Государственно-частное партнерство на благо граждан

Логотип компании
Государственно-частное партнерство на благо граждан
Для нас система является неким «термометром», показывающим эффективность муниципальной власти.

Вот уже два с лишним года Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области возглавляет Максут Шадаев, за плечами которого работа в ведущих российских ИТ-компаниях, Министерстве связи РФ, Администрации Президента и в Государственной Думе. За два года в Подмосковье было запущено несколько проектов, многие из которых удалось реализовать благодаря взаимовыгодному государственно-частному партнерству с коммерческими компаниями. Наш разговор о некоторых из них.

Вы уже два года работаете министром. Что удалось сделать за это время?

Два года — большой срок, но для Московской области он не так велик. Потому что раньше в области каких-то грандиозных успехов в области информатизации, пожалуй, не было. Организовать эффективное управление в столь крупном регионе невозможно без тотального контроля всех процессов, то есть без повсеместного внедрения информационных систем . Со стороны руководства региона, и в первую очередь непосредственно от губернатора, поступают достаточно жесткие запросы на реальные изменения в части использования новых технологий, необходимых как для обеспечения удобства жителей, так и надзора за исполнением всех процессов.

Отмечу, что за два года у нас стартовало несколько крупных ГЧП-проектов и на основе уже имеющихся результатов можно составить достаточно понятную картину происходящего. Создан единый информационно-расчетный центр, который начал работать в большинстве муниципальных образований. Он обеспечивает единую прозрачную технологию биллинговых расчетов за услуги ЖКХ. Этот проект, в настоящее время внедренный на две трети, мы реализовали в сотрудничестве с компанией «Интер РАО», организовав совместное предприятие с участием Московской области, благодаря которому полностью унифицирована вся система взаиморасчетов в сфере ЖКХ. Она не только прозрачна и позволяет контролировать все поступления, задолженности и тому подобное, но и исключает любую возможность для различных финансовых манипуляций. Сейчас используется транзитное расщепление, то есть деньги сразу уходят поставщикам ресурсов. Прежде в муниципальных образованиях были собственные структуры, нередко коммерческие, занимавшиеся биллингом и расчетами. Теперь всё жестко централизовано. Также мы заключили инвестиционный договор с компанией «Ростелеком», которая вкладывает средства в создание современного информационного портала, предоставляющего жителям подробные сведения, в частности, о платежах за коммунальные услуги. Причем это должны быть не просто данные о том, сколько и за что начислено. Будет обеспечена возможность тщательно проанализировать любые цифры и понять, как и почему они появились, на основе каких тарифов, какой площади и т. д. Люди смогут сравнивать и стоимость услуг различных управляющих компаний, чтобы понять, не переплачивают ли они. Такую систему «Ростелеком» строит на собственные средства.

А в этом случае в чем выгода коммерческой компании?

Она будет получать комиссию с онлайн-платежей. Причем размер комиссии вдвое ниже, чем при оплате офлайновым способом. «Ростелеком» делает и вместе с областным правительством продвигает приложение, которым жители будут пользоваться бесплатно, получая полную раскладку своих счетов, а если они хотят сделать оплату, то «Ростелеком» получает с них комиссию — она и является источником возврата инвестиций при создании подобной системы.

Одновременно мы начали паспортизацию объектов благоустройства для того, чтобы полностью внедрить контроль за выполнением работ по данному направлению со стороны муниципальных образований. В октябре прошлого года начала действовать система «Добродел» — это «единое окно» для жалоб жителей на проблемы, связанные с инфраструктурой и содержанием домов. Уже зафиксировано более 100 тысяч обращений, причем установлены жесткие сроки по их рассмотрению. Система представляет собой не просто «окно» для подачи жалоб, а технологию контроля и исполнения поручений по устранению проблем за восемь дней. Мы специально выделили такие категории вопросов, которые муниципальной или областной властью могут и должны быть решены за указанный срок, и гарантируем это жителям. Если проблема относится к разряду тех, что нельзя устранить за данный период, она все равно ставится на контроль. Для нас система является неким «термометром», показывающим эффективность муниципальной власти. Житель может не согласиться с качеством выполнения заявки, и тогда проблема будет решаться на более высоком уровне. Конечно же, бывают разные ситуации. Например, человек жалуется на качество дороги. Но зимой дорогу отремонтировать очень сложно. В этом случае ведомство назначает конкретные сроки исполнения, которые не могут превышать 8 месяцев, — и так по каждой заявке. Информацию о том, что, допустим, дорога будет отремонтирована к 1 июля, жители видят на сайте. После указанной даты заявителю сообщают об устранении проблемы и просят оценить результат. При невыполнении или неудовлетворительном выполнении работ главы муниципальных образований получают выговоры и другие взыскания. На каждом заседании правительства я выступаю с докладом о том, в каких муниципальных образованиях есть просрочки по ликвидации неполадок. В Москве существует подобная технология, а мы просто адаптировали ее к условиям области и модернизировали.

Насколько сложной с технической точки зрения задачей было построение такого портала?

Сам по себе портал построить несложно. Здесь главное — управленческие технологии. Фактически для каждого направления имеется утвержденная технологическая карта. В ней расписаны все процедуры по часам, суть которых сводится к тому, что проблема должна быть решена в течение восьми дней. Сейчас мы добились 95%-ного выполнения всех работ в обозначенный срок. Свою задачу видим в том, чтобы все действия по ремонту и благоустройству проходили общественный контроль, и хотим распределять часть средств на благоустройство именно на основе мнений и голосований граждан в этой системе. В 2017 году планируем запустить такой механизм.

Кроме того, нами создан публичный реестр всех многоквартирных домов. Каждый дом получил паспорт, содержащий информацию о техническом состоянии и об управляющей компании. К паспорту мы «привязываем» форум жильцов конкретного дома, где они могут общаться с управляющими компаниями и самоорганизовываться.

Какие проекты по информатизации общественного транспорта были реализованы при вашем участии?

Наша область очень большая, и, как вы знаете, метро у нас нет. Есть автобусы, но буквально до конца 2014 года оплата поездок осуществлялась через водителя или кондуктора, с приобретением бумажного билета. В области работает более 200 перевозчиков. Никаких единых транспортных карт не было, только социальные. Мы заключили инвестиционное соглашение со Сбербанком и реализовали совместный проект по созданию единой транспортной карты «Стрелка». Сейчас у нас половина всех поездок на общественном транспорте Московской области по регулируемым маршрутам оплачивается единой транспортной картой. Пока она действует только в области, но мы ведем работу с Москвой для обеспечения взаимного приема областной «Стрелки» и столичной «Тройки».

Почему жители Подмосковья быстро и безоговорочно полюбили «Стрелку»?

Мне кажется, у таких карт несколько составляющих успеха. Во-первых, ты не покупаешь поездки, а используешь технологию электронных денег. Процесс оплаты происходит в момент прикладывания карты к валидатору. В любом банкомате я могу снять остаток денег с карты, если вдруг мне понадобятся наличные. Эти деньги никуда не денутся, они не «сгорают», как это бывает с поездками, которые нужно использовать в течение ограниченного срока. Мы — наверное единственный регион в России, полностью отказавшийся от единых проездных билетов. У нас работает принцип: чем больше ездишь, тем меньше платишь за одну поездку. Каждые 10 поездок обходятся на два рубля дешевле, чем предыдущие 10 в течение месяца. Во-вторых, мы организовали систему простого дистанционного пополнения карт «Стрелка». Для этого можно использовать любой терминал моментальной оплаты или банкомат, SMS, «Яндекс.Деньги», наше специальное приложение, позволяющее переводить деньги с банковской карты на транспортную. Способы весьма удобные, поскольку избавляют от необходимости куда-либо идти, чтобы пополнить карту. Вы видете весь список транзакций по своей карте — в «личном кабинете» или в приложении.

Как в Московской области развивается инфраструктура систем видеонаблюдения?

У нас сейчас работает примерно 150 камер видеофиксации нарушений ПДД, приобретенных в рамках бюджетных контрактов. Недавно подписана концессия с инвестором, в соответствии с которой для нас строится система из 1200 камер и параллельно внедряется 150 мобильных комплексов, курсирующих по дорогам области. Дополнительно планируется установить 700 камер, которые закроют все въезды и выезды из городов с населением от 10 тысяч человек, что позволяет полностью взять под контроль ситуацию с угоном автомобилей. Конечно, даже если мы установим 1200 камер, их места будут известны автомобилистам. Такая информация есть в навигационных сервисах, а потому предусмотрены мобильные комплексы, осуществляющие объезд территорий по схемам, утвержденным ГИБДД, то есть по местам, где чаще всего возникают очаги аварийности или массового нарушения ПДД. Мотивация инвестора очевидна. Он полностью вкладывает средства в систему фото- и видеофиксации, поддерживая ее в течение 10 лет. При этом получает с каждого штрафа, поступающего в областной бюджет, 233 рубля. При минимальном штрафе 500 рублей мы, не вкладывая ни копейки, получаем большую часть этих денег в бюджет области. Все технологические риски несет инвестор. Если у него что-то не работает, мы его штрафуем. Однако и он, и мы заинтересованы в нормальном функционировании этих комплексов. Потому что для обслуживания бюджетных камер нам приходится заключать контракт с достаточно жестко фиксированной ценой. Но проследить за тем, приехал ли подрядчик на объект и провел ли профилактические работы, очень сложно. В нашем же случае инвестор финансово заинтересован в том, чтобы качество работы видеокамер было на самом высоком уровне, поскольку если камера не фиксирует нарушения, он не получает деньги. При этом ставит он камеры не там где ему выгодно, здесь чтобы не было злоупотреблений, все места установки камер и маршруты движения мобильных комплексов привязаны жестко к очагам аварийности и согласуются областным ГИБДД.

Видеокамеры в общественных местах также устанавливает и обслуживает коммерческая компания?

Внедрение видеонаблюдения в местах массового скопления людей нельзя перекладывать на плечи инвестора, такие работы финансируются нами. Около 6000 камер мы устанавливаем самостоятельно в городах с населением свыше 100 тысяч. Но для нас самое главное — это работа с собственниками объектов, с коммерсантами. Повсюду, где есть возможность в рамках паспортов антитеррористической защищенности обязать собственника за свои деньги установить камеру и подключить к нашей системе, мы стараемся это сделать. В частности, мы договариваемся с крупными гипермаркетами о том, что они свою парковку оборудуют камерами за собственные средства.

Самая дорогая составляющая систем видеонаблюдения — камеры в подъездах жилых домов. Здесь мы сотрудничаем с операторами связи, поэтому также придумали модель ГЧП, при которой оператор получает доступ в дом со своими услугами и может бесплатно разместить свое оборудование для оказания услуг жителям. А в ответ он на свои средства устанавливает видеокамеры в подъезде и организует передачу видеосигнала в нашу систему. Мы также верим, что наши жители самостоятельно готовы ставить и подключать камеры, передавая нам сигнал самостоятельно. Сейчас мы реализуем пилотный проект, в рамках которого предоставляем возможность жителям установить камеры на своих окнах, выходящих во двор дома. Мы со своей стороны получаем видео с камер, храним его и предоставляем к нему доступ жильцам дома. Уже в ходе пилотного проекта граждане проявили к нему очень большой интерес.

Опубликовано 31.03.2016

Похожие статьи