Гармония данных: зачем бизнесу нужна MDM-система?

Логотип компании
Гармония данных: зачем бизнесу нужна MDM-система?
Задача гармонизации и стандартизации мастер-данных актуальна всегда. Ее приходится решать любой компании, которая стремится к тому, чтобы оперировать корректной отчетностью и грамотно управлять объектами своего бизнеса. Качество данных — необходимое для этого условие, но как его достичь?

Для чего управлять мастер-данными

Мы переживаем непростой период, связанный с масштабными переменами в экономике. Они приводят к изменениям в организационной структуре и справочниках предприятий. Многие компании осуществляют программы трансформации своего бизнеса. Наконец, программы импортозамещения, которые сегодня осуществляют многие организации, — удобный момент для того, чтобы подчас с нуля, при замене инфраструктурных решений, создать современные системы управления мастер-данными, в том числе и там, где они ранее не применялись на постоянной основе.

Так или иначе задача по гармонизации и стандартизации мастер-данных стоит перед любым бизнесом. Пусть и в неявной форме, но каждая компания сталкивается с нормативно-справочной информацией — как внутренней, так и внешней. Например, с регуляторными требованиями и предписаниями, стандартами, перечнями, справочниками, обязательными для использования — скажем, при формировании бухгалтерской отчетности.

Управление мастер-данными предприятия осуществляют по-разному. Далеко не везде эта задача выделена в отдельную бизнес-практику. Соответственно, не каждое предприятие использует отдельную специализированную MDM-систему. Часто для этой цели применяются ERP-системы.

Но когда бизнес достигает высокого уровня зрелости, штат организации вырастает до нескольких тысяч человек, а номенклатура товаров — тысяч позиций, то обходиться без MDM-системы становится затруднительно. Именно в таких компаниях и возникает запрос на внедрение специализированной системы для управления мастер-данными.

Одним из преимуществ MDM-систем является возможность быстрого внедрения изменений. Это позволяет компаниям оперативно реагировать на меняющиеся требования бизнес-среды и поддерживать конкурентоспособность на рынке.

Тренд на применение MDM-систем — глобальный и объективный. По мнению аналитиков Markets & Markets, в ближайшие пять лет мировой рынок MDM будет расти со среднегодовым темпом 15,7% и к 2027 году достигнет объема в $34,5 млрд.

Однако недостаточно просто внедрить MDM — важно сделать это правильно.

Сначала операционка, потом — аналитика

При помощи MDM-систем решаются две группы задач: операционные и аналитические. Первые непосредственно связаны с обеспечением бизнес-процессов организации. В качестве примера можно указать управление закупками, для которого важны данные о поставщиках, логистических цепочках, емкости рынка, объемах закупок. Вторая группа задач — аналитические, они связаны с формированием отчетности всех уровней, как внутренней, так и внешней.

В соответствии с характером решаемых задач различаются и назначения MDM-систем. Одни из них ориентированы на использование в операционной деятельности компании, другие — на аналитическую работу. Эта разница в отношениях определяет серьезные отличия в функциональности разных систем.

Операционные MDM позволяют управлять мастер-данными на уровне операционной деятельности, бизнес-процессов. Упрощенно, такие системы отвечают за формирование данных и их стандартизацию с другими информационными системами и сервисами компании.

К примеру, при введении в одну из систем очередного договора с поставщиком MDM-система проверяет данные из него и приводит их в соответствие со справочниками, которые использует организация. В результате гармонизируется весь массив данных, которые применяются в компании во всех системах и сервисах. Закупки, продажи, производственная деятельность, текущий маркетинг — вот основные бизнес-процессы, что обеспечивает такая MDM-система.

В идеальной ситуации внедрение и последующее использование MDM-системы начинается именно в операционной деятельности. В этом случае провести границу между операционной и аналитической MDM-системами невозможно. Однако на практике многие организации приходят к внедрению MDM-решений, когда сталкиваются с необходимостью ответа на аналитические вызовы, а также с задачами переработки значительных массивов данных из разных информационных систем.

В этом случае MDM-система применяется для очистки разрозненных данных и их сведения к единым стандартам, унификации и гармонизации уже на уровне хранилища, а не систем и сервисов.

Основной недостаток такого «половинчатого» решения состоит в том, что оно не возвращает данные обратно в системные источники, а значит, пользователи MDM вынуждены каждый раз повторять процесс гармонизации данных. В результате не решается главная задача — хранение унифицированной непротиворечивой информации.

Следует учесть важное обстоятельство. Информационная система, которая применяется для определенного круга задач (например, ERP), в большинстве случаев не может выполнять роли такого унифицированного хранилища. Связано это с тем, что чаще всего в компании используется не единственный, а множество сервисов, каждый из которых приносит в поток данных свою специфику. При этом MDM — система, не предназначенная для решения бизнес-задач, анализа данных, составления отчетности и выполнения других функций.

Этот инструмент позволяет правильно подготовить и обогатить те данные, с которыми будут работать другие системы. Поэтому полноценная MDM-система не просто отдельное решение, но еще один из краеугольных камней в ландшафте предприятия, который имеет такое же определяющее значение, как ERP или BI.

Читайте также
Две недели, оставшиеся до очередного решения ЦБ РФ по ключевой ставке, эксперты продолжат строить прогнозы. Подавляющее большинство уверено – ставку повысят, и все ожидания сходятся в пределах 22-25%. Оптимистов, ожидающих сохранения ставки на текущем уровне, почти нет. Как будут развиваться события, мегарегулятор оценит в феврале 2025 г.

MDM для производственно-дистрибуторской компании

Для того чтобы проиллюстрировать роль MDM-системы и процесс ее внедрения, приведу в качестве примера кейс крупной компании, сегодня осуществляющей такой проект. Это бывшая дочерняя компания крупного международного производственно-дистрибьюторского концерна. Она проходит процесс локализации, выхода из состава материнской компании.

Данный проект связан с необходимостью нового внедрения различных информационных систем и сервисов. Ключевое значение для компании имеет ERP, при помощи которой осуществляется управление производством и дистрибьюцией продукции. Естественно, что с внедрения именно этой системы начали процесс локализации ИТ-компании ее новые собственники.

ERP в этой компании — основной источник данных, которые в дальнейшем используются и для формирования отчетности, и для аналитики. На основе этого массива данных формируются справочники, и именно ERP определяет формат данных, которые в последующем будут отправляться в другие системы. Поэтому внедрение ERP — первый этап, где создается еще и фундамент для последующей работы с данными.

Внедрение MDM-системы будет осуществляться после завершения проекта по развертыванию ERP. На этом этапе нам предстоит преодолеть два очень серьезных затруднения.

Первое — процесс интеграции MDM- и ERP-систем. Предстоит создать справочники в рамках бизнес-процессов, обеспечиваемых на уровне ERP, определить необходимое качество данных, создать так называемую золотую эталонную запись. Эти сложные операции облегчат дальнейшую работу, когда будут внедряться вспомогательные системы, в которых данные будут использоваться — уже в гармонизированном и унифицированном виде.

Вторая сложность — организационная. Локализация бизнеса приводит к изменениям в структуре и бизнес-процессах как на верхнем, так и на низовом уровне. Все это отражается на структуре и составе данных, которые необходимо сразу же отразить в справочниках. При этом внедрение MDM-системы предполагает и определенную перестройку бизнес-процессов, которые должны выстраиваться в соответствии с новыми правилами, сформированными на уровне MDM.

Внедрение MDM позволит компании получить не только массив данных, готовый для составления правдивых отчетов и последующей адекватной аналитики. Эта система еще и инструмент устранения неточностей, неизбежно возникающих на этапе ввода данных в различные системы. Неправильные или неполные адреса потребителей приводят к потерям при доставке продукции.

Ошибочные сведения о запросах могут стать причиной перегрузки производственных мощностей или затоваривания складов. И это качество MDM позволяет не только повысить эффективность работы с данными, но и предотвратить прямые потери, связанные с ошибками в них.

Иллюстрация: PayPau/Shutterstock.com


Опубликовано 09.01.2024

Похожие статьи