Объединяя компетенции

Логотип компании
Объединяя компетенции
Два года назад начался процесс разработки «народной стратегии» – документа, отражающего пути и механизмы развития Ярославской области на ближайшие годы.

О том, как можно успешно реализовать проект по информатизации региона посредством тесного сотрудничества с заказчиками, в интервью журналу IT-MANAGER рассказал Эдуард Лысенко, заместитель губернатора Ярославской области – директор департамента информатизации и связи.

Как вы приобщились к миру информационных технологий?

Я самоопределился еще в седьмом классе, когда в нашей школе появился первый компьютерный класс, оборудованный «Электрониками MC 0511». Примерно через полгода мы с моими товарищами полностью управляли этим классом. Нам тогда было лет по четырнадцать, но мы уже вместе с педагогами проводили уроки в младших классах. Позднее увлеклись программированием: вначале высокоуровневым на языке Basic, затем низкоуровневым. Через пару лет писали игры, которых под «MC 0511» не существовало. Именно это и предопределило выбор дальнейшего направления образования – информационные технологии. Я увидел в этом перспективу совершенно невероятной свободы самореализации; осознал, насколько в дальнейшем информационные технологии будут способны изменить мир.

После школы я поступил на факультет информатики и вычислительной техники Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова, курс фундаментальных наук и знаний. Это был 1994 год, времена непростые, большинство студентов старались подрабатывать. Я тогда устроился лаборантом в Ярославский педагогический университет имени К. Д. Ушинского, на кафедру отечественной истории, и это определило еще одну важную веху. Еще на третьем курсе я одним из немногих сдал TOEFL и меня готовы были отправить в США. А в педагогическом университете, одновременно с инфраструктурными проектами Джорджа Сороса, запускался проект Tempus Tacis по направлению гуманитарных наук. В этом проекте я и начал работать.

До того момента на истфаке компьютерная техника фактически отсутствовала и никто толком не знал, что же такое Интернет. В рамках проекта университет перешел к активному использованию глобальной сети для удаленного доступа к зарубежным электронным библиотекам и архивам, а также для предоставления доступа к собственным архивным ресурсам, и мне, как штатному сотруднику, пришлось совместно с зарубежными специалистами создавать с нуля компьютерные сети, запускать электронную почту и электронные каталоги университета (впоследствии это стало моей дипломной работой), обучать деканов и ректора, как правильно держать мышку и другим основам использования ПК. С точки зрения самореализации это был достойный рывок вперед, поскольку, с одной стороны, я получил доступ к компетенциям опытных зарубежных специалистов, а с другой – сразу видел результаты своего труда на примере людей, которые с использованием компьютерных технологий начинали работать намного эффективнее.

Какова история вашего поступления на госслужбу?

По окончании госуниверситета я работал в ярославском филиале банка «СБС-Агро», в отделе средств связи. По сути, мы осуществляли техническую поддержку всех филиалов банка вокруг Москвы. В тот период наша команда, в которую входили и связисты, и ИТ-специалисты, внедряла технологии, которые тогда в банковской сфере были мало используемы. Например, мы внедрили в финансовый контур систему, которая позволила ускорить обмен информацией с отделениями на основе протоколов Интернет, а в целом по всей банковской сети участвовали в проекте реализации платежей «день-в-день», что было совершенно уникальной услугой того времени. Тогда, накануне 2000-х, благодаря этому были существенно улучшены финансовые показатели банка. С 2000 года я работал в различных компаниях, занимавшихся разработкой ПО и системной интеграцией.

В 2010 году новая команда губернатора региона пригласила меня в качестве внештатного консультанта по развитию программ информатизации в Ярославской области. В тот период было принято решение о создании центра компетенций в области информатизации. В итоге, согласно Постановлению Правительства Ярославской области, было образовано предприятие «Электронный регион», подотчетное сначала Правительству Ярославской области, затем ДИСу – департаменту информатизации и связи Ярославской области. В 2012 году, по итогам этого сотрудничества, меня пригласили на госслужбу. Для меня это было серьезное решение: в течение долгого времени я работал только в коммерческих компаниях, лишь взаимодействуя с госструктурами в рамках исполнения проектов. Спустя некоторое время я понял, что на данном этапе жизни это наиболее правильная точка приложения накопленных знаний, опыта и контактов на всех уровнях.

Какие задачи были возложены на вас как директора департамента информатизации и связи Ярославской области?

Одной из моих первоочередных задач стало - сохранить и приумножить роль и возможности созданного центра компетенций по информатизации региона.. Кроме того, я понимал острую необходимость популяризации ИТ в среде отраслевых заказчиков внутри региона, по сути, директоров и специалистов областных департаментов. В итоге в качестве целевой была выбрана централизованная модель, при которой отраслевые департаменты становились функциональными заказчиками. Но к реализации модели мы пошли не по революционному пути, а эволюционному – через последовательное формирование понимания партнерами нашей ценности для них и клиентоориентированное отношение к ним с безусловным исполнением SLA по текущему обслуживанию. Так нам удалось добиться идеологического преображения, которое выразилось в том числе и в том, что для курирования ИТ-отрасли в области выделена структурная единица в правительстве – заместитель губернатора региона. Благодаря тому что ИТ-сфера стала сквозной, пронизывающей все вертикали социально-экономического блока развития региона, нам удалось добиться определенной зрелости менеджмента и взаимопонимания с заказчиками, что, на мой взгляд, важное достижение. Дальше нужно масштабироваться в условиях ограниченных ресурсов, в том числе и финансовых.

На какой стадии реализации находится концепция региональной информатизации Ярославской области?

Два года назад начался процесс разработки так называемой «народной стратегии» – документа, отражающего пути и механизмы развития региона на ближайшие годы. Стратегия была утверждена в марте прошлого года, подробная информаций о ней опубликована на сайте http://narod.yarregion.ru. Последний год мы занимались тем, что приводили совокупность целей и задач развития информационного общества в соответствие с этим документом. Формально, Концепция развития информационного общества Ярославской области будет утверждена нормативно-правовым актом текущем году. При этом ее наработки мы уже использовали в прошлом году в рамках работы Совета по региональной информатизации при Минкомсвязи РФ. В конце декабря прошлого года мы дождались утверждения концепции со стороны регулятора (с небольшими коррективами), а в первом квартале 2015-го она прошла слушания на общественном совете при ДИСе. Так что наши внешние эксперты приняли непосредственное участие в подготовке данного документа. Все мероприятия и проекты, которые зафиксированы в концепции, постоянно реализуются нами в рабочем режиме совместно с отраслевыми, функциональными, заказчиками. То есть никакой революции после утверждения концепции не случится: документ обобщает и систематизирует те цели, планы и задачи, которые уже и так реализуются, но ранее фигурировали в различных документах.

Какие функции выполняет общественный совет при департаменте информатизации и связи?

Общественные советы: согласно федеральному законодательству, созданы при всех департаментах. Основной целью нашего совета является обеспечение участия граждан в выработке и реализации государственной политики в сфере деятельности ДИСа. Одним из основных направлений их деятельности является экспертиза разрабатываемых документов. На сегодняшний день наш департамент насчитывает 30 сотрудников. Такими силами мы не смогли бы создать концепцию информатизации региона и, тем более, скоординировать ее реализацию, не взаимодействуя плотно с внешними отраслевыми экспертами.

Кроме того, общественный совет обеспечивает квалифицированную популяризацию результатов деятельности ДИСа, поскольку в силу специфики ИТ-отрасли они не всегда очевидны людям со стороны. Члены общественного совета фактически выступают в роли проводников наших совместных идей и итогов нашей совместной работы в различные сообщества.

Каким образом осуществляется накопление и развитие компетенций региона в области информатизации?

Реализация ИТ-проектов опирается на ресурсы подведомственных ДИСу учреждений «Электронный регион» и «Геоинформационные и навигационные системы (ГИиНС)». Таким образом фактически осуществляется централизация архитектурных знаний и их преемственность, что обеспечивает правильную постановку задач по информатизации и сопровождению проектов. То есть никто не может вручить нам «черный ящик»: каждая разработка передается вместе с исключительными правами, а также исходным кодом и сопроводительной документацией. Все это закреплено в региональных нормативно-правовых актах и законах.

Каким образом вы взаимодействуете с профессиональным ИТ-сообществом?

Большинство членов общественного совета при нашем департаменте являются членами клуба ИТ-директоров Центрального Федерального округа. То есть можно сказать, что мы сотрудничаем с профессиональным сообществом на регулярной основе.

В апреле нынешнего года на VIII “ITForum 2020” система электронного документооборота Ярославской области получила широкое признание. Расскажете об этом проекте?

Мы развиваем эту систему с 2010 года, и с точки зрения эффективности внедрения это, наверное, один из лучших наших проектов. На сегодняшний день электронный документооборот успешно функционирует в 100% органов исполнительной власти региона, охватывая более 2 тысяч пользователей. Кроме того, за последние два года в рамках системы мы охватили также 100% муниципальных органов самоуправления – еще около 3 тысяч пользователей. Параллельно вели работы по интеграции нашей системы с системой МЭДО (системой межведомственного электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти). На сегодняшний день у нас заключено 41 соглашение как с федеральными, так и региональными ведомствами – и со всеми налажен электронный обмен данными, то есть это обмен корреспонденцией «день-в-день». Кроме того, с прошлого года в системе созданы мобильные рабочие места для руководства с возможностью электронной подписи документов. В основе нашего решения для электронного документооборота лежит екатеринбургская система Directum.

Читайте также
IT-World разбирался, что есть корпоративная культура для ИТ-специалистов и команд? Насколько айтишники готовы быть частью бизнес-команды, решать совместно с другими профи-задачу? Что делать, когда вы работаете в регионе, где нет ярких «культурных» лидеров?

На каких еще ИТ-проектах в этом году сфокусирована деятельность департамента?

В первую очередь отмечу систему поддержки принятия решений для ситуационного центра губернатора области. У нас есть «АИС Мониторинг», предназначенная для внутреннего использования, а также геопортал для внешнего использования. Все это в совокупности требует тюнинга для обеспечения эффективной работы как внутри ситуационного центра, так и за его пределами для мобильных пользователей. Сейчас эти решения постепенно становятся повседневными инструментами для руководителей региона, в частности для анализа эффективности реализуемых проектов, а наша задача – обеспечить их максимальную комфортность, наглядность и эффективность. Это, пожалуй, ключевой проект текущего года. Кроме того, согласно указу президента, все регионы обязаны до конца 2015-го достроить свои ситуационные центры и интегрировать их в единую федеральную сеть. Сейчас мы в рамках этого проекта реализуем контуры мониторинга указов президента и обмена данными с ФСО России.

Один из трендов развития электронного правительства в регионах России – фокус на использование решений Open Source и свободного программного обеспечения. Как с этим обстоят дела в Ярославской области?

Мы уже давно рекомендуем всем нашим функциональным заказчикам использовать решения с открытым кодом вместо дорогостоящих проприетарных систем. Например, PostgreSQL в сегменте СУБД. В частности, все системы мониторинга транспорта в регионе уже работают на базе библиотек Open Source. Основной контур систем для здравоохранения также за прошлый год переведен на PostgreSQL. В итоге за два года только бюджет на лицензионные ежегодные отчисления Microsoft сократился почти вдвое. Это, видимо, для нашей страны неизбежная тенденция. Во всяком случае, в условиях финансовых ограничений требуется особенно внимательное обоснование стоимости владения с учетом вышеуказанных факторов.

Что касается прикладных разработок, то у нас есть системы, написанные, к примеру, на .NET Framework и Java, а также на внутренних языках разработки различных платформ. Требуя исходные коды и подробную документацию к каждой разработке, мы фактически замещаем знания и ресурсы сторонних разработчиков своими. В частности, все доработки для системы Directum и на платформе «Прогноз» реализуем собственными силами, и это изначально согласовывалось с ее разработчиками.

Как вы используете облачные вычисления?

Начиная с 2011 года мы разрабатывали так называемую концепцию социального облака – по сути, «частного» облака регионального уровня, развернутого на базе двух дата-центров ГБУ ЯО «Электронный регион» и нашего департамента. Это небольшие, но масштабируемые под нужды государственных информационных систем дата-центры, вокруг которых развернуто несколько сегментов защищенных сетей, охватывающих тот или иной социально-экономический блок: например, блок медицины, блок госуслуг, блок школьных и дошкольных учреждений и так далее. Большинство систем находятся в дата-центрах и доступны пользователям в режиме либо через веб-интерфейс, либо через терминальные решения. То есть можно говорить о том, что все наши системы реализованы с использованием модели виртуализации информационных ресурсов.

По итогам конкурсного отбора Минкомсвязи РФ Ярославская область вошла в число регионов, получивших в этом году субсидии из федерального бюджета на развитие информационного общества. Какова сумма этих субсидий и на что они будут направлены?

Нам выделено около 4 миллионов рублей – именно столько, сколько запрашивали. Эти средства будут потрачены на развитие информационной системы управления контингентом учащихся общеобразовательных школ.

Опубликовано 25.06.2015

Похожие статьи