УправлениеГоссектор

Электронный Ульяновск

Алексей Комов | 23.06.2015

Электронный Ульяновск

Большинство используемых в органах власти Ульяновской области прикладных программных продуктов разработано либо местными, либо другими российскими компаниями.

Об особенностях информатизации региона в условиях ограниченных ресурсов в интервью журналу IT-MANAGER рассказывает Владимир Гаранин, начальник управления информационных технологий администрации губернатора Ульяновской области.

Как сложился ваш путь к государственной службе в сфере информационных технологий?

После службы в армии я работал на заводе, а параллельно поступил на вечернее отделение Ульяновского государственного технического университета. Совмещать работу и учебу было тяжело, поэтому я решил облегчить себе жизнь и устроился программистом в проектно-конструкторское бюро. Таким образом, в ноябре 1982 года примкнул к ИТ-отрасли. А осенью 1990 года перешел в облисполком и с тех пор работаю в администрации губернатора Ульяновской области. В начале своей госслужбы я занимался программированием, но в 2000-х время программистов-одиночек ушло и наступила эпоха больших ИТ-компаний. В 2008 году мы закупили и внедрили многопользовательскую систему электронного документооборота. Тогда же я возглавил отдел, который занимался ее обслуживанием. Спустя два года стал директором департамента, который позднее вошел в состав Министерства информационных технологий области. После того как министр оставил свой пост, я год исполнял его обязанности, затем мне довелось немного поработать в областном бюджетном учреждении «Электронный Ульяновск». А после ликвидации министерства меня вновь пригласили на работу в правительство области – так я возглавил управление информационных технологий администрации губернатора.

Какие ключевые проекты прошлого года в области информатизации Ульяновской области вы можете выделить?

Для нас, как и для других регионов, основной задачей прошлого года был перевод услуг всех областных органов власти в электронный вид. Также мы плотно занимались развитием сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, МФЦ. Кроме того, активно участвовали в госпрограмме по устранению «цифрового неравенства», в рамках которой ОАО «Ростелеком» выступает генеральным подрядчиком – занимается обеспечением широкополосного интернет-доступа малых населенных пунктов численностью до 500 жителей. Но у нас в области есть более крупные населенные пункты, тоже не располагающие качественной инфраструктурой связи. Поэтому мы тесно сотрудничали с «Ростелекомом», чтобы охватить и те населенные пункты, которые не попали в данную программу. Кроме того, мы уделяем большое внимание сугубо социальным проектам, напрямую не связанным с информатизацией. В частности, у нас ежегодно проходит несколько олимпиад, например «Мастер ИТ» для школьников и «Волга ИТ» для студентов, а также конференции «Стачка!» и «Улкэмп». Все эти проекты реализуют наши областные ИТ-компании, а мы им немного в этом помогаем.

А что представляет собой мероприятие под названием «Стачка!»?

«Стачка!» – это международная конференция по информационным технологиям, которая ежегодно проходит в нашей области. В этом году она собрала более 3500 участников. К выступлению на этом мероприятии приглашаются ведущие ИТ-специалисты со всего мира. Посещение конференции платное, но мы распространяем среди студентов бесплатные билеты.

Не менее интересное мероприятие – Улкэмп. Самая неформальная в мире конференция по высоким технологиям, где ИТ-бизнесмены, разработчики, молодые учёные, просто люди, имеющие отношение к ИТ собираются на берегу Волги и обсуждают темы в уникальном, свободном формате. Мероприятие известно в мире, два последних года мы встречаем гостей из США, Европы, Индии. Уникальность конференции в том, что она проходит на пляже в максимально неформальной обстановке. Все участники Улкэмпа – от студентов до признанных в мире ИТ-бизнесменов находятся в равных условиях. Все проживают в палатках и имеют возможность свободно общаться на интересующие темы. Интересный формат – баркемпы, каждый из участников конференции может свободно выступить и рассказать о своих достижениях, успехах, обсудить актуальные вопросы или найти решение самых нетривиальных задач в абсолютно свободном режиме.

Каким образом, на ваш взгляд, государство может поддерживать отечественных ИТ-разработчиков на региональном уровне?

Главное, как мне кажется, им не мешать. Это, наверное, справедливо не только для ИТ, но и практически для любой отрасли. Возможно, необходимо устанавливать приоритеты для отечественных ИТ-компаний, участвующих в госзакупках. Но у нас это происходит само собой, без указаний свыше: большинство используемых в органах власти Ульяновской области прикладных программных продуктов разработано либо местными, либо другими российскими компаниями. За исключением, конечно, импортного ПО, которое не имеет российских аналогов, например офисных пакетов, операционных систем и так далее.

Расскажите поподробнее о программе «Развитие информационного общества и электронного правительства в Ульяновской области» на 2015-2019 годы. Из каких этапов она состоит?

Эта программа включает в себя четыре основные подпрограммы: «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» (фактически описывает план развития МФЦ), «Повышение уровня доступности информационных и телекоммуникационных технологий для физических и юридических лиц в Ульяновской области», «Развитие информационно-телекоммуникационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» (посвящена развитию СМЭВ) и «Внедрение результатов космической деятельности и создание региональной инфраструктуры пространственных данных Ульяновской области» (предусматривает прежде всего развитие регионального геоинформационного портала и системы ГЛОНАСС).

Каким образом вы уже используете систему ГЛОНАСС в областном хозяйстве?

В основном с помощью этой системы мы отслеживаем маршруты и режим скоростного движения различного вида транспорта – например, школьных автобусов, доставляющих детей в школы Ульяновска из удаленных населенных пунктов.

На какой стадии реализации находится проект создания сети МФЦ в регионе?

На территории области уже в течение двух лет работает 27 МФЦ, но пока что они не удовлетворяют требованиям Министерства экономического развития РФ, согласно которым на каждые 5000 жителей должно быть по одному окну приемнома. У нас в большинстве районных МФЦ пока всего по одному окну, а должно быть от трех до пяти, в зависимости от масштабов населенного пункта. Поэтому в нынешнем году мы занимаемся расширением наших МФЦ и увеличением количества окон приемна в них. Сейчас осуществляем ремонтно-подготовительные работы, а также проводим обучение новых сотрудников, после чего они должны будут пройти стажировку в действующих МФЦ и тогда уже смогут приступить к работе. Помимо 27 полноценных МФЦ нам также необходимо создать 88 удаленных рабочих мест в малых населенных пунктах, где по определенному расписанию несколько раз в неделю будут трудиться выездные сотрудники МФЦ.

Что представляет собой информационный портал «Спутник/Мой регион», заработавший в Ульяновской области весной этого года?

По сути это неофициальный портал губернатора Ульяновской области. Его задача – обеспечить простой и удобный доступ ко всей социально значимой информации для жителей нашего региона. В частности, в новостях на главной странице можно прочитать о том, что происходит в области, ознакомиться с различной справочной информацией, обратиться в приемную губернатора, а также воспользоваться наиболее востребованными госуслугами. Вообще говоря, «Спутник» – это платформа, разработанная одноименной отечественной компанией. Платформа задумывалась как инструмент для повышения доступности региональных сервисов и информационных ресурсов. В «Спутнике» решили, что пользоваться локальными сервисами и услугами в ряде случаев удобнее, если они собраны на одном региональном ресурсе. Мы поддержали эту идею и в итоге стали для «Спутника» пилотным регионом, благодаря которому у него появилась возможность громко заявить о себе на всю страну.

Как решаются задачи повышения ИТ-грамотности населения, необходимой для использования госуслуг в электронном виде?

У нас есть подведомственное учреждение ОБГУ «Электронный Ульяновск», на базе которого уже открыты два класса для обучения пенсионеров. С 2012 года «Электронный Ульяновск» участвует в социальной программе «Бабушка и дедушка онлайн», инициированной межрегиональной Ассоциацией ветеранов, инвалидов и пенсионеров Санкт-Петербурга. Мы с ними активно сотрудничаем в части обучения граждан пожилого возраста базовым навыкам работы с ИКТ. В частности, разработали учебную программу и выпустили специальную тетрадь для записей, содержащую основные тезисы наших уроков. Обучающий курс включает в себя практические задания, связанные с получением государственных услуг в электронном виде через Интернет. Пенсионеры очень довольны и постоянно пишут нам благодарности. Мы не теряем с ними связь, и в случае если им что-то непонятно или у них появились какие-то новые вопросы, они всегда могут позвонить в «Электронный Ульяновск» и получить консультацию. Но, несмотря на это, пока что пожилые люди в нашей области больше доверяют МФЦ и предпочитают обращаться за госуслугами именно туда.

Как отразилось на реализации ИТ-проектов вашего ведомства ухудшение экономической ситуации в стране за последний год?

Мы не почувствовали особого влияния, поскольку наша область всегда располагала скромными финансовыми ресурсами на информатизацию. Да, бюджет у нас небольшой, но зато в нынешнем году нам его сохранили на уровне прошлого года, ничего не сократив.

В период работы директором «Электронного Ульяновска» вы активно вели блог. Почему, если не секрет, забросили его?

Когда я в 2013 году пришел в управление информационных технологий администрации губернатора Ульяновской области, оно находилось в стадии реорганизации: в нем работало 35 человек, а сейчас – 7. После реорганизации все рабочие процессы пришлось выстраивать фактически заново, мне нужно было очень много работать и учиться всему тому, чего я еще не умел и не знал. Поэтому на ведение блога меня просто не хватало. А когда все заработало и появилось больше свободного времени, я понял что ни кто не расстроился и решил не возвращаться к этому занятию.

Электронные госуслуги

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021