На стыке стихий или на перепутье дорог?

Логотип компании
На стыке стихий или на перепутье дорог?
Нужно слышать мнения граждан и бизнеса, в частности ИТ-сообщества. Сейчас власть чаще всего их не слышит.
В начале декабря в Кирове прошла межрегиональная конференция «ИТ на стыке трех стихий: бизнеса, государства и общества». По самым скромным оценкам мероприятие привлекло более 140 участников, в том числе руководителей компаний и директоров по ИТ, чиновников федерального, регионального и муниципального уровня.

Правда, начало конференции было отнюдь не радужным. Прямо перед открытием пленарного заседания погас свет (авария на подстанции оставила четверть города без электроэнергии). Хотя, благодаря грамотно спроектированной инфраструктуре и системе бесперебойного питания здания, локальная сеть, проекторы и микрофоны еще продолжали работать. И тогда организаторы встречи приняли смелое решение – несмотря ни на что, открыть конференцию.

Начало получилось эффектное, с долей юмора вспоминал потом член клуба ИТ-директоров, CIO компании «Автомотор» Алексей Яковлев «В большинстве случаев в подобной ситуации, что называется, “избушку на клюшку, и все в сад”, а тут вся работа продолжилась. Я был приятно удивлен».

Со словами: «Это, наверное, очень знаково – говорить о проблемах информационного общества при свечах», – открыл заседание заместитель председателя правительства области Алексей Кузнецов. Но вернувшись к серьезным вопросам а именно причинам препятствующим информационному развитию региона Кузнецов назвал неравномерное внедрение ИТ в городах и сельской глубинке, в крупных и мелких компаниях, а также низкую компьютерную грамотность отдельных категорий населения.

Алексей Федоров, глава департамента информационных технологий и связи, отметил первостепенные задачи внедрения информационных технологий в повседневную жизнь общества. Так, в 2012 году реализуется проект по созданию единой защищенной сети областных и муниципальных органов исполнительной власти в целях расширения межведомственного электронного взаимодействия. Внедрение системы электронного юридически значимого документооборота позволит создать корневой и районные удостоверяющие центры по выдаче электронной цифровой подписи. Но какое место в процессе информатизации области и края отводится членам кировского CIO-клуба?
На стыке стихий или на перепутье дорог?. Рис. 1
Во время кофе-паузы удалось спокойно (благо вопрос со светом разрешился) переговорить с организаторами конференции – членами инициативной группы клуба ИТ-директоров. Они и пояснили свою позицию, которая мне показалась весьма убедительной. Дело в том, что, поскольку рынок труда в Кирове весьма ограничен, профессиональный и творческий потенциал многих ИТ-директоров здесь значительно выше, чем требует того их нынешнее должностное положение, и работать в этих узких рамках им становится скучно. Большинство из них уже достигли предела карьерного роста, а опыт и энергия не позволяют сидеть сложа руки в ожидании пенсии. Крайне редки примеры, и не только в Кирове, когда ИТ-директор вырос до финансового директора. А вот общественная работа дает многим CIO возможность реализовать свои опыт и компетенции на благо родного края, поэтому они с готовностью поддержали профессиональное движение, направленное на усиление роли ИТ-сообщества в принятии государственных решений, связанных с развитием ИТ-потенциала Кировской области. Но подобная инициатива хороша, только когда налажен конструктивный диалог с властью. Иначе, в формате монолога, это будет разговор профессионального сообщества с самим собой. 

О том, каким видят эффективный формат взаимодействия с ИТ-сообществом региональные власти, мы говорим с главой департамента информационных технологий и связи Кировской области Алексеем Федоровым.
На стыке стихий или на перепутье дорог?. Рис. 2

Позиция членов Кировского клуба ИТ-директоров в отношении профессионального взаимодействия с региональной властью нам ясна. А как власть намерена строить взаимодействие с членами клуба ИТ-директоров? 

Надо признать, что в огромном потоке больших и малых дел, решаемых в недрах бюрократической машины, большое количество полезных ИТ-практик остается незамеченным. А живое общение с представителями профессионального сообщества как поставщиками новых идей позволит сформировать совсем иной взгляд на многие проблемы. Другими словами, это хороший барометр, показывающий, насколько правильно мы строим свою работу. К тому же это еще и активный канал обратной связи, который даст нам возможность чувствовать время, слышать его ИТ-пульс. 

Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшней конференции?

Я склонен очень высоко оценить уровень большинства представленных сегодня докладов. Обозначено немало проблем, прозвучало много интересных предложений, которые предстоит обсудить более глубоко в практическом аспекте. Для меня это очень важно, так как с самого начала предполагалось, что общение с ИТ-директорами должно служить катализатором правильности политики власти в отношении развития ИТ-отрасли в нашем регионе. 

А каковы сегодня ИТ-приоритеты в Кировской области?

В первую очередь стоит задача создания модели управления отраслью.

Зачем? Будет бизнес – будет и отрасль. 

В кулуарах многих мероприятий, в том числе сегодняшней встречи, не раз всплывала тема слабого нормативно-правового регулирования в области инфраструктуры данных, что порождает массу проблем. Кроме того, и это мое глубокое убеждение, необходимо движение к архитектуре открытости региональной власти. В первую очередь необходимо изменить парадигму управления. Так, если мы говорим о внедрении концепции открытого правительства, то это прежде всего парадигма эффективной обратной связи. То есть нужно слышать мнения граждан и бизнеса, в частности ИТ-сообщества. Сейчас власть чаще всего их не слышит. А ведь на дворе двадцать первый век, и если сегодня что-то замолчать, не раскрыть какую-то информацию, то любой желающий выйдет на зарубежные информационные ресурсы и получит все сведения по интересующей его теме. Конечно, эту информацию можно потом назвать сомнительной или даже фальшивкой, запретить доступ к этим ресурсам. Но, повторяю, в двадцать первом веке что-то запрещать уже не получается. Так что надо не запрещать, а, наоборот, создавать все условия для развития информационного общества. Те же принципы должны быть заложены и в концепцию электронного правительства. Когда человек почувствует, что ему удобно пользоваться электронными госуслугами, он будет это делать без всяких законов.

Сегодня много говорилось о необходимости повышать престиж чиновника. И меня это откровенно удивило. Мне кажется, стране нужна прежде всего эффективная экономика, а без информационных технологий добиться этого невозможно. Но для ИТ нужны специалисты. Вот о чем надо говорить, а не о подготовке чиновников.

Я, пожалуй, с вами соглашусь. Сегодня действительно идет перекос не в ту сторону. На днях мы обсуждали эту проблему с ректором Вятского университета. У нас практически подорвана система образования, и на этом фоне нет преемственности в образовании. Есть старшее поколение преподавателей, и есть молодежь. Преподавателей среднего возраста, имеющих солидный багаж практического опыта,  в вузах по существу нет. Казалось бы, этот пробел может закрыть костяк CIO-клуба. Вузы заинтересованы в этом, и такие примеры есть. Эта тема обсуждалась нами не раз.

Однако не мотивирует ли такой подход студентов к тому, чтобы они, получив знания, уезжали из региона?

Согласен, подобный риск есть. Но продолжать готовить специалистов по старинке тоже нельзя. Выход, наверное, в том, чтобы дать студентам, молодым специалистам возможность реализовать себя дома, в своем регионе, раскрыть свои таланты не на второстепенных ролях, а на более значимых позициях. А для этого необходимо, чтобы они были востребованы прежде всего местным бизнесом.

Вопрос обновления компетенций для ИТ-отрасли стоит очень остро. На ваш взгляд, каких компетенций в первую очередь не хватает госструктурам в вопросах ИТ?

Наш департамент был создан не с чистого листа, а путем привлечения специалистов госуправления из других департаментов. Но дело в том, что они не из ИТ, и в этом главная проблема. У нас мало людей, способных глобально, стратегическим взглядом оценить проблему, представить архитектуру построения сложных ИТ-систем. Сегодня в госуправлении острый дефицит специалистов со знаниями телекома и информационной безопасности. Оплата труда этих специалистов в коммерческих структурах намного превышает наши возможности. Поэтому нам приходится принимать молодых людей с горящими глазами, и уже внутри департамента, непосредственно в ходе работы они приобретают недостающие знания, нарабатывают практики и опыт. С другой стороны, тот, кого интересуют только деньги, к нам не придет, что отсекает случайных людей. Мотивировать мы можем только одним – интересом к профессии.

Сегодня много говорили о реинжиниринге административных регламентов. Что это значит, с вашей точки зрения?

Если мы оценим наши традиционные регламенты с точки зрения выстраивания именно под информационные ресурсы и технологии, то они должны будут приобрести совершенно иной вид. Но очень мешает, что все, кто их пишет и утверждает, живут все еще  вчерашним днем. И, возможно, вовсе не из-за какого-то злого умысла, а просто в силу недостатка компетенций. Они не понимают, что такое реинжиниринг в рамках ИТ, и зачастую конструктивный диалог с ними не получается. 

Что же может изменить их позицию?

Мне сегодня понравилась остроумная метафора в одном из докладов на конференции, что «можно дернуть за ниточку KPI чиновника, и будет видно на что он влияет». Без соответствующей ИТ-системы получить необходимый уровень прозрачности деятельности каждого сотрудника не удастся. Вот таким образом и надо выстраивать внутреннюю политику, чтобы у каждого чиновника был понятный KPI. Возьмем, к примеру, сокращение времени на административную процедуру. В условиях, когда у большинства госслужащих вообще никаких прозрачных оценок деятельности нет, любые критерии могут быть удачей. Пока же критерий у чиновника один – он должен понравиться своему начальнику. Мы все время говорим о необходимости экономии и сокращения расходов. Но мы не говорим о том, что нужно деньги тратить более эффективно.

Но беда в том, что при смене руководства все прежние начинания обычно замораживаются, а потом, при новом руководителе, все начинается заново. Нет в госструктурах преемственности. 

Причина в отсутствии системности. Если бы она была, никто не мог бы с проложенных рельсов свернуть. Вот и получается, что каждый новый чиновник выстраивает краткосрочную стратегию под себя. Поэтому мне более важен и симпатичен диалог с профессионалами. Даже несмотря на то, что это требует от меня постоянно тянуться до их уровня. Но иначе я просто не смогу соответствовать уровню решаемых нами задач.

Опубликовано 24.12.2012

Похожие статьи