Цифровизация в масштабах мегаполиса

Логотип компании
Цифровизация в масштабах мегаполиса
В прошлом году Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга реализовал ряд городских проектов, касающихся безопасности, улучшения качества связи, предоставления госуслуг. Каждую из этих инициатив можно назвать очередным шагом по превращению Северной столицы в «умный город»...

В прошлом году Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга реализовал ряд комплексных городских проектов, касающихся безопасности, улучшения качества связи, предоставления госуслуг гражданам и бизнесу. Каждую из этих инициатив можно назвать очередным шагом по превращению Северной столицы в «умный город». На наши вопросы ответил Денис Чамара, глава Комитета по информатизации и связи.

Цифровизация в масштабах мегаполиса. Рис. 1
Денис Чамара

Как закончил год ваш Комитет? Какие проекты вы можете назвать самыми важными? Что является для вас приоритетным в текущем году?

Одним из наиболее значимых проектов для Комитета по информатизации и связи в 2017 году стало создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», я уже не раз рассказывал о нем. Это целый комплекс различных информационных систем и аппаратно-программной инфраструктуры, которые обеспечивают безопасность Санкт-Петербурга. Он включает в себя как ранее созданные, так и совершенно новые автоматизированные системы. Сегодня в состав АПК входит двенадцать таких систем, в том числе городская система видеонаблюдения, система экстренных вызовов «112», мониторинга безопасности социальных объектов, контроля передвижения автотранспорта и другие.

Мы построили и открыли Единый центр АПК «Безопасный город». В нем в едином пространстве размещаются различные ведомства и службы, обеспечивающие безопасность города и его жителей. Это Центр обработки вызовов «112», Центр управления транспортом, подразделения Дежурной службы Аппарата губернатора Санкт-Петербурга, МЧС и силовых структур, Центр управления транспортом, а также Единый центр обработки данных.

Как только в мае прошлого года Единый центр был открыт, в нем сразу же началась активная работа, связанная с подготовкой к Кубку конфедераций. Отрабатывались различные сценарии реагирования и функционирование служб в «боевых условиях». В Едином центре располагался штаб наблюдения за оперативной обстановкой и штаб Центра управления транспортом, который мы создали в соответствии с требованиями FIFA. Работа штабов позволила нам апробировать разработанные алгоритмы действий представителей органов власти и силовых ведомств в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Результаты показали, что эта работа соответствует всем требованиям проведения самых серьезных и масштабных мероприятий, а также всем стандартам обеспечения безопасности. Главное – мы отработали необходимые методики и сценарии реагирования и пришли к выводу, что Единый центр может стать главной точкой управления на время проведения чемпионата. Полученный опыт будет использован для организации оперативных штабов не только при проведении масштабных мероприятий, но и в любых ситуациях, требующих общегородской координации и контроля.

Кроме того, в июне 2017 года мы ввели в постоянную эксплуатацию систему экстренных вызовов «112» Санкт-Петербурга. До этого момента, с мая 2015-го, она функционировала в опытном режиме. Операторы службы экстренных вызовов «112» ежедневно принимают восемь-девять тысяч экстренных звонков от петербуржцев, а за весь 2017 год поступило свыше трех миллионов обращений.

Сейчас мы тестируем мобильное приложение, с помощью которого можно передавать видео прямо с места происшествия в городскую систему видеонаблюдения, делать запрос на архивирование видеозаписей и многое другое. Безопасность должна обеспечиваться и контролироваться не только в рамках всего города, но и в каждом отдельном дворе и жилом доме. Поэтому мы прорабатываем вопрос создания пилотной зоны «Безопасный двор». Речь идет о системе дворового и подъездного наблюдения с широким набором дополнительных функций.

Губернатор поддержал инициативу частного инвестора по развитию системы фиксации нарушений ПДД. В этом году мы планируем начать реализацию проекта. В его рамках по шестистам адресам уже запланирована установка более тысячи новых комплексов фиксации нарушений ПДД. Эти комплексы будут фиксировать несколько типов правонарушений: нарушение скоростного режима, движение по полосе для маршрутных транспортных средств, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме и многое другое. Конечно, появятся недовольные среди горожан. Однако не будем забывать, что это вопрос не столько денег, сколько сохранности человеческих жизней. Это единственно правильный и цивилизованный путь.

Портал госуслуг Санкт-Петербурга номинирован на международную премию Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) ООН 2018 года. Почему был выбран именно ваш портал? Какие новые возможности в нем появились за последнее время?

Если говорить точнее, для участия в конкурсе Комитет по информатизации и связи предложил Межведомственную автоматизированную информационную систему предоставления в Санкт-Петербурге государственных услуг в электронном виде (МАИС ЭГУ), частью которой является и Портал госуслуг Санкт-Петербурга gu.spb.ru. Этот интернет-ресурс, безусловно, ключевой элемент всей системы, так как выполняет роль витрины для открытого и прозрачного взаимодействия государства с гражданами и бизнес-сообществом. Однако система содержит и множество других функциональных элементов — электронный документооборот многофункциональных центров предоставления госуслуг, электронный кабинет должностного лица, кабинет согласований. Именно комплексное взаимодействие данных элементов как единого механизма ставит Санкт-Петербург в ряд городов с наиболее развитой информационной инфраструктурой взаимодействия государства, общества и бизнеса и позволяет занимать призовые места на престижных конкурсах мирового значения, каким, безусловно, является и Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества.

Сразу две информационные системы города стали чемпионами в международном конкурсе WSIS 2018. Пройдя через этап международного голосования, оба проекта, каждый в своей категории, вошли в пятерку лучших. Расскажите о них.

Были заявлены уже упомянутая мной МАИС ЭГУ в категории «Электронное правительство», а также государственная информационная система «Госархивы Санкт-Петербурга» в категории «Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент». И действительно оба проекта вошли в число чемпионов. Это большое достижение, ведь за выход в финал боролись 685 проектов со всего мира! Как я уже отметил, МАИС ЭГУ представляет собой комплекс слаженно работающих функциональных элементов. В результате развития системы в Санкт-Петербурге сформировалось единое информационное пространство, предоставляющее гражданам и бизнесу возможность получения необходимых государственных сервисов в удобном формате и обеспечивающее органы государственной власти инструментами для быстрого и качественного выполнения своих функций. Для такого мегаполиса развитие единой городской ИТ-инфраструктуры важно как с практической, так и с имиджевой точки зрения. Объединяя свыше трех миллионов пользователей, МАИС ЭГУ создает условия для формирования развитого информационного общества, обеспечивает прозрачность деятельности городских органов власти, является единой платформой для взаимодействия государства, граждан и бизнес-структур.

Что касается госархивов, на данный момент в Санкт-Петербурге используется комплексное решение, обеспечивающее формирование электронного архива, хранение данных, доступ к информационным ресурсам и услугам через внешний портал, автоматизацию служебных функций сотрудника архива, включающее многоаспектный полнотекстовый поиск, в том числе по изображениям, каталогизацию, учет, обработку и мониторинг исполнения пользовательских запросов, ведение классификаторов и справочников, читальный зал, комплектование, взаимодействие с внешними информационными системами и многое другое.

Функциональные возможности системы значительно превышают базовый набор требований к подобным решениям. К примеру, предусмотрена возможность подключения к системе, в том числе промышленных сканеров, возможность хранения и обработки больших файлов, вплоть до форматов А0 и географических карт. Заложенные принципы модификации используемой нами системы позволяют избежать постоянной доработки программного обеспечения под чьи-либо требования, ограничивая изменения адаптацией, что существенно сокращает временные затраты.

Мы уже ранее с вами обсуждали проект по освобождению Невского проспекта от «воздушных» проводов. Вы планировали начать процесс уже этой весной. Все ли готово?

Читайте также
Как вписать потенциал ИИ в бизнес-стратегию и проанализировать  больше данных? Как защититься от растущей киберпреступности, нарастить компетенции команды под новые вызовы и больше инвестировать в цифровую трансформацию? Вот что будет волновать всех ИТ-директоров в 2025 году, уверен Gartner. На ИТ-руководителей в России дополнительно давят кадровый голод, обязательное импортозамещение ПО в сжатые сроки, проблемы с зарубежными расчетами, логистикой и микроэлектроникой, общая экономическая и социальная неопределенность. Какие навыки помогут преодолеть эти сложности, подсказывает Григорий Бахин, коммерческий директор Unisender.

С удовольствием отвечу на этот вопрос. Могу сказать, что для освобождения Невского проспекта от воздушно-кабельных переходов все готово. Активно ведется работа с операторами связи, на текущий момент полностью закончено создание инфраструктуры «Чистое небо». На конец февраля 2018 года на инфраструктуру проекта «Чистое небо» переключено 66 воздушно-кабельных переходов, что составляет примерно 26 процентов от общего числа. Основная проблема, с которой сталкивается Комитет по информатизации и связи при реализации проекта «Чистое небо», – отсутствие как в федеральном, так и в законодательстве субъекта РФ правовых оснований для принудительного демонтажа волоконно-оптических линий связи сторонних операторов, проложенных методом воздушного подвеса через Невский проспект. Также нужно менять существующее законодательство для ограничения строительства новых кабельных переходов через Невский проспект. Но это следует делать крайне осторожно, возможно, на первом этапе заручившись поддержкой профильных ассоциаций. Вероятно, требуется выпустить свод Рекомендаций по организации строительства сетей в исторической части города. В целом успех реализации данного проекта обусловлен грамотным выбором технического решения, гибкой тарифной политикой, внесением оперативных корректировок в реализацию и аккуратной договорной работой с операторами.

В городе будут создаваться МФЦ для бизнеса. Какие услуги будут в них оказывать и сколько таких МФЦ планируется открыть?

Действительно, работа по подготовке к открытию многофункциональных центров, ориентированных на бизнес, идет полным ходом. Уже к осени этого года планируется открытие первого МФЦ для бизнеса. Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 22 марта 2018 года № 221 утвержден перечень госуслуг, которые будут предоставляться в таких центрах. Всего определено 80 обязательных к предоставлению госуслуг. Они связаны с открытием бизнеса, уплатой налогов, с имущественными отношениями, получением различных лицензий и разрешений и т. д.

В начале февраля 2018 года стало известно, что во всех 58 отделениях МФЦ Северной столицы теперь можно получить заграничный паспорт. Однако есть условие – услуга распространяется только на загранпаспорта сроком на пять лет. Когда будет снято такое ограничение и с чем оно связано?

Сложность заключается в технически сложном оборудовании, которое необходимо для приема документов на «биометрические» загранпаспорта. Мы сейчас плотно работаем с МВД, и до конца 2018 года организуем прием документов на «биометрические» паспорта в одном МФЦ Санкт-Петербурга.

Зима в этом году выдалась снежной и морозной. Выдержала ли городская инфраструктура связи сложные погодные условия?

Городская инфраструктура проектируется и развивается с учетом вероятных климатических рисков и особенностей, присущих нашему региону. Могу вас уверить, что сложные погодные условия этой зимой не оказали серьезного влияния на работу инфокоммуникационных сервисов и городской инфраструктуры в целом.

Ваше ведомство является основным организатором Санкт-Петербургского цифрового форума. Какие цели у мероприятия? Что вы от него ждете?

В Санкт-Петербурге 18–19 апреля впервые пройдет Петербургский Цифровой форум, посвященный практике построения цифровой экономики и цифрового бизнеса. Ведь цифровая экономика – это не просто красивый лозунг, это вопрос выживания как бизнеса, так и государства. Внедрение инновационных технологий в несколько раз сокращает издержки бизнеса и повышает производительность труда персонала. Концепция нашего форума – максимальная практичность и реальный результат для бизнеса Санкт-Петербурга, вокруг этой темы построена программа всех деловых секций.

Об основных принципах формирования цифровой экономики в России и практическом опыте внедрения цифровых решений расскажут ключевые спикеры: министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Анатольевич Никифоров, генеральный директор группы компаний InfoWatch Наталья Ивановна Касперская, главы представительств Samsung и Huawei в России и многие другие. Кроме того, участниками станут губернатор Санкт-Петербурга, руководители российских городов и регионов, руководители профильных министерств и ведомств, которые будут открыты для живого общения с директорами и владельцами бизнеса. На полях форума будет подписан целый ряд соглашений о стратегическом сотрудничестве города с крупнейшими российскими и транснациональными корпорациями.

Опубликовано 23.04.2018

Похожие статьи