УправлениеГоссектор

Государственный подрядчик

Ольга Попова | 20.02.2021
Андрей Овчаренко

Андрей Овчаренко

директор СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»

В 2020-м с проблемами столкнулся не только бизнес, госсектору также пришлось решать множество задач, ранее никем и никогда не решавшихся. О том, как в пандемию работал "СПБ ГУП ИАЦ" рассказывает его глава.

В 2020-м с проблемами столкнулся не только бизнес, госсектору также пришлось решать множество задач, ранее никем и никогда не решавшихся. О том, как в пандемию работало подведомственное Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга предприятие, рассказывает его глава Андрей Овчаренко.

Вы возглавляете СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» с 2018 года. Расскажите, каким для вашей организации стал 2020-й?

Год был, безусловно, непростым и наполненным событиями. Для нас важнейшими задачами стали: активное внедрение удаленных методов работы (как внутри ИАЦ, так и в государственных учреждениях города), перевод школьников на дистанционное обучение, обеспечение эпидемиологической безопасности города при приеме наших соотечественников, прибывающих из-за рубежа вывозными рейсами. И, конечно, развитие как городских, так и наших собственных проектов, внимание к которым ослабить мы не могли. При этом город, взяв на себя незапланированные крупномасштабные расходы на противодействие коронавирусу, был вынужден перераспределять средства, получаемые из разных региональных источников – это повлияло и на городской бюджет ИТ-сферы. В создавшихся из-за пандемии условиях финансирование практически всех проектов пострадало: выделенные ранее средства полностью или частично направлялись на общее дело по укреплению городского здравоохранения, и эта вынужденная мера существенно сократила в 2020 году бюджет отрасли. Мы провели ряд крупномасштабных структурных изменений в штате ИАЦ, которые позволили сохранить эффективность сопровождения государственных информационных систем, продолжать развитие важных для региона проектов по актуальным направлениям и разработать новые механизмы для контроля за соблюдением противоэпидемических мер.

Какие новые задачи появились у «СПб ИАЦ» с началом пандемии? Что было сделано в первую очередь?

Задачей первостепенной важности стала, безусловно, техническая организация работы на «удаленке»: достаточно сказать, что с началом пандемии примерно в 20–30 раз увеличилась нагрузка на видеоконференцсвязь, так как многие организации перевели в режим дистанционных конференций значительную часть своей совещательной работы. Для обеспечения коммуникации между сотрудниками органов власти Санкт-Петербурга мы развернули систему ВКС, облачное файловое хранилище и открыли доступ к инструментам совместного редактирования документов. Следующим этапом должен стать реализуемый нами проект Единого облачного рабочего места сотрудника органа власти, полномасштабное внедрение которого с учетом доработок по итогам пилотного этапа запланировано на второе полугодие 2021 года.

Второй сложной задачей стал перевод учителей и учеников в режим самоизоляции с последующим срочным переходом на дистанционное обучение. Одной из важнейших проблем, которую пришлось решать с введением удаленной работы школ, стала необходимость создания инструментальной базы для передачи знаний ученикам и управления учебным процессом. В кратчайшие сроки «Электронный дневник», ранее использовавшийся для решения простых задач (учителя выставляли в дневник оценки и заносили замечания), был преобразован в полноценный рабочий инструмент с широким спектром возможностей: начиная с планирования уроков, подбора и передачи учебного материала по всем предметам обучения, проведения тестирований – и заканчивая возможностями, позволяющими в случае необходимости перевести взаимодействие педагогов и учеников полностью в электронный формат. Это позволило более чем 500 000 учащихся и более 40 000 педагогов нашего города успешно завершить учебный год. Кроме того, благодаря перечисленным выше электронным инструментам подготовка к новому учебному году стала возможной в любых условиях.

Третьей задачей, не менее сложной и требовавшей как можно более оперативного решения, стало обеспечение эпидемиологической безопасности въезда наших соотечественников, которые прибывали вывозными рейсами, – и для этого было в кратчайшие сроки разработано специальное ПО. Была также запущена система контроля передвижения горожан общественным и личным транспортом.

Отдельно отмечу, что в мае 2020 года совместными усилиями с Комитетом по социальной политике нам удалось максимально быстро ввести в эксплуатацию электронную услугу по приему заявлений на денежную выплату малообеспеченным семьям на детей от трех до семи лет.

В конце марта, когда был объявлен локдаун и сотрудники государственных учреждений ушли на удаленную работу, какие еще срочные вопросы пришлось решать? Что было сделано?

По нашим оценкам, в пиковые периоды самоизоляции до 70% работников исполнительных органов власти Санкт-Петербурга осуществляли свои должностные обязанности в режиме «удаленки»: на рабочие места выходили те сотрудники, чьи задачи связаны с функционированием систем, не предполагающих доступ извне. По данным Комитета государственной службы и кадровой политики, численность сотрудников ИОГВ в нашем городе на тот момент (в марте 2020 года) составляла порядка 12 тысяч человек. Нам нужно было не только обеспечить доступ к государственным информационным системам для такого масштабного количества пользователей, но и сделать так, чтобы любой сотрудник мог из дома использовать те же ГИС, что и с рабочего места, с соблюдением всех требований информационной безопасности. Несколько дней потребовалось, чтобы развернуть высокопроизводительный криптошлюз для подключения в защищенную корпоративную сеть ИОГВ Санкт-Петербурга, расширить канал доступа к сети Интернет, провести глобальные изменения в схеме маршрутизации защищенной корпоративной сети для обеспечения персонального доступа сотрудников каждой организации (масштаб изменений связан с тем, что доступы к ГИС у каждой организации различаются). Затем в течение еще нескольких дней по заявкам, поданным ИОГВ, мы выпустили около восьми тысяч учетных записей и индивидуальных ключей для работников ИОГВ, была организована система передачи этих ключей конечным пользователям, подготовлены инструкции по настройке домашних компьютеров и получению защищенного доступа к ГИС по шифрованным каналам связи. Чтобы обеспечить защиту ГИС от возможных сетевых атак, на канале входа в защищенную сеть установили системы обнаружения вторжений, а также передовые системы противодействия комплексным угрозам и выявления целевых атак.

Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр в кратчайшие сроки создал информационную систему, которая позволила организовать учет в аэропорту всех прибывающих из-за рубежа жителей города. Сколько потребовалось времени на разработку? И как эта система помогла медикам?

Система была создана буквально в течение двух дней – в ее работе были задействованы сотрудники Роспотребнадзора и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Созданная система позволяла в сжатые сроки вносить данные о прибывших гражданах в единую базу, сверять информацию о выданных билетах с фактическими сведениями о прибывших пассажиров, оформлять и выдавать постановления Роспотребнадзора о соответствующих ограничениях, связанных с эпидемиологической обстановкой. Информация о рейсе поступала за день до прибытия борта, за это время формировались бригады ведомств, численностью 8–18 человек, для встречи прибывших. После первичного обследования (измерения температуры) на борту самолета, а также анкетирования людей на предмет адреса обязательного карантина, в специальной зоне аэропорта выполнялся забор материалов на анализ у прибывших. После прохождения паспортного контроля сотрудники Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Информационно-аналитического центра, а также Комитета по транспорту Петербурга распределяли всех по автобусам, которые доставляли людей до места проведения карантина. Разработанная нами система позволяла контролировать как прибытие соотечественников, так и формирование автобусов по направлениям и последующий контроль соблюдения карантина.

На прошедшем в октябре 2020 года совещании рабочей группы ИТ-руководителей регионов Российской Федерации «IT Диалог 2020» было сказано, что экосистема городских сервисов, создаваемая в Петербурге, способна обеспечить ежедневную коммуникацию между горожанами и властью. Какую роль в создании экосистемы играет ваше учреждение?

На текущий момент ИАЦ фактически стал проектным офисом этой системы, активным разработчиком концептуальных ее положений и непосредственным поставщиком программных решений. Это неслучайно, ведь сам подход к формированию экосистемы подразумевает следующее: взаимодействие петербуржцев с городом расширяется – в том числе благодаря тому, что жителям становится проще получить любые государственные цифровые услуги. Создавая новые каналы получения цифровых госуслуг, мы не только делаем их более доступными. Они становятся более востребованными – и в результате «государство как сервис» становится более привлекательным, удовлетворенность граждан растёт.

Экосистема городских сервисов интегрирует все региональные информационные системы, обеспечивающие оказание госуслуг в электронном виде, именно в рамках экосистемы конструируются новые интерфейсы для цифровых услуг, оказываемых в регионе. При этом центральным интегратором информационных систем региона является именно ИАЦ, за годы построения и развития государственных информационных систем Санкт-Петербурга накопивший уникальный и масштабный опыт в этой области.

Каталог городских цифровых сервисов (портал, входящий в структуру платформы) будет открыт и для внешних разработчиков. Таким образом, у широкого круга негосударственных разработчиков будет возможность создавать цифровые услуги, использующие закрытые данные из региональных государственных систем без нарушения законодательных ограничений по доступу к закрытой информации.

Сегодня наша задача – дать мощный старт экосистеме, план по развитию которой предусматривает постепенное ее введение в эксплуатацию в 2021–2024 годах, с формированием как самого архитектурного, программного ядра системы, так и «первой линии» сервисов – приложений, встроенных в соцсеть «ВКонтакте», «Яндекс.Карты», чат-ботов в «Телеграм», а также отдельных мобильных приложений.

Вы ведете совместные проекты с Чувашией и Башкортостаном. Расскажите о вашем сотрудничестве.

Работа с партнерами из других регионов РФ ведется ИАЦ достаточно давно и плодотворно: наши системы внедрены в Чеченской Республике, Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Челябинской области, Тверской и Псковской областях и ряде других регионов. В 2020 году наша партнерская сеть расширилась контактами с Республикой Башкортостан и Чувашской Республикой – основой для этого взаимодействия послужило наличие у ИАЦ экспертного опыта в области создания ситуационных центров и систем поддержки принятия управленческих решений.

В Санкт-Петербурге такая система, получившая название «Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (ИС ИАО) работает с 2001 года. Благодаря оперативным доработкам этой системы, в 2020 году в условиях эпидемии коронавируса удалось оперативно наладить взаимодействие правительства Санкт-Петербурга со всеми региональными и федеральными ИОГВ. Система осуществляет непрерывный мониторинг, анализ и прогнозирование социально-экономического развития нашего региона, проводит сравнительный анализ нашего субъекта с Москвой, субъектами Северо-Западного федерального округа и страны в целом.

Жизнь продолжается, и в начале февраля появилась информация о новом проекте «Питомцы Санкт-Петербурга» на Портале госуслуг нашего города (gu.spb.ru). Поделитесь подробностями?

В разделе «Питомцы Санкт-Петербурга» представлена полезная информация о содержании животных в нашем городе. Здесь можно узнать, как получить услуги бесплатной вакцинации, зачем нужны регистрация и чипирование животного, какие правила выгула и транспортировки животных существуют, где найти ближайшую ветеринарную станцию или приют, как помочь диким и безнадзорным животным и многое другое. На специальной доске объявлений пользователи могут публиковать и просматривать информацию о пропаже или обнаружении животных, поиске добрых рук, донора крови, пары для питомца.

Это лишь один из новых разделов: портал активно развивается как в направлении предоставления проактивных услуг (когда пользователям, получавшим услуги, связанные, например, с рождением ребенка, выплатами для матерей или для многодетных семей, рекомендуются другие госуслуги, доступные в рамках определенной жизненной ситуации), так и в сегменте справочной информации для горожан. В рамках концепции «Госуслуги 2.0» в 2020 году на портале реализован электронный сервис предварительной записи на прием в МФЦ (с возможностью изменить или отменить созданную запись) и создан специальный раздел, где собрана вся важная информация о пандемии COVID-19: городские ограничения, рекомендации и меры профилактики коронавируса.

Какие планы у Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра на 2021 год?

В этом году однозначно будут серьезные проекты, связанные с развитием ИT-систем, – как в Санкт-Петербурге, так и в регионах России. Наш город находится в процессе переформатирования своей политики в области информатизации: если раньше многое делалось для развития взаимодействия чиновников между собой, то сейчас акцент смещается в зону так называемых городских сервисов.

К тому же пандемия показала, что нам нужны коммуникации между людьми, конструктивные связи, которые, в свою очередь, смогут определить, где именно в государственных информационных системах должны быть проведены необходимые городу изменения. При этом базой и источником данных для таких сервисов останутся разрабатываемые годами и десятилетиями городские информационные системы, являющиеся кровеносной системой государственного управления. А защита информации, в том числе и персональных данных граждан, разработка программных продуктов и высоконагруженных систем, построение систем поддержки управленческих решений, реализация проектов в области аналитики и прогнозирования – это те области, в которых ИАЦ заслужил высокую репутацию и, не сомневаюсь, 2021 год станет годом успешной реализации нашего потенциала.


Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга Государственные информационные системы

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 02/2021], Подписка на журналы

Комментарии

Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга

Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга

Как Вы оцениваете работу предприятия, подведомственного Комитету по информатизации и связи, в сложном 2020 году? Как СПб ГУП «СПб ИАЦ» справился с новыми вызовами времени? Что Вы хотели бы особо отметить в работе коллег?

Как показал 2020-й, СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» стойко принял все вызовы этого непростого года. Несмотря на сокращение бюджетирования ряда государственных проектов и информационных систем, коллективом центра на высоком профессиональном уровне выполнялись все возложенные на предприятие задачи. В связи с пандемией коронавируса многие сотрудники ушли на удаленную работу, однако для государственных структур не было никакого выходного дня, не было «нерабочих дней». Работники центра трудились и в будние дни, и в субботу, и в воскресенье, многие даже круглосуточно – все это говорит о самоотверженности, с которой коллектив центра относится к своим обязанностям. Электронное правительство, информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений руководством региона, системное решение управленческих задач в рамках города федерального значения – по всем этим направлениям, за которые отвечает центр, работа велась непрерывно.

Несмотря на сложности, связанные с пандемией, предприятие активно продолжало международное сотрудничество и взаимодействие с регионами, в том числе в дистанционном формате. За спиной коллектива «Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра» – сложные проекты в области цифровизации государственных услуг и функций, а также разработка множества программных комплексов для широкого спектра назначений при автоматизации государственных учреждений и ведомств – и весь этот многолетний опыт позволяет центру тиражировать успешные практики в других регионах страны.

Достижения центра признаны экспертным сообществом: в 2020 году СПб ГУП «СПб ИАЦ» становился победителем и призером ряда конкурсов в сфере цифровых технологий. Так, проекты Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра приняли участие в конкурсе «ПРОФ-IT 2020» и принесли Санкт-Петербургу победу в семи номинациях.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00