этом большое внимание уделяется контролю качества используемых ИТ-продуктов, выявлению инцидентов и устранению возможных рисков.

Каждая ИТ-система банка проектируется в соответствии с требованиями к надежности. Так, для систем самого высокого класса отказоустойчивости используются кластерные технологии и георезервирование. Для данных систем обязательны плановые тесты по восстановлению после технического сбоя, наличие нескольких тестовых сред для проверки обновлений и круглосуточная служба технической поддержки.

В банке проводятся масштабные изменения ИТ-ландшафта. И выполнение требований к устойчивости напрямую зависит от слаженной работы ИТ-команды и реализации всех условий, в соответствии с которыми внедряется та или иная система. В связи с этим большое значение мы придаем и развитию наших сотрудников.

Какие навыки считаете наиболее важными для ИТ-специалистов в банковской отрасли?

Сегодня востребовано знание цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, машинного обучения и аналитики данных. Понадобятся знания в области информационной и кибербезопасности, поскольку высокий уровень цифровизации банковской отрасли требует дополнительных мер для защиты конфиденциальных данных. Компетенции в области управления проектами и умение быстро принимать решения также будут востребованы, поскольку банки должны адаптироваться к быстро меняющейся цифровой среде. Кроме того, современному ИТ-специалисту необходимо развивать и коммуникативные навыки. Это то, что помогает решать задачи в рамках цифровой трансформации, которые предполагают активное взаимодействие между подразделениями. А самое главное — сотрудники должны быть готовы постоянно учиться новому, ведь технологии и требования к банковской отрасли продолжают постоянно меняться.

Насколько сложно управлять персоналом во время процесса цифровой трансформации?

Работая на уровне масштабных преобразований и учитывая большое количество вовлеченных в них команд, необходимо создавать конструктивную атмосферу. Важность развитых навыков коммуникаций я уже отмечал. Это помогает в развитии цифровой культуры на всех уровнях, обеспечивает прозрачность и решение различных вопросов, в том числе и связанных с взаимодействием бизнес- и ИТ-подразделений между собой. И облегчает решение управленческих вопросов.

Что помогает банку быстро адаптироваться к технологическим изменениям?

Стремительные изменения сегодняшнего мира затрагивают в том числе и наших клиентов. Так что адаптация к изменениям и необходимость учитывать их при развитии наших цифровых сервисов — часть ежедневной работы для банка. Помогает в этом понимание трендов развития банковского рынка, потребностей клиентов, амбициозные планы по развитию, которые мы совместно с нашими бизнес-подразделениями постоянно актуализируем. И, конечно, в качественной реализации этих изменений помогает наша профессиональная и неравнодушная команда.

Как вы планируете развивать и улучшать ИТ-системы банка в будущем?

Приоритетными направлениями являются проекты по импортозамещению, реализации стратегии цифровой трансформации банка, сокращению времени вывода наших цифровых продуктов на рынок, развитию собственных платформ класса ДБО, CRM, прикладных инструментов анализа и эффективного использования данных. Большое внимание уделяется модернизации и переводу на микросервисную архитектуру ключевых банковских систем.

Какие новые технологии, на ваш взгляд, будут ключевыми для банковской отрасли в ближайшие годы?

Банковский сектор продолжит развивать технологии, связанные с улучшением клиентского опыта. Участники финансового рынка будут конкурировать между собой, предлагая более быстрое обслуживание, персонализированные услуги, различные небанковские сервисы, высокую степень безопасности финансовых активов и персональных данных. Все эти направления приоритетны и для нашего банка. Еще одно важное направление для развития в банковском сегменте — обеспечение бесшовного клиентского опыта и развитие омниканальности.

Опубликовано 03.07.2023

Похожие статьи