Практики цифрового развития

Логотип компании
29.10.2021Автор
Реализация любого проекта, в том числе государственного, зависит от многих факторов. Наличие средств и современных технологий не всегда обеспечат требуемый результат. Поэтому слаженная работа команды и грамотный менеджмент — обязательные элементы успешного проекта.

О том, как проходит цифровизация в Мурманской области, о приоритетах и проблемах рассказывает первый вице-губернатор Оксана Демченко.

Мурманская область стала одним из регионов-лидеров по уровню цифровизации. Как удалось достичь таких показателей?

В основном за счет четко спланированной работы по выполнению проекта «Умный город». Поскольку наш губернатор Андрей Чибис является идеологом и основоположником проекта, было понятно, какие шаги необходимо предпринять в Мурманской области. Когда появилась возможность осуществить этот проект, был принят ряд важнейших решений. Так, его реализация проходила не на муниципальном, а на региональном уровне с подключением всех муниципалитетов. Внедрение решений «Умного города» провели в кратчайшие сроки, а не за четыре года. Кроме того финансировался проект из регионального бюджета без нагрузки на наши муниципалитеты. Это во многом и позволило столь быстро приступить к внедрению отраслевых систем в таких сферах, как общественный транспорт, инвестиционная деятельность, ЖКХ, туризм, безопасность и, конечно, взаимодействие с жителями области.

Какие государственные проекты в области работы с данными и цифровизации процессов вы считаете приоритетными для вашего региона?

Мы двигаемся исходя из определенной логики: прежде всего, следовало наладить обратную связь с жителями, для чего и был создан региональный портал «Наш Север». За два года функционирования ресурса обработано более 25 000 сообщений, проведено 70 голосований. Накопленная аналитика помогла вычленить системные проблемы и определить следующие приоритетные отрасли цифровизации. Яркий пример такого подхода — «Система мониторинга уборки территорий Мурманской области», ведь тема уборки дорог и дворов от снега и наледи всегда входила в топ-3 проблем жителей.

Сегодня система позволяет мониторить коммунальную технику в режиме онлайн, формировать задания на уборку по 120 видам работ и контролировать исполнение условий договоров с предприятиями на основе навигационных данных, фото- и видеофиксации, причем не только по механизированной, но и по ручной уборке дорог и объектов. С начала промышленной эксплуатации мы контролируем 650 единиц техники на всей территории региона, сформировано более 22 000 заданий на уборку и содержание дорог. А для жителей создали своеобразное «зеркало» системы, где в открытом доступе можно отслеживать как технику, так и запланированный график уборки. Благодаря такому подходу удалось на 10% сократить число жалоб по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. По этому же принципу активно работаем над темой ЖКХ и общественного транспорта. Поскольку обратная связь и процесс внедрения отраслевых систем уже отлажены, в 2022 году планируем сконцентрироваться на системах безопасности.

Проект создания и внедрения «Единой цифровой платформы управления регионом» (ЕЦПУР) стал призером всероссийского конкурса «Проектный Олимп 2021». Расскажите о нем подробнее.

Это был первый опыт участия в отраслевом конкурсе. Работа над ЕЦПУР началась по инициативе нашего губернатора. Разработчик Единой цифровой платформы — министерство цифрового развития Мурманской области. Технологическим партнером выступила госкорпорация «Росатом» в лице АО «Русатом инфраструктурные решения». К ЕЦПУР подключены все заинтересованные ведомства. Сотрудники обучаются новым алгоритмам взаимодействия в рамках единой системы, формируют для разработчика отзывы о качестве визуализации и алгоритмов. В рамках проекта исследовали текущую техническую и информационную обеспеченность, бизнес-процессы, форматы данных и интерфейсы органов власти для того, чтобы уточнить требования к составу и технологиям сбора данных в единое хранилище. Важно было организовать интеграционное взаимодействие на базе ЕЦПУР всех информационных систем.

Помимо интеграции данных в системе, с помощью ЕЦПУР осуществляется оперативный контроль важнейших направлений развития области: национальные проекты, дорожные карты по приоритетам губернатора, план «На Севере — жить!», внутренние поручения губернатора и его заместителей по итогам выездных проверок в муниципалитеты, а также по строительству объектов, благоустройству, ремонту дорог — все эти процессы происходят онлайн, включая видеонаблюдение. Эффективность системы еще предстоит оценить, но уже сейчас мы видим экономию в 100 человеко-часов в неделю для осуществления контроля. Это позволяет высвобождать время для новых задач.

Систему внедрили в сжатые сроки. Добавляла сложности и географическая разрозненность: проект охватывает всю территорию Мурманской области, в том числе удаленные населенные пункты. Кроме того, следовало учесть особенности работы органов власти, деятельность которых не должна прерываться при переключении с одной цифровой системы на другую, необходима была и предварительная модернизация и последующая интеграция на единой цифровой платформе 14 действующих и шести новых информационных систем с большим объемом данных.

Мурманская область вышла на вторую позицию среди 85 субъектов РФ в рейтинге по обеспечению доступности массовых социально значимых услуг в электронном виде. Это высокий показатель. Как смогли его получить?

Если кратко, это результат планомерной работы специалистов органов власти и органов местного самоуправления Мурманской области в данном направлении с декабря 2020 года.

Если подробнее, то в конце 2020 года Минцифра России предложила регионам новый инструмент — Платформу государственных сервисов, или сокращенно ПГС. Использование ПГС предполагает, что все портальные формы из перечня массовых социально значимых услуг — МСЗУ, централизованно разрабатываются Минцифрой, а регионы обеспечивают процедуру подключения к ним и оказание услуг либо непосредственно в ПГС, либо путем интеграции отраслевых ВИС. В Мурманской области было принято компромиссное решение. Органы власти, которые уже создали и используют собственные, достаточно серьезные и функциональные информационные системы, идут путем интеграции. Это такие крупные ведомства, как министерство здравоохранения, министерство образования и науки, министерство труда и социально развития. Остальные ИОГВ, а также ОМСУ подключаются к ПГС.

Таким образом, с декабря 2020-го в регионе началась кропотливая подготовительная работа. Принято решение об использовании ПГС, подготовлено, согласовано с ИОГВ и заключено соглашение с Минцифрой России, утвержден распоряжением губернатора региональный перечень МСЗУ, включающий 98 услуг, закреплена ответственность за исполнительными органами государственной власти за перевод и предоставление услуг в электронном формате, в том числе на муниципальном уровне. Выполнены необходимые технические требования по подключению к ПГС. Проделана большая работа по подключению к ПГС специалистов администраций муниципальных образований и их обучению, разработаны технические задания и заключены контракты на доработку отраслевых ВИС.

Все эти мероприятия проводились согласованно, комплексно, что и обеспечило своевременный вывод массовых социально значимых услуг на единый портал. В настоящее время 75 услуг доступно для получения в электронном формате на ЕПГУ. Работы по переводу всех 98 массовых социально значимых услуг Мурманской области планируется завершить до конца 2021 года.

Что находится в ЦУР Мурманской области?

ЦУР Мурманской области — это точка сбора, интеграции всех отраслевых решений, своеобразный цифровой двойник области. Концептуально наша работа делится на три крупных блока. Первый — взаимодействие с жителями. Второй — социально-экономический блок, также включающий большое количество отраслевых информационных систем, данные из которых объединены на Единой цифровой платформе управления регионом. Это системы, составляющие основной массив данных, связанные между собой и в том числе направленные на решение проблем жителей. Третий блок — системы обеспечения безопасности населения, предусматривающие оперативное выявление и реагирование на инциденты.

Если у меня была бы возможность провести для вас экскурсию, я бы показала все продукты, представленные в нашей интерактивной экспозиции на первом этаже ЦУР. Вот, например, инвестиционный портал Мурманской области предназначен для привлечения инвесторов к развитию региона, комплексного информирования о потенциале развития области, вовлечения в развитие региона и местного населения.

Мы достаточно много внимания уделяем цифровизации городского хозяйства. Еще один инструмент ЦУР — система мониторинга уборки территорий Мурманской области, одна из приоритетных, что напрямую связано с погодными условиями. Система предназначена для обеспечения комплексного мониторинга процессов уборки территорий муниципальных образований, а также автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. С ее помощью определяется исполнение условий государственных, муниципальных заданий и договоров предприятий — участников информационного взаимодействия. Ведется постоянный контроль на основе навигационных данных, фото- и видеофиксации, информации, внесенной диспетчером и специалистами по уборке; прогнозирования необходимого объема средств и сил для уборки объектов инфраструктуры; обеспечения поддержки принятия управленческих решений. Мы даже можем контролировать ручную уборку через мобильное приложение.

Мы стараемся максимально использовать отраслевые системы не только для решения проблем жителей, но и для оперативного информирования, поэтому на региональном портале «Наш Север» запущено «зеркало» СМУТ, позволяющее любому человеку отслеживать уборку городов Мурманской области. В целом портал «Наш Север» — это наша региональная площадка, запущенная в 2019 году для вовлечения жителей в развитие региона. Любой житель Мурманской области может сообщить о проблеме — от ненадлежащей уборки подъездов и неубранного снега во дворах до некачественного питания в школах или детских садах. Сейчас «Наш Север» — одна из немногих систем, интегрированная с платформой обратной связи на ЕПГУ «Решаем вместе». Можно также принять участие в голосованиях по различным вопросам, выступить с инициативой по благоустройству, ознакомиться со статусом реализации проектов комфортной городской среды и всегда быть в курсе текущих работ.

И это не единственный наш инструмент. Для того чтобы всегда знать, что волнует жителей Мурманской области и иметь возможность четко отрабатывать возникающие проблемы, сотрудники Центра управления регионом составляют ежедневные и еженедельные отчеты для губернатора и его заместителей, используя различные источники, включая социальные сети. Кроме того, разработана методология рейтингования ИОГВ и ОМСУ по взаимодействию с жителями. Сейчас мы делимся этой практикой с другими регионами.

В рамках АПК «Безопасный город», реализуемого на территории Мурманской области, внедряется восемь информационных систем — это Интеллектуальная система жилищно-коммунального хозяйства, Интеллектуальная транспортная система, Система видеонаблюдения и видеоаналитики, Фотовидеофиксация нарушений правил дорожного движения, Система мониторинга атмосферного воздуха, техногенных угроз и Региональная платформа. Все они заведены в ЦУР, поэтому мы и говорим, что для нас Центр управления регионом — это аккумулятор ресурсов.

Как продвигается проект «Цифровой туристический гид Мурманской области»?

Недавно этот проект принял участие во Всероссийском форуме «ПРОФ-IT» и занял второе место в номинации «Культура». Поэтому можно сказать, что проект продвигается и растет.

Портал создавался не только как рекламная площадка, а как экосистема, позволяющая управлять турпродуктом, оценивать его качество, формировать спрос, создавать рейтинги и многое другое. Это единая развивающаяся платформа, на которая ежедневно появляются новые сервисы и продукты.

Цифровой туристический гид murmansk.travel содержит самую полную информацию о туристическом потенциале региона. Ресурс поможет северянам и гостям Кольского полуострова спланировать идеальное путешествие в зависимости от сроков, интересов и целей поездки.

Туристический гид позволяет в удобном формате изучить подборки объектов, событий и маршрутов по различным видам туризма: гастрономическому, экологическому, промышленному, паломническому, этнографическому, познавательному и активному.

Пользователям доступен каталог отелей, ресторанов, музеев, театров, исторических и природных памятников с полной информацией об объектах, их режиме работы и мероприятий каждого района области, здесь можно отслеживать прогноз северного сияния.

Для удобства наших гостей мы реализовали маркетплейс с возможностью сразу оплачивать понравившиеся экскурсии, авиабилеты, бронировать гостиницы. И самое главное — мы будет видеть, как работает каждый участник рынка, и в зависимости от этого поддерживать, стимулировать, повышать качество сервиса.

В эпоху цифровизации перед руководителями ИТ-служб предприятий и учреждений встают новые задачи. Какие цифровые технологии, на ваш взгляд, необходимы в госсекторе?

Я бы отметила искусственный интеллект. Надеюсь, что в скором будущем эта технология станет настоящим помощником в принятии решений. В 2022 году мы планируем пилотировать Систему поддержки принятия врачебных решений на базе ИИ — система анализирует медицинские снимки и позволяет на ранних стадиях выявлять онкологические патологии.

Проблемы межведомственного взаимодействия обсуждаются давно, но серьезного прогресса пока незаметно. Как обстоят дела у вас?

Если мы говорим о СМЭВ, то с 2012 года на территории региона для межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг используется система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Для органов власти и местного самоуправления, не имеющих своих информационных систем, межведомственное взаимодействие по каналам СМЭВ организовано министерством цифрового развития Мурманской области в автоматизированной информационной системе межведомственного взаимодействия «Смарт-Роут». К ней подключены все ИОГВ и ОМСУ. Кроме того, в данной системе организовано взаимодействие с Управлением ПФР по Мурманской области в части получения данных, для которых не разработаны соответствующие виды сведений.

Да, еще остаются проблемы, связанные с электронным взаимодействием. Сейчас не все документы и сведения, необходимые для предоставления услуг, можно получить по каналам СМЭВ, и причина в том, что еще не разработаны соответствующие виды сведений или на федеральном уровне формально отсутствуют закрепленные нормы по доступу к ним. Но это проблемы решаемые.

Что касается межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг в МФЦ, в 2020 году на региональном уровне было принято решение о передаче функций по приему документов для получения услуг социальной сферы в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы».

Для сокращения времени приема документов и бумажного документооборота между центрами «Мои документы» и центрами социальной защиты населения в муниципалитетах направление принятых заявлений и документов осуществляется с использованием защищенного канала электронного взаимодействия с помощью ПО VipNet («Деловая почта») без дублирования документов на бумажных носителях.

Организация безбумажного документооборота с использованием единой АИС МФЦ и защищенного канала связи позволила предоставлять государственные услуги социальной сферы по экстерриториальному принципу, независимо от места жительства граждан на территории Мурманской области, что ранее было невозможно при обращении граждан в центры социальной поддержки населения.

Если же вы спрашиваете о межведомственном обмене электронными документами служебной переписки, или так называемом ЮЗЭДО, то наш регион уже более 10 лет использует и развивает систему электронного документооборота Правительства Мурманской области.

В единой базе данных СЭДО ведут свой документооборот Правительство и все ИОГВ Мурманской области. СЭДО интегрирована с Федеральной системой межведомственного электронного документооборота (МЭДО). По МЭДО в электронном виде поступают НПА Правительства РФ и Президента РФ, обращения граждан из Администрации Президента РФ, проекты законов РФ и осуществляется двухсторонний обмен документами с государственными органами и организациями РФ.

Также СЭДО интегрирована с сайтом Президента РФ и сайтом «Общественная приемная граждан Правительства Мурманской области». К СЭДО подключены приемные администраций всех муниципальных образований региона.

В системе реализованы механизмы согласования/подписания документов и НПА в электронном виде, ведется юридически значимый электронный документооборот с использованием УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи). От общего числа издаваемых всеми исполнительными органами государственной власти региона документов более 85% составляют именно электронные документы, подписанные ЭП.

В любом случае, можно сказать, что в Мурманской области сформирована серьезная база для дальнейшего развития электронного межведомственного взаимодействия органов власти различного уровня как в части СМЭВ, так и в части ЮЗЭДО.

Можно ли дать общую картину проблем, характерных для цифровизации в госорганах?

У каждой системы есть функциональный заказчик, то есть исполнительный орган государственной власти, та или иная деятельность которого является объектом автоматизации. И основная проблема — это сопротивление со стороны ИОГВ и ОМСУ.

Как реализуется в области государственная стратегия по импортозамещению в сфере ИТ? Устраивает ли качество российских продуктов?

Все наши информационные системы отечественные, качество устраивает. Импортозамещение дало свой толчок ИТ-отрасли в России, на рынке много компаний, которые делают хорошие продукты. Нередко отраслевые специалисты увлекаются темой цифровизации и создают свои ИТ-стартапы — как правило, глубокое знание своей отрасли положительно влияет на функциональность и удобство систем.

Для развития информационных технологий необходимо постоянное обновление инфраструктуры. Хватает ли денег?

В части инфраструктуры у нас есть хорошие партнеры, и мы открыты для разных путей софинансирования крупных проектов, в том числе используя механизмы ГЧП, сервисные модели и т. д. Буквально две недели назад заключили соглашение с ПАО «Ростелеком» о строительстве первого Арктического Центра обработки данных на территории Мурманской области.

Какие крупные цифровые проекты планируете реализовать?

В 2022 году планируем сконцентрироваться на системах безопасности населения. В первую очередь — это видеонаблюдение с видеоаналитикой, причем не только в городах, но и в медицинских учреждениях, в том числе для контроля за очередями.

Похожие статьи