Государственный подрядчик
В 2020-м с проблемами столкнулся не только бизнес, госсектору также пришлось решать множество задач, ранее никем и никогда не решавшихся. О том, как в пандемию работало подведомственное Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга предприятие, рассказывает его глава Андрей Овчаренко.
Вы возглавляете СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» с 2018 года. Расскажите, каким для вашей организации стал 2020-й?
Год был, безусловно, непростым и наполненным событиями. Для нас важнейшими задачами стали: активное внедрение удаленных методов работы (как внутри ИАЦ, так и в государственных учреждениях города), перевод школьников на дистанционное обучение, обеспечение эпидемиологической безопасности города при приеме наших соотечественников, прибывающих из-за рубежа вывозными рейсами. И, конечно, развитие как городских, так и наших собственных проектов, внимание к которым ослабить мы не могли. При этом город, взяв на себя незапланированные крупномасштабные расходы на противодействие коронавирусу, был вынужден перераспределять средства, получаемые из разных региональных источников – это повлияло и на городской бюджет ИТ-сферы. В создавшихся из-за пандемии условиях финансирование практически всех проектов пострадало: выделенные ранее средства полностью или частично направлялись на общее дело по укреплению городского здравоохранения, и эта вынужденная мера существенно сократила в 2020 году бюджет отрасли. Мы провели ряд крупномасштабных структурных изменений в штате ИАЦ, которые позволили сохранить эффективность сопровождения государственных информационных систем, продолжать развитие важных для региона проектов по актуальным направлениям и разработать новые механизмы для контроля за соблюдением противоэпидемических мер.
Какие новые задачи появились у «СПб ИАЦ» с началом пандемии? Что было сделано в первую очередь?
Задачей первостепенной важности стала, безусловно, техническая организация работы на «удаленке»: достаточно сказать, что с началом пандемии примерно в 20–30 раз увеличилась нагрузка на видеоконференцсвязь, так как многие организации перевели в режим дистанционных конференций значительную часть своей совещательной работы. Для обеспечения коммуникации между сотрудниками органов власти Санкт-Петербурга мы развернули систему ВКС, облачное файловое хранилище и открыли доступ к инструментам совместного редактирования документов. Следующим этапом должен стать реализуемый нами проект Единого облачного рабочего места сотрудника органа власти, полномасштабное внедрение которого с учетом доработок по итогам пилотного этапа запланировано на второе полугодие 2021 года.
Второй сложной задачей стал перевод учителей и учеников в режим самоизоляции с последующим срочным переходом на дистанционное обучение. Одной из важнейших проблем, которую пришлось решать с введением удаленной работы школ, стала необходимость создания инструментальной базы для передачи знаний ученикам и управления учебным процессом. В кратчайшие сроки «Электронный дневник», ранее использовавшийся для решения простых задач (учителя выставляли в дневник оценки и заносили замечания), был преобразован в полноценный рабочий инструмент с широким спектром возможностей: начиная с планирования уроков, подбора и передачи учебного материала по всем предметам обучения, проведения тестирований – и заканчивая возможностями, позволяющими в случае необходимости перевести взаимодействие педагогов и учеников полностью в электронный формат. Это позволило более чем 500 000 учащихся и более 40 000 педагогов нашего города успешно завершить учебный год. Кроме того, благодаря перечисленным выше электронным инструментам подготовка к новому учебному году стала возможной в любых условиях.
Третьей задачей, не менее сложной и требовавшей как можно более оперативного решения, стало обеспечение эпидемиологической безопасности въезда наших соотечественников, которые прибывали вывозными рейсами, – и для этого было в кратчайшие сроки разработано специальное ПО. Была также запущена система контроля передвижения горожан общественным и личным транспортом.
Отдельно отмечу, что в мае 2020 года совместными усилиями с Комитетом по социальной политике нам удалось максимально быстро ввести в эксплуатацию электронную услугу по приему заявлений на денежную выплату малообеспеченным семьям на детей от трех до семи лет.
В конце марта, когда был объявлен локдаун и сотрудники государственных учреждений ушли на удаленную работу, какие еще срочные вопросы пришлось решать? Что было сделано?
По нашим оценкам, в пиковые периоды самоизоляции до 70% работников исполнительных органов власти Санкт-Петербурга осуществляли свои должностные обязанности в режиме «удаленки»: на рабочие места выходили те сотрудники, чьи задачи связаны с функционированием систем, не предполагающих доступ извне. По данным Комитета государственной службы и кадровой политики, численность сотрудников ИОГВ в нашем городе на тот момент (в марте 2020 года) составляла порядка 12 тысяч человек. Нам нужно было не только обеспечить доступ к государственным информационным системам для такого масштабного количества пользователей, но и сделать так, чтобы любой сотрудник мог из дома использовать те же ГИС, что и с рабочего места, с соблюдением всех требований информационной безопасности. Несколько дней потребовалось, чтобы развернуть высокопроизводительный криптошлюз для подключения в защищенную корпоративную сеть ИОГВ Санкт-Петербурга, расширить канал доступа к сети Интернет, провести глобальные изменения в схеме маршрутизации защищенной корпоративной сети для обеспечения персонального доступа сотрудников каждой организации (масштаб изменений связан с тем, что доступы к ГИС у каждой организации различаются). Затем в течение еще нескольких дней по заявкам, поданным ИОГВ, мы выпустили около восьми тысяч учетных записей и индивидуальных ключей для работников ИОГВ, была организована система передачи этих ключей конечным пользователям, подготовлены инструкции по настройке домашних компьютеров и получению защищенного доступа к ГИС по шифрованным каналам связи. Чтобы обеспечить защиту ГИС от возможных сетевых атак, на канале входа в защищенную сеть установили системы обнаружения вторжений, а также передовые системы противодействия комплексным угрозам и выявления целевых атак.
Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр в кратчайшие сроки создал информационную систему, которая позволила организовать учет в аэропорту всех прибывающих из-за рубежа жителей города. Сколько потребовалось времени на разработку? И как эта система помогла медикам?
Система была создана буквально в течение двух дней – в ее работе были задействованы сотрудники Роспотребнадзора и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Созданная система позволяла в сжатые сроки вносить данные о прибывших гражданах в единую базу, сверять информацию о выданных билетах с фактическими сведениями о прибывших пассажиров, оформлять и выдавать постановления Роспотребнадзора о соответствующих ограничениях, связанных с эпидемиологической обстановкой. Информация о рейсе поступала за день до прибытия борта, за это время формировались бригады ведомств, численностью 8–18 человек, для встречи прибывших. После первичного обследования (измерения температуры) на борту самолета, а также анкетирования людей на предмет адреса обязательного карантина, в специальной зоне аэропорта выполнялся забор материалов на анализ у прибывших. После прохождения паспортного контроля сотрудники Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Информационно-аналитического центра, а также Комитета по транспорту Петербурга распределяли всех по автобусам, которые доставляли людей до места проведения карантина. Разработанная нами система позволяла контролировать как прибытие соотечественников, так и формирование автобусов по направлениям и последующий контроль соблюдения карантина.
На прошедшем в октябре 2020 года совещании рабочей группы ИТ-руководителей регионов Российской Федерации «IT Диалог 2020» было сказано, что экосистема городских сервисов, создаваемая в Петербурге, способна обеспечить ежедневную коммуникацию между горожанами и властью. Какую роль в создании экосистемы играет ваше учреждение?
На текущий момент ИАЦ фактически стал проектным офисом этой системы, активным разработчиком концептуальных ее положений и непосредственным поставщиком программных решений. Это неслучайно, ведь сам подход к формированию экосистемы подразумевает следующее: взаимодействие петербуржцев с городом расширяется – в том числе благодаря тому, что жителям становится проще получить любые государственные цифровые услуги. Создавая новые каналы получения цифровых госуслуг, мы не только делаем их более доступными. Они становятся более востребованными – и в результате «государство как сервис» становится более привлекательным, удовлетворенность граждан растёт.
Экосистема городских сервисов интегрирует все региональные информационные системы, обеспечивающие оказание госуслуг в электронном виде, именно в рамках экосистемы конструируются новые интерфейсы для цифровых услуг, оказываемых в регионе. При этом центральным интегратором информационных систем региона является именно ИАЦ, за годы построения и развития государственных информационных систем Санкт-Петербурга накопивший уникальный и масштабный опыт в этой области.
Каталог городских цифровых сервисов (портал, входящий в структуру платформы) будет открыт и для внешних разработчиков. Таким образом, у широкого круга негосударственных разработчиков будет возможность создавать цифровые услуги, использующие закрытые данные из региональных государственных систем без нарушения законодательных ограничений по доступу к закрытой информации.
Сегодня наша задача – дать мощный старт экосистеме, план по развитию которой предусматривает постепенное ее введение в эксплуатацию в 2021–2024 годах, с формированием как самого архитектурного, программного ядра системы, так и «первой линии» сервисов – приложений, встроенных в соцсеть «ВКонтакте», «Яндекс.Карты», чат-ботов в «Телеграм», а также отдельных мобильных приложений.
Вы ведете совместные проекты с Чувашией и Башкортостаном. Расскажите о вашем сотрудничестве.
Работа с партнерами из других регионов РФ ведется ИАЦ достаточно давно и плодотворно: наши системы внедрены в Чеченской Республике, Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Челябинской области, Тверской и Псковской областях и ряде других регионов. В 2020 году наша партнерская сеть расширилась контактами с Республикой Башкортостан и Чувашской Республикой – основой для этого взаимодействия послужило наличие у ИАЦ экспертного опыта в области создания ситуационных центров и систем поддержки принятия управленческих решений.
В Санкт-Петербурге такая система, получившая название «Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (ИС ИАО) работает с 2001 года. Благодаря оперативным доработкам этой системы, в 2020 году в условиях эпидемии коронавируса удалось оперативно наладить взаимодействие правительства Санкт-Петербурга со всеми региональными и федеральными ИОГВ. Система осуществляет непрерывный мониторинг, анализ и прогнозирование социально-экономического развития нашего региона, проводит сравнительный анализ нашего субъекта с Москвой, субъектами Северо-Западного федерального округа и страны в целом.
Жизнь продолжается, и в начале февраля появилась информация о новом проекте «Питомцы Санкт-Петербурга» на Портале госуслуг нашего города (gu.spb.ru). Поделитесь подробностями?
В разделе «Питомцы Санкт-Петербурга» представлена полезная информация о содержании животных в нашем городе. Здесь можно узнать, как получить услуги бесплатной вакцинации, зачем нужны регистрация и чипирование животного, какие правила выгула и транспортировки животных существуют, где найти ближайшую ветеринарную станцию или приют, как помочь диким и безнадзорным животным и многое другое. На специальной доске объявлений пользователи могут публиковать и просматривать информацию о пропаже или обнаружении животных, поиске добрых рук, донора крови, пары для питомца.
Это лишь один из новых разделов: портал активно развивается как в направлении предоставления проактивных услуг (когда пользователям, получавшим услуги, связанные, например, с рождением ребенка, выплатами для матерей или для многодетных семей, рекомендуются другие госуслуги, доступные в рамках определенной жизненной ситуации), так и в сегменте справочной информации для горожан. В рамках концепции «Госуслуги 2.0» в 2020 году на портале реализован электронный сервис предварительной записи на прием в МФЦ (с возможностью изменить или отменить созданную запись) и создан специальный раздел, где собрана вся важная информация о пандемии COVID-19: городские ограничения, рекомендации и меры профилактики коронавируса.
Какие планы у Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра на 2021 год?
В этом году однозначно будут серьезные проекты, связанные с развитием ИT-систем, – как в Санкт-Петербурге, так и в регионах России. Наш город находится в процессе переформатирования своей политики в области информатизации: если раньше многое делалось для развития взаимодействия чиновников между собой, то сейчас акцент смещается в зону так называемых городских сервисов.
К тому же пандемия показала, что нам нужны коммуникации между людьми, конструктивные связи, которые, в свою очередь, смогут определить, где именно в государственных информационных системах должны быть проведены необходимые городу изменения. При этом базой и источником данных для таких сервисов останутся разрабатываемые годами и десятилетиями городские информационные системы, являющиеся кровеносной системой государственного управления. А защита информации, в том числе и персональных данных граждан, разработка программных продуктов и высоконагруженных систем, построение систем поддержки управленческих решений, реализация проектов в области аналитики и прогнозирования – это те области, в которых ИАЦ заслужил высокую репутацию и, не сомневаюсь, 2021 год станет годом успешной реализации нашего потенциала.
Опубликовано 20.02.2021