Акватория технологий

Логотип компании
Акватория технологий
Основная задача заключается в обеспечении непрерывности производства и удобства логистики, а также клиентского сервиса

Одним из самых новых, современных и высокотехнологичных грузовых морских терминалов является порт «Бронка». Он изначально строился с учетом требований и нормативов, предъявляемых государством и бизнесом к грузоперевалочным предприятиям. Главная задача ИТ в таком порту – обеспечение непрерывности производства, логистических процессов и удобства клиентского сервиса. О том, как она решается, нам рассказал директор по ИТ порта «Бронка» Андрей Рыков.

 Расскажите о себе. Как складывалась ваша карьера в ИТ?

Я учился в ЛЭТИ, поступал туда как сын военного, удаленно. После окончания поработал в одной из дочерних компаний Сбербанка, затем принял предложение переехать в Ленобласть для работы в одном из предприятий алкогольного бизнеса. В этой компании я руководил сектором разработки программного обеспечения, а затем переквалифицировался в CIO. К тому моменту компания превратилась в большой холдинг “Группа компаний Веда”, куда входили различные производственные активы, не только алкогольные, но и, например, стекольные бизнесы, девелоперские проекты и многое другое.

В 2009 году я стал активно заниматься ИТ-консалтингом, в качестве независимого консультанта помогал различным компаниям выстроить эффективную ИТ-структуру и оптимизировать затраты на информационные технологии. Приобретенный опыт и взгляд со стороны помог мне по-другому взглянуть на проблемы бизнеса и роль информационных технологий.

В этом же году принял предложение перейти на работу в крупнейший на Северо-Западе многопрофильный холдинг. Сейчас он носит название “Бронка-Групп”. Необходимо было с нуля организовать техническую структуру, которая бы сформировала ИТ-подразделение на аутсорсинге и смогла эффективно поддержать ряд бизнес стартапов группы компаний. ИТ-компания была создана с нуля и получила название «ИНТЕРФОРУМ». В дальнейшем я выступал не только как CIO Группы компаний, но и как операционный руководитель отдельно взятого ИТ-бизнеса. Мы участвовали во многих знаковых проектах государственного уровня. К примеру, запустили первый в России проект дактилоскопической регистрации иностранных граждан. Первое в России электронное тестирование мигрантов на знание русского языка тоже делали мы. В процессе подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи разработали и запустили процесс регистрации иностранных гостей в гостиницах. Сегодня это программное обеспечение установлено в 700 отелях Санкт-Петербурга. Система успешно подтвердила свою актуальность в рамках чемпионата мира по футболу 2018. В целом, компанией «ИНТЕРФОРУМ» был сделан ряд крупных инфраструктурных проектов для государственных и коммерческих структур.

В конце 2015 года завершились строительные работы многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка». Это важное стратегическое предприятие для региона и отрасли в целом. Необходимо было сфокусироваться на процессах отдельного взятого предприятия, поэтому меня пригласили стать директором по ИТ порта «Бронка» с сохранением ответственности за ИТ в других направлениях группы компаний.

С чего вы начали работу в порту?

Мы запустили ряд передовых процессов, которых нет еще ни у кого. К нам приезжают коллеги из других портов, интересуются. Обычно им об этом не рассказываем, а в рамках нашего интервью я немного приоткрою завесу тайны. Как вы понимаете, есть Большой морской порт Санкт-Петербург, а мы представляем собой один из его терминалов – самый современный, самый инновационный и единственный глубоководный. К нам могут заходить большие контейнерные суда и не просто заходить, а свободно маневрировать.

Какие задачи решают ИТ?

Порт – это производство и логистика. Основная задача заключается в обеспечении непрерывности производства и удобства логистики, а также клиентского сервиса. Все это должно работать непрерывно в режиме «24×7». Нашими клиентами являются грузополучатели, экспедиторские компании, морские грузоперевозчики. Мы, как агрегатор логистических процессов, должны обеспечить единое информационное пространство, бесперебойный сервис и комфортную работу для всех.

Что такое цифровая трансформация применительно к морскому грузовому порту?

Прежде всего, это доступность и актуальность данных. На каждом этапе обработки груза мы используем электронные данные. В дальнейшем они применяются для управления или принятия решений. Далее – клиентские сервисы. С их помощью клиент не просто получает информацию о грузе, но и формировует электронные запросы на отдельные операции.

Государство и, в частности, Минтранс России активно продвигает программу «Цифровая экономика». В ее рамках должна появиться единая цифровая платформа, которая объединит всех участников такой экономической деятельности. Уже есть ее название – «Единая платформа транспортного комплекса». За ее реализацию отвечает Минтранс. Какие проблемы возникают при цифровой трансформации? Мы ведь взаимодействуем не только с коммерческими структурами, которых я уже упомянул, но и с государственными органами, такими как таможня, естественными монополиями, как, например, «РЖД». Они перевозят грузы от заказчика и из порта в порт. Для построения эффективного процесса и планирования нужно обеспечить взаимодействие между всеми субъектами в цепочке. Вот эта платформа и позволит выстроить такое взаимодействие. Где-то мы уже сами делаем эту работу. Сотрудничество с теми же «РЖД» мы наладили самостоятельно. В феврале запускаем проект по автоматическому получению данных по ЖД грузам, который позволит планировать обработку состава и привлекать необходимое количество техники. Цифровая трансформация в нашем случае осуществляется на уровне отдельно взятого предприятия – порта «Бронка». К сожалению, регулятор опаздывает в реализации этой инициативы.

Там, где участники процесса обработки грузов ориентированы на наш многофункциональный перегрузочный комплекс, мы широко внедряем новые технологии: сервисы электронного взаимодействия, интеллектуальные пропуска, цифровые подписи, системы распознавания и многое другое. Все это позволяет не только выстроить процесс, повысить его эффективность, но и существенно сократить операционные затраты как наши, так и наших клиентов и партнеров.

Мы очень надеемся на регулирование данного вопроса, как со стороны государства, так и на создание соответствующих экспертных отраслевых сообществ. Безусловно, ряд позитивных шагов уже сделан, здесь отдельно стоит упомянуть электронное декларирование грузов и создание центров электронного декларирования под эгидой ФТС.

Дальнейшее применение цифровых технологий по всей цепочке обработки грузов позволит сократить издержки участников процесса. Например, более широкое и обязательное применение цифровых пломб, создание более эффективных цифровых сервисов взаимодействия с государственными органами и ряд других общих мер даст серьезный  синергетический эффект и повысит конкурентоспособность отрасли.

Как в порту решены задачи по транспортной безопасности?

У Минтранса РФ есть соответствующие постановления в этой области. Предприятия должны соблюдать определенные требования, чтобы иметь возможность осуществлять работы по перевалке  грузов. Часть вопросов, связанных с транспортной безопасностью, лежит на плечах ИТ. Это системы видеонаблюдения, контроля доступа и т. д. Мы все это обязаны выполнять. Если говорить о транспортной безопасности, то у нас уже внедрено распознавание номеров автомобилей, автоматизированная проверка сохранности груза, обеспечение нахождения персонала грузоперевозчика только на тех участках, где они имеют право находиться. Все-таки у нас еще и пограничная зона, не будем об этом забывать.

Информационная безопасность относится к сфере ИТ-департамента и находится в зоне его ответственности. Если говорить о бизнесе со стопроцентной зависимостью от ИТ (банки, телеком, страхование), то там ИБ должна быть вынесена в отдельное направление. Но на производственных предприятиях, таких как наше такое структурное распределение ответственности оправдано. Не буду раскрывать все карты, но могу сказать, что у нас внедрен полный комплекс мер, обеспечивающий приемлемый уровень безопасности. Имеется карта рисков, в соответствии с которой мы осуществляем мероприятия по защите.

Наш порт новый и современный, он изначально строился в соответствии со всеми правилами и регламентами. Другим предприятиям сложнее, у них за плечами многолетняя история и большое количество унаследованных систем, а законодательство выполнять все равно необходимо.

Читайте также
После падения в 2023 году мировой рынок микроэлектроники демонстрирует устойчивый рост, опираясь на государственную поддержку и высокие инвестиции в технологии. В России, в отличие от мирового тренда, драйвером роста становится активное участие государства и национальные программы, направленные на локализацию производства. IT-World изучил, какие факторы и вызовы формируют микроэлектронную индустрию сегодня и как развивается ее потенциал.

Есть какая-либо специфика у вашей ИТ-инфраструктуры?

Мы находимся вдали от магистральных каналов операторов связи, поэтому у нас нет возможности разместить свое оборудование в операторском ЦОДе. Нам приходится выстраивать отказоустойчивую инфраструктуру непосредственно в периметре предприятия, на собственных площадях. Основная наша специфика – обеспечение отказоустойчивости. Нами разработан план, в соответствии с которым настроены все системы и оборудование. При наступлении инцидентов системы продолжают работать, а риск простоя снижается. Применяем мы зарекомендовавшее себя оборудование от самых известных мировых вендоров. Конечно, есть риски, связанные с санкционной политикой. Прежде всего наблюдаем  ухудшение качества сервиса и компетенций представителей западных вендоров по линейке импортного ИТ-оборудования. Возможно, связано с сокращением штатов, падением продаж или иными факторами. Хотя не исключаю, что это наше субъективное ощущение.

Что вы делаете, чтобы застраховаться от этих рисков?

Мы вводим компенсирующие меры, и с выходом 187-ФЗ более тщательно выбираем оборудование,  делаем акцент на его сертификацию и обдуманно внедряем инновационные технологии.

Используете ли облачные сервисы?

Да, для отдельных задач, в частности  тех, которые связаны с искусственным интеллектом. Мы используем его элементы. В свое время я занимался этой темой в ВУЗе, и очень рад, что она сегодня востребована. К примеру, для нас актуальна проблема применения ИИ для обработки и оценки повреждений крыш контейнеров. В целом скажу, что облака всегда целесообразно применять для задач, требующих масштабирования и серьезных вычислительных мощностей. Также в нашем случае они актуальны для развертывания типовых приложений и сервисов по модели SaaS.

Главное в порту – пропускная способность. Как здесь помогают ИТ?

В порту пропускная способность зависит не от ИТ, а от количества причалов и подходов к терминалу. Мы строились как современный высокотехнологичный порт, и у нас ИТ обеспечивают процессы, заданные технологическими производственными параметрами. Грузы бывают разные: мы не просто контейнерный терминал, а многофункциональный перегрузочный комплекс. Поэтому нас и выбирают клиенты. Наша задача состоит в том, чтобы каждая технологическая единица обрабатывалась в информационной системе и следовала тому процессу, который  автоматизирован под конкретный вид груза. Немаловажным аспектом является планирование, что обеспечено необходимым набором аналитических информационных инструментов. В целом совокупность мер по автоматизации производственных процессов вносит существенный вклад в обеспечение требований пропускной способности.

В ряде портов мира используются безэкипажные суда. Есть ли они у вас?

Теоретически они существуют, но практически их почти нет в мире, и совсем нет в России. Суда ходят с минимальными экипажами, многие процессы там автоматизированы. К примеру, это причаливание и многое из того, что связано с работой лоцмана. Беспилотные автомобили появятся раньше в нашей жизни, чем беспилотные суда. Дело в том, что нормативно-правовая база в случае безэкипажных судов вообще отсутствует. Допустим, причалил робот, а у кого забирать документы? Кого будут досматривать пограничники? Чьи паспорта они проверяют? До сих пор есть масса нерешенных вопросов. С другой стороны, беспилотная портовая техника (краны, погрузчики, траки) уже используются за рубежом и в России, что в том числе включено в перспективные планы развития нашего терминала.

Используете ли вы блокчейн и решения на базе этой технологии?

В части внутренних процессов автоматизации – да, а что касается внешнего информационного обмена с контрагентами и клиентами, пока нет. В целом же я считаю, что технология блокчейн переоценена на рынке, а потому бросаться с головой в эту лихорадку не стоит. У нас консервативный бизнес, серьезные законодательные рамки, соответственно, мы стараемся использовать только проверенные решения. 

Опубликовано 27.12.2018

Похожие статьи