УправлениеГоссектор

Информационное равенство

Алексей Комов | 25.06.2015

Информационное равенство

Создана и функционирует сеть передачи данных, объединяющая все органы исполнительной власти Курской области, подведомственные им учреждения и организации, участвующие в оказании госуслуг.

О том, как обеспечивается равноправный доступ жителей региона к информации, госуслугам и новым сервисам, возникшим благодаря процессу информатизации, в интервью IT-MANAGER рассказал Борис Юровчик, председатель Комитета информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области.

Борис Валентинович, для начала, расскажите немного о себе. Как вы стали ИТ-руководителем региона? Что этому предшествовало?

Я закончил Киевское высшее военное радиотехническое училище ПВО, потом было 20 лет службы в армии: Морфлот, ПВО, ракетные войска. Вся служба была связана с техникой. После увольнения в запас в 2001 году пришел в администрацию Курской области. В 2007 году окончил Орловскую региональную академию государственной службы . В том же году по поручению губернатора у нас было образовано управление по проведению административной реформы, шла подготовка к созданию сети МФЦ и предоставлению услуг через эти центры. А год назад в результате реорганизации в администрации Курской области был создан комитет по информатизации и предоставлению государственных и муниципальных услуг, который я возглавил. Это кратко.

Перейдем к вашей работе. Расскажите о реализации государственной программы «Развитие информационного общества в Курской области». Какие шаги в ее рамках уже сделаны?

Программа «Развитие информационного общества в Курской области» разработана на 2014–2020 годы в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и является продолжением областных целевых программ. В нашей области все начиналось с компьютеризации отдельных рабочих мест. Сейчас региональные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления охвачены единой информационно-коммуникационной средой, интегрированной в общефедеральные информационные системы. К пользователям ресурсов предъявляются единые требования безопасности, унификации и совместимости.

Каких результатов в области развития «электронного правительства» вам уже удалось добиться?

На текущий момент создана и функционирует сеть передачи данных, объединяющая все органы исполнительной власти Курской области, подведомственные им учреждения и организации, участвующие в оказании госуслуг, включая администрации муниципальных районов и городов областного подчинения и органы местного самоуправления. Сеть насчитывает 467 абонентов и интегрирована в общефедеральную инфраструктуру «электронного правительства». Кроме того, все абоненты подключены к РСМЭВ – региональной системе межведомственного электронного взаимодействия. Система стала рабочим инструментом специалистов всех ведомств: количество зафиксированных в ней запросов в 2014 году превысило 120 тысяч. Дальнейшая работа по формированию «электронного правительства» будет вестись в направлении развития РСМЭВ и портала государственных и муниципальных услуг Курской области, а также расширения функционала самих электронных сервисов.

Как развивается портал государственных и муниципальных услуг в вашем регионе?

До 2015 года возможность обратиться за получением услуги в электронном виде для граждан Курской области была только на едином портале госуслуг. Однако в начале года мы создали региональный портал, упрощающий поиск услуги. На нем в электронном виде доступны 125 сервисов, из которых 97 федеральные и 28 муниципальные. При этом муниципальные услуги протиражированы на все муниципальные образования, их оказывающие. В основном это услуги по социальной защите населения, сервисы ЗАГС, аккредитация и разрешительная деятельность, услуги в сфере ЖКХ и земельных отношений. Портал поддерживает единую систему идентификации и аутентификации пользователей, в которой уже зарегистрировано более 95 тысяч жителей региона. Из них с начала 2015 года за получением услуг в электронной форме уже обратилось более 19 тысяч человек. Для упрощения регистрации граждан было открыто 60 центров обслуживания – выдачи простой электронной подписи (логина и пароля) для доступа к порталу. Пункты выдачи электронной подписи открыты во всех администрациях районов области, филиалах МФЦ и в ОКУ «Центр электронного взаимодействия». В ЦФО по уровню доступности центров обслуживания населения наш регион занимает первое место. Создание регионального портала позволило расширить список предоставляемых услуг, повысить уровень открытости государственных органов и предложить гражданам региона удобный интерфейс для пользования сервисами.

Как в органах власти Курской области решена задача электронного документооборота?

В администрации Курской области с 2010 года функционирует система электронного документооборота на базе программного продукта «Дело». К ней подключены все органы исполнительной власти области, а также подведомственные им учреждения и организации, участвующие в оказании государственных услуг. Всего в системе создано 373 автоматизированных рабочих места. В настоящее время приобретен и внедрен дополнительный модуль взаимодействия СЭД «Дело» с системой межведомственного электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (МЭДО). Это позволило осуществлять в автоматизированном режиме защищенный обмен электронными сообщениями с администрацией президента РФ, аппаратом правительства и федеральными органами исполнительной власти. В дальнейшем планируем наладить межведомственное электронное взаимодействие с администрациями субъектов РФ.

Расскажите об итогах развития МФЦ в Курской области: получаете ли вы обратную связь с мест?

Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в Курской области было начато еще в 2007 году. Прежде всего была подготовлена соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность МФЦ. 19 ноября 2008 года в Курске было открыто областное государственное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», ОГУ МФЦ. Работа в данном учреждении организована по принципу «одного окна», а его сотрудники прошли стажировку в органах исполнительной власти Курской области и территориальных органах федеральной исполнительной власти. На момент открытия посетителям МФЦ было предложено 14 услуг. За первые полтора месяца работы в МФЦ обратилось 1250 человек. В начале 2009 года перечень услуг увеличился до 50, а к концу года достиг 87.. Тогда же на базе МФЦ начали предоставляться платные услуги по оформлению документов в сфере налогообложения, причем их стоимость была на 20-30% ниже по сравнению с аналогичными услугами коммерческих организаций. С января 2010 года в муниципальных районах, городских округах и городских поселениях Курской области начали оказывать услуги передвижные пункты ОГУ МФЦ. Количество доступных электронных услуг в МФЦ ежегодно увеличивается: с 14 в 2008 году до 256 в 2015 году, из которых 56 федеральных, 40 региональных и 160 муниципальных. На данный момент на территории Курской области во всех муниципальных районах и городских округах функционируют 29 МФЦ, а также 26 территориально обособленных структурных офисов МФЦ. Суммарно они насчитывают 214 окон обслуживания населения. До конца 2015 года будет организована работа 462 окон обслуживания населения в МФЦ, что позволит обеспечить достижение зафиксированного в законодательстве показателя. Параллельно в области осуществляется внедрение единой автоматизированной информационной системы для всех филиалов сети МФЦ, которая позволяет оперативно и централизованно получать обратную связь из любого офиса. Кроме того, на сайте http://www.mfc-kursk.ru можно оставить отзывы, вопросы или предложения по МФЦ Курской области.

Информатизация государства способствует повышению социальной активности общества по всем направлениям деятельности власти. Ощущаете ли вы это?

Рост социальной активности общества проявляется в увеличении потока сообщений, отзывов и комментариев, поступающих через интернет-каналы обратной связи, например через официальные сайты губернатора и администрации Курской области. Все чаще это не столько жалобы и просьбы, сколько конкретные и конструктивные предложения по улучшению той или иной ситуации или обоснованная критика. Также весьма показателен проект «Российская общественная инициатива». Его сайт позволяет гражданам изъявлять свою волю путем подачи соответствующих инициатив с последующим голосованием за или против. В настоящее время от Курской области заявлено четыре инициативы муниципального уровня. На портале государственных и муниципальных услуг Курской области также создан сервис обратной связи с гражданами. А для более обширного охвата аудитории организованы группы «Электронное правительство Курской области» в популярных социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Интернет-сообщество с энтузиазмом воспринимает такие инициативы со стороны органов власти, что также является признаком повышения социальной активности. Также на официальном сайте администрации Курской области в разделе «Проекты нормативных правовых актов» размещаются документы для обсуждения и внесения предложений со стороны заинтересованных граждан. В настоящий момент там размещено более 600 документов, ряд из которых бурно обсуждается и комментируется.

Недавно в СМИ прошла информация, что в муниципальном транспорте Курской области у кондукторов появятся мобильные терминалы. Расскажите об этом проекте – как он реализуется?

Опытная эксплуатация автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) на территории Курской области проводится с 15 апреля 2015 года. Система использует бесконтактные карты, такие как «Транспортная карта», «Универсальная электронная карта», «Транспортная карта льготника», «Транспортная карта учащегося», «Транспортная карта студента», а также «Универсальная электронная карта с установленным региональным транспортным приложением». Для контроля оплаты проезда применяются устройства, позволяющие автоматизировать процесс: терминалы водителя, кондуктора и кассира, а также устройства пополнения баланса бесконтактных карт. Внедрение АСКОП позволит в короткий срок перейти на безналичную форму оплаты проезда с помощью разных видов транспортных карт. Это, в свою очередь, минимизирует оборот наличных денежных средств и, следовательно, снизит вероятность сокрытия выручки кондукторами и водителями.

Какую роль в повышении безопасности вашего региона играют средства видеонаблюдения и фотофиксации?

Мы активно развиваем аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», преследуя цель повышения общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач. Для этих целей как в регионе, так и на базе муниципальных образований в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами внедряется комплексная информационная система, которая обеспечивает прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений. В настоящее время на территории Курской области задействовано более 50 средств видеонаблюдения, используемых для мониторинга оперативной обстановки, состояния безопасности, и более 60 средств фото- и видеофиксации для обеспечения безопасности дорожного движения. Их использование способствует повышению раскрываемости преступлений, а также снижению аварийности на дорогах и ускорению выявления правонарушений.

В сентябре прошлого года в Курске заработала публичная и бесплатная сеть Wi-Fi. Расскажите об этом проекте.

Свободные зоны Wi-Fi нацелены на обеспечение равноправного доступа к интернет-ресурсам для всех слоев населения области. В настоящее время большинство таких зон обеспечивают коммерческие структуры, заинтересованные в привлечении граждан к местам досуга, развлечений и шопинга. Также бесплатный Wi-Fi-доступ организован в МФЦ на всей территории Курской области и в троллейбусах Курска. Кроме того, технология Wi-Fi используется в рамках региональной программы «Развитие информационного общества в Курской области». Мероприятия программы нацелены на обеспечение оптоволоконными линиями связи каждого населенного пункта региона, где проживает более 300 человек, а также создание беспроводных точек интернет-доступа на объектах социального значения. Особенно это важно для сельской местности, ведь именно там люди нуждаются в дополнительной информационной поддержке. Развитие бесплатных каналов связи положительно влияет на инвестиционный климат региона, и я глубоко убежден, что свобода и равенство доступа к информации в XXI веке – ключевой приоритет развития информационного общества.

Электронные госуслуги Электронный документооборот

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия