Кирилл Куликов: «Мы не раздуваем штат, для нас ценны специалисты ИТ, погруженные в процессы компании»
Об этом мы побеседовали с Кириллом Куликовым, директором по информационным технологиям АО «Татспиртпром».
Кирилл, расскажите, пожалуйста, о вашей нынешней работе. Каковы ее особенности? Помогает ли профессиональный опыт управления ИТ аэропорта Шереметьево?
Накопленный опыт, конечно, помогает. Но аэропорт — это в первую очередь огромный инфраструктурный объект. Для работы важна база знаний, системный подход. И есть время для вдумчивой организации всего. А для FMCG-сектора важны быстрые решения и оперативность получения данных, а не инфраструктура. Здесь темп совсем другой. Особенно это касается рынка крепкого алкоголя — это высококонкурентная среда, поэтому скорость принятия решений несоизмеримо выше. И, как только принимается какое-либо решение, важно оперативное его исполнение всеми участниками процесса.
Так же как специфику этой отрасли, я бы отметил нацеленность на продажи. Поэтому много усилий прилагается для получения быстрой и качественной аналитики рынка.
Какие основные изменения в области ИТ вы внедрили после своего прихода в компанию? Какие проекты по автоматизации деятельности предприятия были реализованы под вашим руководством?
В «Татспиртпром» я пришел в 2021 году. Одним из наиболее важных и интересных кейсов я считаю внедрение «1С:ERP.Управление холдингом». Это был очень большой проект.
Думаю, тут уместно будет сказать пару слов о нас для лучшего понимания масштабов. «Татспиртпром» специализируется на производстве крепкого алкоголя. У компании есть несколько заводов, в том числе и свои спиртовые заводы. Решение «1С» было выбрано потому, что на предприятии уже есть опыт работы с решениями «1С» и планировался переход в режим налогового мониторинга. Важно, что компания работает в рамках жестких законодательных требований и необходим контроль на каждом этапе работы их соблюдения.
Второй кейс, который хотелось бы отметить, — перевод части наших систем в облака. Как я уж говорил, у нашей компании высокие темпы работы. И мы решили обеспечить быстроту расширения вычислительных мощностей путем такой миграции. Резервное копирование так же обеспечивают облачные операторы.
Другое важное внедрение — новый В2В-портал для обеспечения заказов со стороны дистрибьюторов. Портал работает, и мы продолжаем его развивать по запросам пользователей.
И еще один интересный проект — построение инфраструктуры нашего магазина-музея в Казани «100dal». В нем представлена вся наша продукция, и это одна из точек притяжения туристов.
В ноябре 2023 года на Международном форуме «ИТ-Диалог» вы выступали с докладом о цифровизации. Могли бы вы поделиться ключевыми моментами вашего выступления и рассказать о цифровых инициативах, которые влияют на стратегическое развитие компании?
В первую очередь это постоянные обновления, слежение за регуляторными правилами и их отображением в учетных системах. Все это мы обеспечили.
Кроме того, мы внедрили продукт для финансового архива. Сейчас идет процесс наполнения цифровыми первичными документами.
Для работы с персоналом мы внедряем КЭДО. Это упростит процессы внутри компании. Кроме того, мы ожидаем, что это поможет получить определенную выгоду. Сотрудникам не нужно будет тратить время на встречи с кадровиком, заполнение бумаг и прочее — всё это можно будет быстро и удобно сделать с помощью собственного телефона.
Насколько сложно проводить цифровую трансформацию в холдинге, работающем на рынке с жестким законодательным регулированием? В какой степени компания прошла процесс цифровой трансформации и какие основные вызовы и достижения были на этом пути?
Казалось бы, сложности в реализации цифровых проектов должны подталкивать к некоторой косности, пассивности. Но компания в этом плане приятно удивляет: есть стремление к новым технологиям, цифровизации. Все, включая топ-менеджмент, на это настроены, все поддерживают. Всем очевидно, что конкуренция на рынке высокая, нужно ускорять и упростить процессы в компании. А, условно говоря, вручную это сделать не получится.
Разумеется, время от времени возникают небольшие проблемы, но в целом мы уверенно движемся вперед. К примеру, согласно статистике 1С, переход «1С:ERP.Управление холдингом» занимает до двух лет в компаниях нашего масштаба, мы подобные проекты внедряем за девять месяцев.
Некоторые сложности могут возникнуть с обучением сотрудников на местах — все-таки мы территориально распределенная компания. Это требует дополнительных сил и времени.
Также можно отметить некоторое несовершенство отечественных систем. Например, нет обработанности определенных процедур, иногда даже процесса внедрения. Приходится работать над этим. У западных компаний такого нет. С другой стороны — плюс российских компаний в гибкости их решений. Но важно четко и правильно ставить задачи, ясно формулировать потребности.
Вы используете системы «1С:ERP.Управление холдингом» для финансового мониторинга и управления хозяйственной деятельностью. Это исторически сложилось или пришлось переходить с западных информационных систем?
Нет, западных систем у нас не было — мы всегда ориентировались на продукты российских компаний, а также самописные решения. Например, тот же В2В-портал раньше был самописным, а теперь он реализован на базе «Битрикс24».
Каким образом вам удается обеспечить непрерывную работу информационных систем в режиме 24/7, особенно учитывая масштабы и разнообразие операций холдинга?
У нас есть «низкие» и «высокие» сезоны, прочая специфика. Это, конечно, влияет на ИТ, сопровождение и развитие систем, в первую очередь на их обновление. Иногда нет времени обновиться из-за «высокого» сезона. В таких ситуациях как раз и помогают облачные решения — с ними мы можем на время значительно увеличить свои ресурсы.
Конечно, у нас есть договора по сопровождению — третья линия поддержки. Мы стараемся обеспечить круглосуточной поддержкой и производство, отгрузку и продажи.
Ваши коллеги нередко жалуются на дефицит квалифицированных кадров. Как с этим обстоят дела в вашей компании?
Действительно, такая проблема есть. Мы стараемся, что называется, не раздувать штат, а переходить к сервисной модели, то есть среди наших айтишников есть те, кто выстраивает необходимые процессы, понимая и бизнес, и ИТ.
А своя разработка у вас есть?
Да, в принципе есть. Но все-таки мы предпочитаем работать с подрядчиками. Заказная разработка по техническому заданию — вот наша история.
Можете ли вы рассказать о вашем опыте внедрения систем электронного и корпоративного документооборота в деятельность компании?
Внедрение еще не завершено — это активный процесс. В первую очередь это связано с финансовым архивом. Он привязан к системе электронного документооборота, потому что документы из архива должны быть согласованными. И на этой же платформе реализуется КЭДО, кадровый юридически значимый электронный документооборот. Мы планируем в течение двух месяцев запустить этот сервис и начать постепенно подключать сотрудников к нему.
Используются ли в компании какие-то решения на основе искусственного интеллекта?
Да, используем, например для распознавания документов. При этом рассматриваем еще несколько систем с искусственным интеллектом по проектам систем принятия решений. Часть тестируем. Пока есть некоторые ограничения. В основном психологического плана. Важно ведь понимать логику принятия решения. Искусственный интеллект дает ответ, но как он к нему пришел, не до конца ясно. Остается только довериться ему. А людям с опытом, со знаниями хочется отследить процесс принятия решения, разобраться, проверить решение на каждом шаге. Но с каждым днем предложений систем с ИИ становится все больше. И решения показали себя уже на опыте других компаний, поэтому уверен, что в ближайшее время системы с ИИ будут «естественным» решением.
В свете вашего интереса к информационной безопасности какие меры предпринимаются для защиты огромного объема данных и документооборота в компании? Кто отвечает в вашей группе компаний за информационную безопасность — ИТ или отдельное подразделение?
За информационную безопасность отвечает ИТ. У нас есть несколько проектов в этой сфере. Часть из них сервисные, часть связаны с внутренними решениями.
Последние полтора года мы значительно вкладывались в информационную безопасность: обучали пользователей, дорабатывали системы, внедряли новые. Сейчас ИБ – это один из приоритетов. Раньше такого не было, но последние события вынуждают по-новому расставлять приоритеты, заниматься безопасностью на самом высоком уровне. Мы приняли несколько важных решений. В частности, ввели жесткие ограничения на работу с сетями. И благодаря превентивным мерам нам удалось избежать серьезных технологических атак извне.
Что касается социальной инженерии, то таких рисков мы избегаем, проводя разъяснительную работы с сотрудниками и своевременно информируя их.
Сотрудничаете ли вы с технологическими стартапами?
Нет, не сотрудничаем. Мы располагаемся в Татарстане. Здесь много интересных инициатив, связанных с Иннополисом и казанским «ИТ-парком». Мы с ними взаимодействуем. К примеру, один из проектов по информационной безопасности начинался как раз в «ИТ-парке». Один из резидентов «ИТ-парка» с нами сейчас работает. Но это не стартап.
Дело в том, что мы – производственная компания, поэтому нам нужен результат здесь и сейчас. Мы многое тестируем, проводим много «пилотов», но внедряем лишь те решение, которые показали действительно впечатляющий результат.
А какое-либо сотрудничество с другими (дружественными, разумеется) странами вы рассматриваете?
Мы работаем по ФЗ-223, поэтому компании, которые сотрудничают с нами, должны иметь аккредитацию в Российской Федерации. Вариант сотрудничества через третьи страны мы не рассматриваем.
Каким вы видите будущее, ближайшие 10 лет, алкогольной индустрии с точки зрения технологических изменений и инноваций?
Думаю, в первую очередь будет значительное упрощение работы линейного персонала за счет упразднения рутинных операций. У нас есть опыт внедрения программных роботов. Где-то они себя показали хорошо, где-то — не очень. Но в любом случае движение в эту сторону есть. ИИ – внедрение в системы.
Меняется в сторону цифровизации и законодательная база. Да, для департамента по ИТ это новые вызовы, новые направления работы, но для сотрудников будут упрощения в работе, снижение объема рутинных операций. При этом требования к персоналу на местах будут расти. Они будут не просто людьми, которые вводят данные, а теми, кто принимает решения. Цифровизация, кроме прочего, подразумевает, что от человека требуется аналитика. А ИТ обеспечивают реализацию решений, в том числе и за счет автоматизации бизнес- и прочих процессов.
Опубликовано 01.03.2024