Большие задачи малыми силами

Логотип компании
Большие задачи малыми силами
О том, как удается воплощать в жизнь масштабные проекты по информатизации в условиях ограниченных ресурсов и штата специалистов комитета инновационных и информационных технологий Новгородской области, рассказывает его председатель Владимир Карпунин.

О том, как удается воплощать в жизнь масштабные проекты по информатизации в условиях ограниченных ресурсов и штата специалистов комитета инновационных и информационных технологий Новгородской области, рассказывает его председатель Владимир Карпунин в интервью журналу IT-MANAGER.

С чего начиналась ваша карьера в сфере информационных технологий?

Я – кадровый военнослужащий, подполковник запаса. Имею два высших образования: окончил Харьковское высшее военное авиационное училище радиоэлектроники по специальности «инженер по эксплуатации средств радиосвязи» и Военную академию связи им. С. М. Буденного – «специалист в области управления». Служил на различных должностях в войсках связи и радиотехнического обеспечения военно-воздушных сил и войсках связи сухопутных войск. В 2008 году уволен в запас в должности заместителя начальника военной кафедры при Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого в связи с расформированием кафедры, где по роду службы руководил подготовкой офицеров запаса для войск связи и автомобильных войск. Примерно полгода попробовал поработать в коммерческих организациях, но понял, что это не мое, и с 2009 года вернулся на государственную службу – в органы исполнительной власти Новгородской области. Работал в комитете транспорта и дорожного хозяйства, который позднее преобразовался в комитет, а затем – в департамент транспорта и связи. За пять лет прошел путь от главного специалиста до заместителя руководителя департамента.

В рамках своих полномочий активно взаимодействовал со всеми операторами связи в регионе по вопросам развития широкополосного доступа к сети Интернет, внедрения технологий и систем ГЛОНАСС. Летом прошлого года при создании Правительства Новгородской области прошли изменения в структуре областных органов власти. Мне поступило предложение возглавить комитет инновационных и информационных технологий – я заступил на пост его председателя 1 октября 2014 года.

Какова структура комитета инновационных и информационных технологий Новгородской области: какие органы и подразделения в него входят и за что отвечают?

Этот комитет не является структурным подразделением областного правительства, мы – самостоятельный орган исполнительной власти. Принципиальное отличие от коллег из других регионов заключается в том, что у нас есть полномочия в сфере инвестиционной деятельности. То есть в наши задачи входит не только координация деятельности по развитию электронного правительства области и переводу госуслуг в электронный вид, но и привлечение инвестиций в регион. Еще одна особенность нашей организации – в ней всего три отдела: в отделе информатизации и связи работает четыре сотрудника, в отделе развития технологий электронного правительства – три и в отделе инвестиционной деятельности – тоже три сотрудника.

Как вам удается справляться со всеми задачами – привлекаете ли для части из них аутсорсеров?

Мы обходимся без помощи аутсорсеров благодаря подведомственным учреждениям, учредителем которых является наш комитет. И прежде всего благодаря Новгородскому информационно-аналитическому центру» (ГУ НИАЦ), который отвечает за выполнение всех технических операций и проведение закупок с целью развития ИКТ-инфрастуктуры. В его штате 22 специалиста, которые занимаются выдачей универсальных электронных карт, обеспечивают функционирование и развитие распределенной защищенной сети правительства области, поддерживают в исправном техническом состоянии все серверное оборудование, являющееся основой «электронного правительства» области, отвечают за организацию каналов связи и защиту используемой органами власти информации. ГУ НИАЦ выполняет функции удостоверяющего центра и оператора информационной системы поддержки деятельности МФЦ. Проводят работу по внедрению IP-телефонии в органах исполнительной власти области и МФЦ.

И при этом наряду с сотрудниками комитета оказывает консультационную и техническую поддержку всем областным органам власти и осуществляет мониторинг рабочих мест. Но, несмотря на малый штат и множество задач, мы стараемся выполнять их своевременно и качественно. Кроме ГУ НИАЦ, у нас есть еще одна подведомственная структура – государственное областное автономное учреждение «Агентство развития Новгородской области». Оно сформировано из двух госучреждений: «Агентства развития Новгородской области» и Новгородского научно-координационного центра (ННКЦ). То есть в результате этого реформирования нам добавлены полномочия в сфере развития научной деятельности в области. Помимо этого, в задачи агентства входит ведение реестров и сопровождение инвестиционных проектов, реализуемых в Новгородской области, а также поиск потенциальных инвесторов, ведение реестра инвестиционных предложений и базы инвестиционных площадок. Также агентство ведет базу данных предприятий с участием иностранного капитала и реестр инвестиционных соглашений, заключаемых на территории области. С прошлого года мы ежеквартально выпускаем полноцветный журнал «Новгородская область: от идей до инвестиций», который бесплатно распространяется среди госучреждений области, а также потенциальных инвесторов. Действует у нас и инвестиционный портал – в ближайшем будущем планируем его модернизацию с целью повышения интерактивности, но пока на это не хватает ресурсов.

Каковы основные итоги реализации ключевых проектов в сфере информатизации Новгородской области за прошедший год?

В рамках государственной программы «Развитие информационных и инновационных технологий в Новгородской области» есть две основные подпрограммы, которые как раз и направлены на развитие информационного общества и электронного правительства. В прошлом году мы победили в федеральном конкурсе и получили средства на софинансирование всех проектов по переводу услуг в электронный вид. В мае нынешнего года мы как раз закрыли все контракты в рамках того софинансирования. В частности, в 2014 году активно работали над развитием автоматизированной системы поддержки деятельности МФЦ Нашей задачей было разработать и реализовать в этой системе регламенты для наиболее востребованных социально значимых государственных и муниципальных услуг. С 1 октября 2014 года эта система введена в промышленную эксплуатацию. В прошлом году мы плотно поработали над открытием пунктов регистрации в ЕСИА, необходимых для подтверждения учетной записи в единой системе аутентификации федеральных и региональных порталов госуслуг для предоставления возможности гражданам и организациям получить ко всем имеющимся услугам. В настоящий момент такие пункты открыты во всех 24 офисах МФЦ, а также в восьми отделениях почтовой связи и четырех пунктах обслуживания клиентов «Ростелекома». Еще один важный областной проект – внедрение аппаратно-программного комплекса фото- и видеофиксации. Он включает в себя создание дата-центра обработки информации, а также развертывание системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, причем не только в Великом Новгороде, но и на федеральной трассе М10, а также ряде региональных дорог. Это масштабный проект, бюджет которого около 700 миллионов рублей. В качестве инвестора выступает «Ростелеком», а генподрядчиком является системный интегратор «Техносерв». Стадия проектирования завершена, сейчас переходим к поэтапному вводу системы в эксплуатацию. Также в прошлом году мы закупили, а в апреле нынешнего запустили продукт под названием Smart-Route. Это программный адаптер к основным региональным информационным системам, который позволяет организовать их взаимодействие с федеральными информационными системами, в частности СМЭВ. Smart-Route является одним из четырех основных компонентов внедренной информационной системы «Электронные услуги Новгородской области». Помимо него, в ее состав входят обновленный региональный портал госуслуг, система проектирования шаблонов услуг при их переводе в электронный вид, а также система АРМ «Платежи», необходимая для реализации взаимодействия с ГИС ГМП. На обновленный региональный портал госуслуг мы вывели 28 основных наиболее востребованных услуг и теперь занимаемся обучением специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления области, как работать со всеми новыми и обновленными системами.

Какие электронные госуслуги пользуются наибольшей популярностью в Новгородской области?

Как и во многих других регионах, самыми популярными у нас являются социальные услуги: например, оформление и получение льгот, пособий и услуги в сфере– в частности, лицензирования образовательной деятельности, запись в Дошкольные образовательные учреждения.

А как решаются задачи повышения ИТ-грамотности населения?

Комитетом проводится работа по выводу на порталы государственных и муниципальных услуг, продолжается работа по внедрению проекта УЭК, большое внимание уделяется вопросам популяризации использования ИТ технологий для получения услуг в электронном виде среди старших школьников и студентов.

Один из важнейших проектов прошлого года – «Электронный гражданин». В его рамках за счет средств регионального бюджета мы обучили навыкам пользования компьютером, Интернетом и электронными госуслугами более тысячи граждан. Для этого на конкурсной основе отобрали организацию, которая разработала соответствующую методику. К обучению привлекали жителей Великого Новгорода, а также Новгородского муниципального района и Шимского района. Весь процесс был организован на базе Новгородского государственного университета, поскольку он обладает достаточно квалифицированным педагогическим составом, имеет специализированные кафедры и классы, а также оборудование, которое позволило на высоком уровне осуществить данный проект. Обучаемым выдавались красочные учебные пособия и рабочие тетради. В дополнение был подготовлен видеокурс, который мы разместили на специально созданном для этого портале. По результатам обучения его участники прошли тестирование и получили сертификат установленного международного образца – так называемый паспорт «электронного гражданина» Новгородской области, поскольку проект «Электронный гражданин» реализуется в соответствии с мировыми стандартами, принятыми более чем в 160 странах мира. На данном этапе наибольшую активность в проекте проявили люди пожилого возраста.

Как вы оцениваете уровень информатизации области в целом и областных органов государственной власти в частности? Каковы, на ваш взгляд, наиболее узкие места?

В целом я оцениваю его как удовлетворительный, то есть нам, безусловно, есть к чему стремиться. До таких передовых в этом плане регионов, как Санкт-Петербург или Республика Коми, нам пока еще далеко. Тем не менее по уровню доступности точек подтверждения учетной записи в ЕСИА, а также по уровню развития сети структурных подразделений МФЦ Новгородская область занимает 15-е место среди регионов РФ, что очень даже неплохо. По уровню переведенных в электронный вид госуслуг мы пока немного отстаем от других регионов, но это в первую очередь связано с высокой стоимостью данной процедуры. Например, в «Ростелекоме» она стоит около 340 тысяч рублей – не каждый регион может позволить себе такие затраты. Однако внедрение таких инструментов, как Smart-Route и системы проектирования шаблонов многочисленных региональных и муниципальных услуг при их переводе в электронный вид, существенно ускоряет данный процесс.

Какие задачи стоят перед комитетом на 2015 год?

В этом году мы планируем прежде всего реализовывать проекты на условиях государственного софинансирования, участие в которых выиграли в конкурсах, проведенных этой весной Минкомсвязи России. К таким проектам относятся развитие информационной системы органов ЗАГС, электронная выдача охотничьих билетов, развитие информационной системы «Контингент» в части создания услуг электронной записи в образовательные учреждения, а также внедрение информационной системы для управления областным транспортом. Все это довольно сложные проекты, поэтому в настоящее время мы внесли в Минкомсвязи свои предложения по функционально-техническим требованиям к их реализации. Как только все они будут закреплены в нормативном документе, мы возьмем его за основу для подготовки соответствующих технических заданий и конкурсных процедур. Также мы намерены продолжить работу по переводу региональных госуслуг в электронный вид. К основным препятствиям на пути реализации наших планов относятся недостаточно развитая система нормативно-творческой деятельности и низкий уровень проникновения широкополосного Интернета в сельские поселения и малые населенные пункты. А также очень разный уровень подготовки специалистов областных органов власти, органов местного самоуправления в части использования информационных систем и технологий. Многие из них еще только начинают осознавать, что информационные технологии де-факто становятся основным инструментом органов власти всех уровней для исполнения их полномочий и функций.

Опубликовано 22.06.2015

Похожие статьи