УправлениеГоссектор

В Петербурге обсудили цифровизацию образования

Ольга Попова | 05.04.2021

В Петербурге обсудили цифровизацию образования

В настоящее время в городе виден ряд тревожных тенденций. Снижается количество выпускников школ, поступающих в ведущие вузы, сильные ученики уходят после 9-го класса, запросы рынка труда не соответствуют системе образования. Как решать проблемы?

2 апреля в правительственной резиденции К2 прошла стратегическая сессия, посвященная цифровой трансформации среднего образования. Мероприятие открыл вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин. Он обозначил существующие проблемы цифровизации государственного сектора и рассказал о том, что изменила в нем пандемия. Говоря о том, что сегодня школа перешла к огромному количеству образовательного контента, он подчеркнул, что при этом роль учителя незаслуженно снижена, и это необходимо исправлять. Именно учитель должен встать на первое место в образовательном процессе, а к 2030-му году образование в школе должно быть построено на личности преподавателя.

Цифровая трансформация системы образования предполагает действия по нескольким направлениям. Среди которых: формирование современной инфраструктуры образовательных организаций, предоставление в электронной форме услуг в сфере образования, таких, как например, отслеживание успеваемости и др., ведение электронных журналов, дневников, управление на основе данных, подготовка кадров для работы в цифровой образовательной среде.

На мероприятии обсудили шаги, которые необходимо предпринять для достижения показателей цифровой зрелости.

По словам вице-губернатора Ирины Потехиной, существует ряд факторов, которые требуют изменений в образовании. К ним относятся неограниченный доступ к информации, при этом плохо структурированный; стремительные (драматичные) изменения на рынке труда, за которым образование должно поспевать; появление самых разнообразных сервисов, в том числе и сервисов в образовании, в частном образовании, которые начинают жестко конкурировать с государственным образованием.

img

вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина

«Есть два и интересанта в том, как развивается система образования. Это семья и государство. Их цели в чем-то совпадают, в чем-то нет. Школа должна удовлетворить запрос и государства и семьи», – сказала вице-губернатор. По ее словам семья хочет равный доступ к хорошему образованию, реализации талантов ребенка, приобретения навыков, востребованных на рынке труда. Государство хочет, чтобы ребенок вырос патриотом, гражданином, сохраняющим базовые ценности, также государство хочет получить квалифицированные кадры, оно нуждается в талантах, которые могут придумывать и реализовывать прорывные технологии. Школа должна соединить эти ожидания в одну стратегию для обучения и воспитания детей. Что для этого нужно школе? В первую очередь – ресурсы. Поэтому 26% бюджета Санкт-Петербурга сегодня выделяется на образовательные цели.

По мнению Ирины Потехиной, в настоящее время в городе виден ряд тревожных тенденций. Во-первых, доля петербургских выпускников, поступающих в ведущие вузы города постоянно снижается, в университеты поступает все больше приезжих, обладающих лучшей подготовкой. Во-вторых, в колледжи растет конкурс на получение среднего специального образования. И зачастую очень сильные ученики покидают школу после 9-го класса, а в 10-11-х остаются слабые, которым впоследствии будет сложно конкурировать с приезжими и при поступлении в вуз, и при трудоустройстве. И третья проблема- несоответствие запросов рынка труда и системы образования.

Вице-губернатор считает, что в настоящий момент в городе существует разрыв между «цифровыми детьми и аналоговыми преподавателями», который надо закрывать и бороться с управленческими несовершенствами, чтобы действительно выйти на новый качественный уровень сферы образования в целом.

Одним из направлений, вызывающих много споров является обучение по индивидуальной траектории, потому что темп усвоения материала у детей разный. Так как государственное образование не умеет сегодня работать таким образом, это компенсируется частным образованием.

«Сегодня мы понимаем, что подготовка ребенка к успешности невозможна, если школа не будет выходить за пределы школы. Наш город должен стать образовательным пространством, в котором дети и преподаватели смогут жить и учиться», - сказала Ирина Потехина.

В мероприятии участвовали научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка, президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума» в Санкт-Петербурге Андрей Курпатов, директор института педагогики СПБГУ, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова, президент Ассоциации кружков, руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения Национальной технологической инициативы Алексей Федосеев, а также доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская.

img

Андрей Курпатов

«Цифровой волной» назвал доктор Курпатов состояние, при котором психика меняется под воздействием цифровой среды. Он уверен, что сегодня дети получают в основном поверхностные знания. У детей утрачиваются авторитеты. Нарастает отсутствие доверия к источникам информации. Уходят навыки коммуникаций. Это приводит к тому, что исчезает способность учиться. Такую ситуацию доктор Курпатов считает «цифровым аутизмом». Он представил данные исследований, согласно которым у современного ребенка самый низкий уровень счастья за день отмечается в школе. Это тревожный фактор, который нельзя оставлять без внимания.

После обсуждения текущих задач и проблем отрасли, эксперты, представители системы образования, учителей, родителей разделились на группы, призванные методом командной игры сформировать образ цифрового будущего для школ, родителей и государства.

На вопрос, как будет выглядеть образование в 2030 году, ответили, обозначив 15 главных направлений развития отрасли. В первую пятерку вошли:

  • новое качество кадров;

  • эффективная открытая образовательная среда;

  • комфортная среда для обучения;

  • бесшовный переход из школы на следующую ступень образования, в контексте четкого понимания подростком сферы своих интересов;

  • гибкое нормативное регулирование и управление.

Эти направления станут приоритетными в обсуждении и принятии решений, касающихся цифровой трансформации образовательной сферы.

«Я считаю, что концепты, которые озвучили эксперты, действительно расширяют кругозор, помогают спрогнозировать модернизацию образования. И мы, в свою очередь будем помогать решать эти задачи с помощью цифровых технологий», - сказал вице-губернатор Станислав Казарин, отвечая на вопросы прессы.

В ближайшее время запланированы стратегические сессии по определению дорожных карт цифровой трансформации здравоохранения, ЖКХ и других отраслей жизни Санкт-Петербурга.

Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга Цифровая трансформация Образование


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Conversations – конференция для бизнеса и разработчиков
ОНЛАЙН
12 900 руб
21.06.2021 — 22.06.2021
09:00–18:00
Apple Tech Business Week
Санкт-Петербург, IT-пространство для бизнеса Resonance Space
22.06.2021 — 24.06.2021
VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00