На рельсах инноваций
В середине октября в Санкт-Петербурге состоялась семнадцатая ежегодная международная конференция и выставка «Информационные технологии на железнодорожном транспорте». Нынешний «Инфотранс-2012» стал наглядным подтверждением тому, что развитие железнодорожной отрасли напрямую связано с внедрением современных информационных технологий и ИТ-решений.
В течение двух дней, 17–18 октября, «Инфотранс-2012» объединил на одной площадке более 500 специалистов, представляющих транспортные компании, государственные органы власти, а также разработчиков информационных систем и ИТ-решений для транспортной отрасли. Помимо ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), выступившего генеральным партнером конференции, в мероприятии приняли участие крупнейшие отечественные и зарубежные ИТ-компании, такие как IBM, Hitachi Data Systems, EMC, Xerox, Canon, Digital Design, «Техносерв», «Энвижн Груп», R-Style, и другие.
Традиционно, в рамках этой ежегодной выставки обсуждаются насущные задачи ОАО «РЖД» и его партнеров по совершенствованию подходов к управлению и содержанию железнодорожной инфраструктуры, а также по автоматизации хозяйственной и финансовой деятельности. Одна из ключевых тем «Инфотранс-2012» — использование информационных технологий в качестве основного инструмента для структурных преобразований в российском железнодорожном холдинге.
Впереди паровоза
В ходе открытия мероприятия Алексей Илларионов, директор по информационным технологиям ОАО «РЖД», напомнил, что история информатизации отечественной железнодорожной отрасли началась 9 июля 1958 года, когда по распоряжению Министерства путей сообщения была создана в Научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта первая лаборатория вычислительной техники. За прошедшее время, по словам Алексея Илларионова, информационные технологии стали тем фундаментом, на основе которого развивается ОАО «РЖД», при этом приоритетными направлениями информатизации холдинга являются управление содержанием железнодорожной инфраструктуры, технологий электронного документооборота и современных ИТ-систем в секторе пассажирских перевозок.
Любопытно, что, несмотря на ту ответственную роль, которая отводится информационным технологиям в ОАО «РЖД», на них приходится не более 0,6-0,7% от общего объема затрат холдинга. Алексей Илларионов подчеркнул, что эти объемы не велики, но тем не менее включают как все затраты на эксплуатацию ИТ-инфраструктуры компании, так и расходы на ее развитие.
К ключевым ИТ-проектам ОАО «РЖД», закрывающим стратегически важные направления информатизации, прежде всего относится развитие двух систем: единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) и единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой (ЕКАУИ). В ходе конференции представители ОАО «РЖД» рассказали, что с октября нынешнего года в ЕК АСУФР выполняются операции по основным финансово-экономическим блокам, включая расчеты с персоналом, учет доходов и расходов, расчеты по налогам и сборам, внутрихозяйственные расчеты, учет капитальных вложений и движения денежных средств, учет основных средств и нематериальных активов, а также управление материальными потоками. Система ЕК АСУФР охватывает 137 балансовых единиц и более 1,2 тыс. заводов — с ней постоянно работает 16 тыс. пользователей.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
Что же касается ЕК АСУИ, эта система включает единую технологическую базу данных объектов инфраструктуры, а также универсальную модель описания этих объектов, единую систему мониторинга и диагностики и типовую систему управления инцидентами. Ее внедрение, по словам Леонида Винокурова, исполнительного директора ООО «Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем» (ООО «ОЦРВ» — генеральный подрядчик ОАО «РЖД» по внедрению финансово-экономических информационных систем), началось еще в 2010 году. Почти два года создавался и обкатывался макет системы, и лишь в начале 2012-го ОАО «РЖД» приступило к ее тиражированию на всей сети дорог. По завершении внедрения системы в октябре текущего года холдинг получил инструмент для централизованного контроля железнодорожной инфраструктуры в режиме реального времени: в ЕК АСУИ хранятся данные более чем о 15 млн инфраструктурных объектов и их состоянии, при этом с системой могут работать 34 тыс. пользователей. Стоимость основных фондов ОАО «РЖД» составляет свыше 2,6 трлн рублей, а на их содержание и ремонт ежегодно уходит примерно 300 млрд рублей. Внедрение ЕК АСУИ направлено в том числе на оптимизацию этих статей расходов за счет улучшения учета и контроля, а также повышения дисциплины персонала.
Дальнейшие планы развития ЕК АСУИ связаны с повышением удобства ее использования, расширением охвата хозяйств, служб и комплексов, созданием подсистем управления документами, оперативного планирования и отчетности, а также и геоинформационной базы и аналитических приложений. Кроме того, для системы будут создаваться мобильные рабочие места. По словам Алексея Илларионова, разработанное ОАО «РЖД» решение позволяет оснастить сотрудников мобильными устройствами с механизмом цифровой подписи и удаленным доступом ко всем необходимым для полноценной работы функциям ЕК АСУИ. Прототипы таких устройств, схожих по габаритам и техническим характеристикам с современными сенсорными смартфонами, уже функционируют в рамках нескольких пилотных проектов на Октябрьской и Московской железных дорогах. За аппаратную составляющую проекта отвечает компания R-Style, а за разработку программной мобильной платформы с электронной подписью — компания «АИСА ИТ-Сервис».
Ваш билетик
Среди множества интереснейших проектов, о которых рассказали представители ОАО «РЖД» и его партнеров в ходе конференции, можно особенно отметить развитие сервиса продажи электронных билетов. Холдинг развивает технологию продажи билетов через Интернет уже на протяжении нескольких лет — услуга доступна с мая 2007 года. Однако переломным моментом было вступление в силу с 1 января 2012 года приказа Министерства транспорта РФ № 228 от 31.08.2011 «Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте». Этот документ позволил ОАО «РЖД» начать полномасштабную работу по совершенствованию программного обеспечения системы оформления билетов и приобретению необходимого оборудования.
В частности, вступивший в силу приказ позволил ввести в эксплуатацию сервис электронной регистрации пассажиров с выдачей электронных билетов с посадочным купоном, снабженным штриховым кодом. Такие билеты являются документом строгой отчетности и могут применяться для осуществления денежных расчетов (без необходимости получения билетов ОАО «РЖД» на традиционных бланках строгой отчетности). Таким образом, с середины нынешнего года пассажиры, которые пользуются электронной регистрацией, могут при необходимости документального подтверждения своих расходов по приобретению билета предъявлять только бланк заказа, распечатанный с сайта компании. Этот сервис весьма актуален для пассажиров, часто отправляющихся в командировки. Кроме того, в нынешнем году на веб-ресурсах ОАО «РЖД» и партнеров был осуществлен переход на учет денежных средств по моменту оплаты электронных билетов, а также реализована возможность возврата неиспользованных электронных билетов в билетной кассе с применением нового запроса в АСУ «Экспресс-3» без предварительного оформления электронного билета на бланке строгой отчетности. В дальнейшем ОАО «РЖД» намерено обеспечить возможность переоформления и возврата проездных документов, заказанных и оплаченных через Интернет, прямо на своем сайте и на сайтах партнеров, а также реализовать продажу электронных билетов на пригородные поезда.
На одной ширине
В рамках «Инфотранс-2012» впервые в истории конференции был организован уникальный по формату саммит ИТ-директоров так называемого «пространства 1520». Этим термином принято называть все государства, официальная ширина колеи железных дорог которых равна
Модератор саммита Алексей Илларионов поднял вопрос о совместимости ИТ-систем, используемых участниками отрасли перевозок. По его мнению, необходимо создавать унифицированные информационно-логистические центры, которые решали бы не только задачи технического объединения информации, но и объединения логики процессов взаимодействия участников отрасли. Заместитель начальника департамента информатизации и корпоративных процессов Надежда Давыденко подчеркнула, что одной из насущных задач в рамках развития отраслевого электронного документооборота является повышение качества информации при переводе документации в электронный формат. По мнению Надежды Давыденко, образцом для подражания должны служить страны, уже прошедшие данный этап информатизации — такие как Финляндия. Но для того чтобы другие участники «пространства 1520» могли пойти по ее пути, им необходимо прийти к общему знаменателю в части договоров об электронном взаимодействии, а также провести синхронизацию законодательных норм. Главный инженер Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Лахтуров отметил, что унификация всей документации в электронном виде осложняется отсутствием единого транспортного права в «пространстве 1520». По его мнению, эту проблему можно решить объединением усилий железнодорожных администраций.
В своем выступлении на саммите первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС» Игорь Розенберг рассказал об электронных методах контроля состояния железнодорожного полотна, а также поделился результатами создания комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта для ОАО «РЖД». По его словам, для получения сведений о состоянии железнодорожного пути используются сквозные технологии, например лазерное сканирование и георадарный мониторинг, а также высокоточные координатные системы, собирающие информацию через спутниковые системы ГЛОНАСС/GPS с помощью наземных сетей передачи данных. Это позволяет разгрузить сотрудников путейских бригад и оптимизировать работу путевых машин за счет исключения дополнительных измерительных проходов. Кроме того, применение данных технологий снижает расходы за счет сокращения потерь от задержек поездов, вызванных проведением ремонтных работ, и создает дополнительную экономию за счет снижения износа в системе «колесо-рельс» благодаря более точной постановке пути в проектное положение. По экспертным оценкам Игоря Розенберга, экономический эффект от перехода на технологии постановки пути в проектное положение на основе координатных методов составляет не менее 5 млн рублей в год на одну путевую машинную станцию, укомплектованную путевыми машинами со средствами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.
В заключение саммита генеральный директор Digital Design Андрей Федоров рассказал о том, как меняется ИТ-инфраструктура ОАО «РЖД» под влиянием развития модели облачных вычислений. «Первые мануфактуры предполагали наличие собственного генератора энергии, но в 1881 году была построена первая публичная электростанция, и с этого времени бизнес не строит электростанции, а покупает электроэнергию», — подчеркнул в своем выступлении Андрей Федоров. По его словам, суть описанного изменения не в ином способе производства энергии, а в новых отношениях между ее потребителями и поставщиками. То же самое происходит и с ИТ на предприятии под влиянием развития облачных вычислений. По мнению Андрея Федорова, частное облако позволяет компании не зависеть от стационарного оборудования, обеспечить унифицированный доступ к размещенным в облаке данным и одновременно решить вопросы обеспечения их безопасности. В рамках развития облачной ИТ-инфраструктуры ОАО «РЖД» перевело в виртуальную среду более 4 тыс. серверов Главного вычислительного центра, а на работу в терминальном режиме перешли около 7 тыс. сотрудников холдинга, из которых около 2 тыс. уже работают через тонкие клиенты.
Опубликовано 27.11.2012