Синдром самозванца
Синдром самозванца (Imposter syndrome) —
психологическое явление, при котором человек
не способен интернализировать свои достижения.
Википедия
Интересный психологический факт: по разным исследованиям, от 40 до 85% людей время от времени чувствуют себя самозванцами на занимаемой должности. И среди представителей ИТ этот процент ближе к верхней границе. Кризис и стагнация не уменьшают такую вероятность. Можно ли оценить себя и доказать себе, что вы — молодец и достойны занимаемого места?
Уже довольно давно ИТ разделились на два направления: поддержка и развитие. И если с поддержкой все просто и пока все работает — вы молодец, а если сломалось, но быстро починили, то все равно молодец.
На самом деле количественно оценить качество ИТ-сервисов, а значит, и способности ИТ-руководителя не столь просто, но вполне реально. Если есть соглашение о уровне сервиса SLA с перечнем ключевых сервисов и метрик, определяющих их работоспособность, то половина дела в кармане. Вторая важная часть для нахождения на безопасной стороне — наличие документации. Сюда относятся и политики, и регламенты, и описание всех систем и сервисов. Очень полезно иметь план непрерывности BCP, который поможет быть уверенным, что для обеспечения SLA у вас есть достаточно ресурсов. И план аварийного восстановления DRP, который тоже поможет, когда что-то пойдет не по плану BCP. И безусловно важно постоянно актуализировать документацию — устаревшая документы равнозначны их отсутствию.
К сожалению, этим в наше время никого не удивишь: электрики и сантехники такие же молодцы. И айтишников, занимающихся поддержкой, справедливо приравняли к дежурным электрикам, «обозвав» английским словом commodity.
Управление ожиданиями
Гораздо сложнее с направлением ИТ-развития. Здесь нет общепринятых количественных показателей, точно подтверждающих, что вы молодец.
Касательно управления проектами — существует множество количественных показателей. И насколько вы хороший проджект- или программ-менеджер вполне можно измерить. Но вопрос-то не столько в том «КАК ВНЕДРЯТЬ?», а больше «ЧТО ВНЕДРЯТЬ?». Плохо внедренная правильная и нужная система все равно полезнее для предприятия, чем отлично введенное в эксплуатацию барахло.
Один из косвенных параметров, способный помочь здесь, — опрос удовлетворенности топ-менеджмента и бизнес-пользователей. Он показывает, насколько ИТ-развитие соответствует их ожиданиям. Это хороший инструмент, но следует учесть, что, во-первых, опрос сам по себе штука субъективная, а во-вторых, совсем необязательно все бизнес-пользователи действительно понимают, что нужно бизнесу.
В период кризиса и стагнации большинство менеджеров думает в разрезе сокращения затрат и удержания позиций. Очень сложно и опасно ИТ-менеджеру не поддаться на такие «ожидания» и продолжить мыслить в парадигме развития.
Группа компаний «Мется», где я работаю, некоторое время назад перенацелилась на развитие внутри Финляндии и, соответственно, приостановила экспансию в других странах. У нас нет стагнации, мы не планируем сокращать или закрывать бизнес, но и расширения бизнеса также не планируется. То есть развитие есть, но не здесь. Для всех подразделений группы в России (и не только) это означает сохранение объемов выручки и, если возможно, уменьшение затрат.
Особняком стоит ИТ-департамент и ИТ-бюджет. Деньги вроде бы есть, поскольку наш бюджет — часть общего бюджета, но развития вроде как никто не ожидает.
Очень просто соответствовать ожиданиям и ничего не делать, но тогда прогрессирует тот самый «синдром самозванца» и внутренний голос говорит: «А сам-то ты что можешь сделать?» Правильная реакция на это — генерирование новых идей. Если хорошо изучить бизнес-процессы и поговорить с их участниками, практически всегда найдется область, которая может быть улучшена с помощью ИТ. Пусть это будут небольшие проекты повышения эффективности отдельных подразделений. Что-то приносит реальную экономию в реальных деньгах, а что-то может упростить и ускорить бизнес-процесс, и это в общем тоже неплохо.
На 2018-й, кроме нескольких небольших проектов, у меня запланирован «стартап-проект» внутри компании с новыми цифровыми технологиями, дронами, искусственным интеллектом и прочими фишками. Если проект покажет себя хорошо, возможно, он будет тиражирован и за пределы России, а может, и за пределы группы.
Поживем — увидим. Ведь главное — не давать перегореть внутреннему огоньку, который поддерживает пламя изменений вокруг. Если и вас иногда посещают мысли о незначительности вашей работы, описанные в синдроме самозванца, — не стоит впадать в уныние, а пора включать внутренний мотиватор и создавать что-то полезное и нужное. Это добавит несколько очков к оценке бизнесом, а как бонус — еще один повод гордиться собой. Что гораздо приятнее, чем унывать и чувствовать себя самозванцем.
Опубликовано 29.01.2018