Революция или хайп?

Логотип компании
Революция или хайп?
CIO в сегодняшней его ипостаси завтра перестанет существовать"

Каждая промышленная революция – это не только прорыв, но и системное изменение жизни людей. Говорят, мы уже несколько лет переживаем четвертую промышленную революцию. Первые три помним из истории. Катализаторами в свое время были изобретение парового двигателя, затем электричества и, наконец, компьютера. А что по-настоящему великого изобрели, чтобы все вокруг заговорили об «Индустрии 4.0»? Что происходило с начала второго тысячелетия, чтобы мы к этому пришли? И что происходит сейчас?


Революция или хайп?. Рис. 1

Олег Суворов, Олег Суворов, вице-президент SPB CIO CLUB

Влияние ИТ стало всеобъемлющим: не существует более компаний, которые находятся вне информационных технологий. Более того, крупные игроки других индустрий переживают перестройку, сами становясь ИТ-компаниями. Большие данные – это «новая нефть», а человеческий труд и интеллект заменяют роботизированным, искусственным. Но что кардинально нового произошло? Не кажется ли вам, что изменилось только количество информации и объемы производства, но не его качество?

Так что же, четвертая промышленная революция – это «пузырь», который вот-вот лопнет или Революция с большой буквы, которая перекраивает человеческую жизнь, бизнес, экономику уже сейчас? Только спустя годы мы сможем сказать, какое влияние это на нас оказало. Но и сейчас спросим: куда идем? 

Предлагаем нашим экспертам ответить на три вопроса:

1. Как ИТ изменили ваш бизнес за последние несколько лет?

2. Какие стратегии и подходы наиболее эффективны в период трансформации?

3. Не постигнет ли CIO та же участь, что и директоров по электрификации в прошлом столетии?

  Революция или хайп?. Рис. 2

Антон Думин, ИТ-директор ОСК

1. Еще вчера мы занимались информатизацией, стараясь вовлечь в информационные системы все виды документов и данных, создавая большие хранилища и настраивая процессы обработки информации. Сегодня перед нами стоит задача отказаться от «старых» форматов, от документов, бумаги и полностью перейти в «цифру». Цифровизация, или цифровая трансформация, призвана завершить эпоху «мокрых» подписей на документах. Наступает эра транзакций и электронных реестров, эра роботов-обработчиков и искусственного интеллекта, эра цифровых двойников и виртуальной симуляции.

2. Для трансформации необходим плавный запуск. Очевидно, что ни у кого нет возможности «выключить» принтеры, открыть «цифровую» дверь и уйти в «цифру». Важно на каждом этапе обеспечивать преемственность используемых технологий и менять процессы постепенно. Но я уверен в том, что нас ждет интересное время, время изменений, которые затронут каждого.

3. CIO в сегодняшней его ипостаси завтра перестанет существовать. Уже создаются требования для нового типа руководителя – руководителя цифровой трансформации. Что это значит? На смену руководителю по информационным технологиям приходит РЦТ, менеджер, призванный изменить компанию, трансформировать ее. Это менеджер, способный проводить сложные изменения в компании. И если раньше для CIO такое умение было значительным бонусом, то теперь станет обязательным требованием.

  Революция или хайп?. Рис. 3

Инна Сенчугова, ИТ-директор «РЭП Холдинг»

 1. За счет автоматизации многих дублирующих функций и сокращения рутинной работы повысилась эффективность бизнеса компании, появились автоматизированные точки контроля исполнения и обнаружения «ошибок», вызванных человеческим фактором. Что, конечно же, повлекло за собой временное сокращение и повышение качества данных для принятия управленческих решений и возможность более оперативно реагировать на запросы рынка. Бизнес стал мобильным. Технологии дали возможность оперативно получать информацию о текущем состоянии дел в любом месте и в любое время.

2. Те подходы, которые позволяют получить быстрый результат при минимально затрачиваемом времени. И конечно же, они должны быть гибкими, чтобы при изменении вектора направления могли быстро перестроится и подхватить эти изменения. А если говорить с точки зрения стратегии трансформации, то она должна строится с учетом готовности бизнеса и необходимости в цифровизации процессов компании. Сначала ответить на вопрос: «Что хотим получить?» – и уже потом: «Как и с помощью чего это сделать?»

3. Нет. Современный CIO находится в тренде, и как мне кажется благодаря увеличению доступных информационных и профессиональных ресурсов оперативно следит за изменениями рынка технологий. Влияние оказывает и рынок труда, вносящий постоянные изменения в виде требований к профилю CIO. Таким образом, сегодняшний CIO – это профессионал, умеющий управлять проектами и изменениями и вести диалог на языке бизнеса.

  Революция или хайп?. Рис. 4

Денис Коротких, ИТ-директор ООО «Балтийский завод-Судостроение»

1. Мы уже сократили число информационных систем, покрывающих локальные потребности одной или нескольких служб. Следующий шаг – автоматизация процессов внутреннего и внешнего делового и технического документооборота. Причем вовлекли мы в этот процесс не только сотрудников Балтийского завода, но и наших заказчиков, проектантов и субподрядные организации, создав унифицированный прозрачный банк данных. Но мы движемся дальше – теперь мы работаем над созданием единой точки доступа к информационному пространству предприятия.

2. Во главе всегда стоит непрерывность бизнеса. Уже опробован метод внедрения новых подходов к изменению бизнес-процессов организации и их автоматизации. Суть заключается в ступенчатом внедрении технологий: первый шаг – апробация нововведений на ограниченном объеме процессов и/или данных в ограниченный период времени с использованием принципа PDCA для сглаживания всех шероховатостей. Второй – распространение автоматизации на все предприятие.

3. Я не думаю, что это случится с «настоящими» CIO. Ведь именно CIO должен кристально ясно понимать структуру информационных потоков предприятия, и, как правило, только он может и умеет коррелировать их между собой. И уже сейчас «настоящий» CIO предлагает специалистам отделов и служб не автоматизацию локальных участков и задач, а встраивание новых бизнес-процессов в единое информационное пространство предприятия, расширяя и наполняя таким образом объем взаимосвязанной, а значит – полезной информации.

  Революция или хайп?. Рис. 5

Денис Голуб, генеральный директор компании «КТ-Сегмент» (холдинг «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ»)

1. В нашем промышленном холдинге именно развитие бизнеса приводит к трансформации ИТ-инфраструктуры, а не наоборот. Бизнес развивается, появляются новые вызовы – вот с этими вызовами и приходится бороться, в том числе при помощи инструментов ИТ. При переходе от функциональной модели управления к холдинговой потребовалась полномасштабная замена самостоятельно разработанного программного продукта на моноплатформенный программно-аппаратный комплекс. В итоге была внедрена информационная система, отвечающая требованиям бизнеса, его потребностям в планировании, контроле и анализе процессов, происходящих во всех подразделениях холдинга.

2. Развивающийся бизнес находится в постоянном процессе трансформации, однако скорость и глубина изменений может быть различной. Собственно, от этого и будет зависеть выбор стратегии, подходов, изменения существующих или приобретение новых программных и аппаратных средств. Универсального решения нет. Однако существует ряд требований к выбору, и от того, насколько качественно CIO их учтет и выполнит при подготовке программы развития, будет зависеть эффективность конечного результата.

3. Роль информационных технологий растет год от года, думаю, что потребность в действительно профессиональных специалистах также будет расти. Поэтому я говорил бы не о CIO вообще, а о конкретных представителях профессии. Те, кто сможет внутренне перестроиться, поняв новые требования к ИТ-руководителю, останутся, остальные не смогут поддерживать темп и окажутся на обочине.

Читайте также
О том, как крупная телекоммуникационная компания адаптируется к новым реалиям, о реализованных проектах и перспективах IT-World рассказывает Александр Логинов, вице-президент — директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком».


Революция или хайп?. Рис. 6

Максим Белоусов, управляющий партнер банка «Уралсиб»

1. Сегодня мы говорим о том, что клиент и его поведение становятся тем фактором, который определяет всю бизнес-модель. Вокруг действий клиента и его предпочтений выстраиваются ключевые бизнес-процессы. Если сегодня клиент  предпочитает взаимодействовать с миром через свой смартфон, то мы должны перестроить свой бизнес так, чтобы «встроиться» в это взаимодействие. Поэтому значительная часть ресурсов должна быть направлена на анализ поведения клиента – и это невозможно сделать в глобальных масштабах без новых технологий.

2. В первую очередь нужно стремиться к гибкости принятия решений и быстро реагировать на изменения рынка, вместе с правильной и своевременной оценкой рисков, которые эти изменения неизбежно вызовут. Вместе с этим нужно иметь холодную голову и не быть ведомым какими-то массовыми внедрениями новых технологий: можно пробовать что-то новое на небольших проектах, но история «у всех есть и нас должно быть» ни к чему хорошему не приведет.

И конечно, важна работа с корпоративной культурой: так или иначе процессами изменений руководят люди. Для человека новое – это всегда выход из зоны комфорта. Если показать сотрудникам важность и необходимость трансформации, реальность тех возможностей, которые она обещает, то можно минимизировать риски внутреннего сопротивления новым условиям. Культуру, в том числе и цифровую, нельзя сотворить в одночасье, ее определяют люди, и если люди не готовы к трансформации, то ее не случится.

3. Пока «традиционные» технологии и средства продолжают работать и приносить свои плоды, этот момент будет отодвигаться. Появление CDO (Chief Digital Officer) было лишь вопросом времени, но и опережать события пока не имеет смысла. Роль CIO будет отличаться от того, что мы имеет сегодня, но потребность в ИТ-директорах не отпадет никогда. Напротив, роль ИТ с каждым годом будет только возрастать. Стратегически ИТ слишком важны, однако работа ИТ-структуры и ее руководителей резко изменится.

Уже сейчас приходит новое поколение руководителей, которое отличается от прежнего с точки зрения ментальности. В последнее время намечается тенденция к сокращению ИТ-бюджетов, поэтому CIO должен научиться продавать бизнесу ИТ-проекты. Если ранее главный вопрос руководителя компании звучал как «сколько мы потратим на ИТ», то теперь генеральные директора спрашивают: «Сколько мы заработаем?»

 

Опубликовано 04.06.2018

Похожие статьи