Электронная связь власти с гражданами
Вологодская область ведет активную работу по распространению и расширению электронных госуслуг, обеспечению населения качественной связью и построению «электронного правительства» в регионе. Не всегда эти задачи удается решать сразу, однако областной Комитет информационных технологий и телекоммуникаций ищет и рассматривает различные пути и подходы. Мы задали несколько вопросов председателю Комитета Андрею Никуличеву.
Какие изменения в сфере информатизации Вологодской области произошли за последний год?
Прежде всего, мы завершили внедрение Единой АТС на две с половиной тысячи абонентов. К ней уже подключены все органы власти, настроена маршрутизация. Сейчас мы организуем межоператорское взаимодействие и готовимся к получению операторской лицензии. Окупаемость проекта составляет два с половиной года. На реализацию потрачено 20 млн рублей, а ежегодно он будет приносить экономию в 8,5 млн рублей. Внедрена информационная система управления транспортом. Этот проект мы осуществляли на федеральные деньги. Также нами реализована очень удобная для граждан система выдачи/аннулирования охотничьих билетов, проведен пилотный проект по централизации бухгалтерского учета в нескольких органах власти. Мы ожидаем, что этот проект принесет области 300 млн. рублей экономии.
Ваш проект «Мобильная Вологодчина» и другие получили награду на конкурсе «Проф-IT». Что это за проекты и почему их так высоко оценили?
«Мобильная Вологодчина» не совсем новый проект, он стартовал в 2014 году, но мы и сейчас продолжаем его развивать и добавлять новые компоненты. Этот проект изначально содержал зонтичное приложение и информацию о сайтах органов власти — областных и муниципальных. Сегодня в состав «Мобильной Вологодчины» включены приложения «Афиша», «Госуслуги. Вологда», «Команда губернатора — ваша оценка». Совсем недавно в составе «Мобильной Вологодчины» появились новые приложения «Зеленый регион» и «Добрая душа». Вскоре будет добавлено приложение по туристической тематике, разработка которого уже практически завершена. В ближайшей перспективе мы планируем расширить функциональность наших приложений, реализовав поддержку голосования пользователей по различным событиям и инициативам областных и муниципальных органов власти, ведь «Мобильная Вологодчина» создавалась с целью повышения информационной открытости правительства Вологодской области и других властных структур региона. Нам очень нравится московский сервис «Активный гражданин», и мы хотели бы сделать у себя нечто подобное.
По состоянию на 2016 год, электронными услугами в Вологодской области пользуется всего 34,6% населения. Планируется как-то увеличивать число пользователей?
Да, пока немного, и это повод для размышления, в том числе и о методике расчета данного показателя. Как получилось, что по данным Минкомсвязи России на 1 января 2016 года почти 22% жителей области от 15 до 72 лет зарегистрированы на местном и федеральном Порталах госуслуг, а по данным опроса Росстата — всего 12,5%? Мы подробно разбирали ситуацию с Вологдастатом, направили наши предложения по корректировке методики в Минкомсвязи России. И одновременно прилагаем максимум усилий, чтобы привлечь наших жителей к получению электронных услуг. Сейчас уже 27% вологжан от 15 до 72 лет являются пользователями Порталов госуслуг, это 19-е место по России. У нас открыто 450 центров обслуживания пользователей ЕСИА (один центр на 2542 жителя), это второе место по России. Более 13% всех государственных и муниципальных услуг представляются в электронной форме, и по России мы занимаем 19-е место.
Мы начали развертывать в области сеть инфоматов госуслуг. Кроме того, уже второй год в нашем регионе работает 47 Центров общественного доступа к электронным услугам и сервисам, причем 40 из них расположены в районных центрах и сельских поселениях. Также 194 сертифицированных преподавателя ведут курс «Электронный гражданин Вологодской области». За пять триместров этот курс прошло почти 13 тысяч вологжан.
На региональном портале уже размещено более 20 типовых муниципальных услуг. На федеральный портал мы выводим лишь услуги по социальной защите и те, что связаны с полномочиями федеральных структур. Размещение на федеральном портале достаточно дорогой и не всегда удобный процесс, поскольку требует проведения конкурсных процедур в соответствии с 44-ФЗ. Наиболее востребованные услуги мы стараемся выводить в виде сервисов. Например, недавно на региональном портале появилась услуга записи на прием к врачу.
Сколько медицинских учреждений уже охвачено этой услугой?
Записаться через портал можно в любое медицинское учреждение области. Проблема в другом: в медицинских учреждениях существует несколько очередей для записи на прием — в регистратуре, через инфокиоски, повторная запись через врачей, запись через портал госуслуг. В результате на запись в электронном виде выделяется не более 25% талонов. Мы считаем, что это неправильно, очередь должна быть единой. Также необходимо расширять перечень врачей, на прием к которым можно записаться в электронном виде. Нужно создать и технические механизмы по записи на повторный прием через полгода. К примеру, человек наблюдается у окулиста и должен посещать его раз в шесть месяцев. А сегодня для того, чтобы записаться к окулисту, нужно сначала посетить терапевта. Мы пока находимся в поиске решения этой проблемы. Еще планируем, чтобы в «Личном кабинете» сохранялся номер полиса ОМС и его не нужно было бы всякий раз вводить заново. Надеемся, все задачи мы к концу года решим. Хотелось бы достичь таких показателей, чтобы как минимум половина всех талонов на прием к врачу выдавалась в электронной форме.
Насколько широко при реализации госуслуг и сервисов вы используете частно-государственное партнерство?
В реализации самих госуслуг эта тема развивается слабо. Частно-государственное партнерство больше представлено в образовательной и телекоммуникационной сфере. Исторически у нас хорошо развита инфраструктура связи в регионе — в районных центрах и в ближайших к ним населенных пунктах. Но вот обеспечить связью небольшие населенные пункты, где проживает менее 200 человек, для операторов экономически невыгодно. Два года назад вместе с «Билайном» мы построили девять базовых станций, но развития этот проект не получил.
Получается, что не во всей Вологодской области есть мобильная связь?
Вологодская область очень велика, и в ней очень много небольших населенных пунктов, разбросанных по всей территории. У нас в регионе свыше 5 тысяч деревень с численностью населения до 200 человек. Полностью такую территорию сотовые операторы покрыть не могут, однако все деревни и поселки, где проживает от 500 человек, связью обеспечены в полной мере, и даже те, где проживает от 250 человек, также в большинстве своем покрыты услугами связи. Однако есть населенные пункты, где сотовой связи пока нет. Поэтому мы, Комитет информационных технологий и телекоммуникаций области, и компания «Ростелеком» организуем в этой области взаимовыгодное партнерство. Земельные работы выполняет администрация сельского поселения, а «Ростелеком» предоставляет инфраструктуру. В итоге «Ростелеком» без больших затрат на строительство инфраструктуры получает прирост абонентской базы, а жители — качественные услуги связи. Уже около 10 населенных пунктов мы таким образом обеспечили проводной связью — телефонией и Интернетом. В прошлом году мы включили строительство объектов связи в проект «Народный бюджет», в рамках которого поселениям выделяются субсидии из областного бюджета на реализацию различных инфраструктурных проектов при условии софинансирования из местного бюджета или от частного инвестора.
Можно ли в рублях посчитать выгоду для региона от внедрения электронных госуслуг?
В 2014 году в области создана единая точка входа для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме — Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области. Решение, реализованное в Вологодской области, позволяет строить бизнес-процессы и разрабатывать интерактивные формы заявлений силами специалистов подведомственного Комитету бюджетного учреждения «Электронный регион». Это существенно снизило финансовые затраты на данный вид работ. Кроме того, все муниципальные услуги в Вологодской области типизированы, поэтому в самом большом финансовом плюсе органы местного самоуправления — типовые муниципальные услуги помогают минимизировать затраты бюджетов муниципальных районов области. Работа по типизации муниципальных услуг позволила сделать единым для всей области порядок их предоставления и разработать интерактивные унифицированные формы заявлений и перечни документов, необходимых для получения услуг. За счет этого в 2015 году мы смогли сэкономить более 70 млн рублей бюджетных средств.
Но главная экономия касается самих вологжан, которые могут получить большинство интересующих их услуг, не выходя из дома или в любом удобном месте. И даже отсутствие дома компьютера — не причина ехать в райцентр, в орган местного самоуправления. Компьютеры есть в отделениях почтовой связи, библиотеках, школах, администрациях поселений. В 2015 году электронные услуги стали доступными и для владельцев мобильных устройств — планшетов и смартфонов, для которых разработано мобильное приложение «Госуслуги. Вологда», сегодня доступное в Google Play.
В результате внедрения электронных услуг мы сократили примерно 60 сотрудников в областных органах власти из числа тех, кто работал на приеме граждан. Но это не предел. Впереди еще работа с муниципалитетами. Сегодня люди пока еще идут в органы власти, и мы каждого, кто к нам приходит, встречаем с компьютером, объясняем им, что они могут не приходить лично, а подать заявку из дома. Мы помогаем им зарегистрироваться в ЕСИА, консультируем, обучаем. Но есть еще большой пласт работы по оптимизации бизнес-процессов в части оказания госуслуг. Это очень непростая работа. Есть подвижки, но пока о кардинальном изменении ситуации говорить преждевременно. Сегодня автоматизируем услуги, которые люди привыкли получать «ногами». Показательный пример — выдача документов на добычу лося или кабана. За 10 секунд мы получаем 10 тысяч заявлений. Никто не будет держать ресурсы под такие экстремальные нагрузки. Услуга в электронной форме должна оказываться по-другому, не так, как в очной форме. Здесь не должен работать принцип «кто первый нажал кнопку, тот и первый в очереди». Пока ищем пути оптимизации во взаимодействии с другими органами власти.
И последний вопрос. В 2013 году в регионе был начат проект по централизации ИТ-ресурсов. Насколько удачной оказалась эта инициатива?
Считаю, что проект по централизации ИТ-ресурсов удался, его можно масштабировать и тиражировать. Мы взяли в одни руки обслуживание всех органов власти, в результате построили единую телекоммуникационную инфраструктуру, чего никогда не было. У нас действует единая система электронного документооборота. У нас единая АТС, о которой я говорил в самом начале. На закупках мы экономим очень много, именно потому, что осуществляем консолидированные закупки: при малых объемах это было бы нереально.
Стоимость среднегодового объема ИТ-услуг, которые мы оказываем органам власти, по сравнению с их рыночной стоимостью на 130 млн рублей ниже. В процессе централизации мы сократили примерно 30 госслужащих, что тоже ведет к экономии. Централизация в ИТ позволяет нам лучше и эффективнее реализовывать проекты по централизации в других сферах, например в бухгалтерском учете. Думаю, что и 34,6% пользователей электронных госуслуг у нас бы не было, если бы органы власти действовали разрозненно. Наконец, за счет централизации функций нам удается постепенно избавляться от лоскутной автоматизации, а отдельные программные модули мы смогли интегрировать в крупные региональные информационные системы.
Опубликовано 21.06.2016