Елена Семенова: «Нельзя быть умным наполовину»

Логотип компании
Уже несколько лет компания «Русатом Инфраструктурные решения» занимается развитием платформы «Умный город», которая, по сути, масштабирует экосистемный подход на целые населенные пункты. В чем цель этого проекта и как он реализуется?

Плюсы экосистемного подхода очевидны: взаимодействие элементов или продуктов, изначально созданных для совместного функционирования, даст больший эффект, чем работа «зоопарка». Уже несколько лет компания «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в госкорпорацию «Росатом») занимается развитием платформы «Умный город», которая, по сути, масштабирует экосистемный подход на целые населенные пункты. В чем цель этого проекта и как он реализуется, нам рассказала Елена Семенова, GR-директор АО «Цифровые платформы и решения Умного города» (дивизион РИР).

Вы долгое время работали в Минстрое и являетесь одним из разработчиков стандарта «Умного города». Как он создавался?

Проект «Умный город» был инициирован в 2018 году. Стандарт разрабатывался приблизительно три-четыре месяца. В то время не было единого мнения, как это должно быть. Но в процессе разработки мы определили несколько основных направлений развития. В первую очередь обратили внимание на обратную связь с горожанами. В процессе разработки мы отчасти ориентировались на московскую платформу «Активный гражданин» и портал «Добродел» правительства Московской области.

Также мы внесли в стандарт мероприятия по формированию комфортной городской среды, в том числе и общественных пространств, а также уделили внимание общественной безопасности, инфраструктуре связи, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной системе, соцуслугам, экономике и туризму.

На тот момент мы сознательно не стали включать в стандарт образование, медицину культуру и другие направления, поскольку тот вариант стандарта был базовым. В прошлом году мы добавили эти области в новый, значительно расширенный вариант «Умного города». Теперь в стандарте 18 разделов, а начинали мы с восьми. И работа над улучшением и развитием стандарта продолжается. Наша конечная цель — с помощью нашей платформы сделать города максимально удобными. Результаты внедрения платформы «Умный город» должны восприниматься абсолютно естественно, а процесс внедрения и функционирования технологий должен быть незаметен для жителей.

При этом руководству региона важно понимать, что не все сервисы «Умного города» монетизируются — отчасти это «социальная история».

Проводилась ли оценка IQ городов? Если проводилась, какие критерии для этого используются?

Первый замер IQ городов мы произвели в 2019-м. В качестве критериев оценки взяли направления из базовой версии стандарта. Тогда в замере участвовало порядка 200 городов. Мы ранжировали их по различным параметрам, в частности по численности. Все-таки некорректно сравнивать Москву или миллионники, например Воронеж, с небольшими городами.

При подсчете IQ мы учитывали не только количество внедренных технологий или аппаратных решений. Простой пример: в городе установлено много камер видеонаблюдения, но если с ростом их числа не уменьшается количество ДТП или преступлений, значит, это внедрение нельзя считать результативным.

Хочется добавить, что замер IQ должен быть не просто показателем, который «лучше, чем у соседей», а инструментом развития города. Результаты таких исследований наглядно показывают, по каким направлениям есть недоработки, которые необходимо устранить. Хотя полностью замыкаться на себе тоже не стоит. Если у другого города IQ выше и растет — можно брать с них пример, обмениваться опытом.

Какова роль государственных органов и регуляторных организаций в развитии концепции «Умный город»? Как вы взаимодействуете с Минстроем России и другими ведомствами?

Практически все ФОИВ участвуют в формировании и развитии «Умного города». В вопросах, связанных с транспортом, помогает Минтранс, например. А с МЧС мы много общались на тему безопасности. Такой подход помогает избегать дублирования систем. К сожалению, из-за того, что с некоторыми ведомствами непросто интегрироваться (в первую очередь это силовые ведомства, система Минздрава тоже достаточно закрытая) имеют место так называемые колодцы.

Участие госорганов я расцениваю исключительно положительно. Хороший пример — уже упоминавшая платформа обратной связи. До 2018 года регионы развивали какие-то свои системы такого рода. После того как подключилось Минцифры, вопрос перешел на федеральный уровень и в результате появилась единая, доступная всем платформа.

Что касается Минстроя, там есть рабочая группа по «Умному городу» и комитеты по всем направлениям стандарта, с которыми мы теснейшим образом взаимодействуем.

Вы координировала проект в разных регионах России. Есть ли отличия в реализации в зависимости от региона? Готовы ли российские города к внедрению?

Регионы действительно заметно различаются по степени цифровизации. Но решающим фактором в вопросе внедрения «Умного города» является не это. На одной из конференций мы проводили опрос, интересовались, что нужно для успешной реализации подобных проектов. Практически все ответили: «Воля руководства региона». Я с этим согласна. Если губернатор поставит такую цель, найдутся и бюджеты, и другие ресурсы. На данный момент в лидерах по внедрению Московская, Белгородская и Калужская области, Тюмень, Мурманск, Якутия.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Российские города вполне готовы к внедрению нашей платформы. Но успех, повторюсь, зависит от воли руководства.

Расскажите о вызовах и ограничениях, связанных с реализацией проектов в различных регионах России, и как они могут быть преодолены?

В первую очередь это вопрос финансирования. Это не вызов последних полутора лет — он был и ранее.

А вот вопрос информационной безопасности встал очень остро. В последнее время значительно выросло количество атак и различных рисков. Раньше ИБ для многих, скажу откровенно, была на периферии внимания, но теперь к ней относятся очень серьезно.

Много проблем связано с импортозамещением. Из-за ухода вендоров и поставщиков часть оборудования и сервисов просто не работает. На то, что еще функционирует, мы, к сожалению, не можем полагаться из-за соображений безопасности, не только информационной. Ведь это связано в том числе и с критичной инфраструктурой. И тем не менее западные решения продолжают где-то использоваться, так как их пока не смогли заменить.

Сейчас готовится проект постановления, благодаря которому ресурсоснабжающим организациям в сфере тепло- и водоснабжения средства, сэкономленные при внедрении решений для автоматизации, можно будет, условно говоря, оставить себе и направить на дальнейшую цифровизацию или замену оборудования. Это к вопросу о преодолении проблем.

Часто в регионах не хватает методической поддержки. Как вы можете помочь?

Мы проводим свои вебинары, круглые столы, конференции, участвуем в отраслевых форумах, мероприятиях Минстроя. Конечно, мы всегда готовы помочь заказчикам, посмотреть на задачу, сказать, что нужно, а что нет. К слову, внедрение «Умного города» в Воронеже началось на одной из конференций. Воронежская делегация обратилась к коллегам из Железноводска с просьбой о консультации.

Всех уполномоченных сотрудников заказчика мы в обязательном порядке обучаем пользоваться теми или иными системами.

Как стандарт «Умного города» влияет на девелоперов и застройщиков?

Раздел по строительным мероприятиям появился в нашем стандарте только в прошлом году. В нем два мероприятия: связанные с разработкой региональных стандартов комфортности жилья и связанные с использованием ГИС.

Крупные застройщики давно внедряют различные цифровые решения: чаты, приложения, автоматическую передачу приборов учета. Но обязательными эти меры не являлись. Очевидно, что если сделать их обязательными, это напрямую скажется на стоимости квадратного метра жилья. Именно поэтому внесли предложение о наличии отдельных региональных стандартов комфорта. Если есть какие-то технологии, не влияющие критично на стоимость жилья, думаю, застройщики сами их внедрят. Ведь в перспективе это удешевляет эксплуатацию.

А главным фактором, влияющим на девелоперов и застройщиков, я считаю рынок — он их «отрегулирует» эффективнее, чем госрекомендации.

Проблема последних лет — массовая многоэтажная застройка без учета инфраструктуры, транспортной доступности. Один из наиболее известных примеров — Мурино в Ленинградской области. Как в таком случае может помочь «Умный город»?

Уже несколько лет в России реализуется интеллектуальная транспортная система, направленная на регулирование транспортных потоков. У нас тоже есть решения, связанные с ней.

В остальном же сложно говорить об абстрактной ситуации. Каждую ситуацию нужно детально разбирать на местах, чтобы понять конкретные причины проблемы и выработать адекватные меры реагирования на нее. Но в любом случае это потребует времени.

Кто на местах руководит проектами по внедрению «умных» технологий в инфраструктуру?

Когда мы начинали проект в 2018 году, то просили назначать ответственных за него в регионе. Тогда это были представители разных ведомств, были и представители ЖКХ, и те, кто занимается цифровыми проектами. Просто потому что «цифрой» тогда занимались немногие. Сейчас ситуация изменилась. Наши основные контрагенты — представители Минцифры. Это хорошо, поскольку цифровые проекты их профиль. Но в идеальной ситуации во внедрении и развитии «Умного города» участвуют представители разных структур, каждый по своей специализации. Согласитесь, в вопросах транспорта, например, лучше других разбирается Минтранс. И так далее.

Читайте также
Какие видеоконференц-сервисы представлены на российском рынке? Сопоставимы ли по своим возможностям российские продукты с зарубежными? О наиболее заметных участниках рынка программных ВКС - в материале IT-World.

Сейчас крайне мало развитых сфер, где не используется искусственный интеллект. При этом специалисты все больше говорят о рисках, связанных с ним. Насколько это обоснованные опасения?

Использование искусственного интеллекта неизбежно. Он позволяет делать то, что невозможно или крайне затруднительно сделать живому специалисту. К примеру, обработать изображения с сотен городских камер в реальном времени — человек вряд ли сможет столько отсмотреть. В наших проектах искусственный интеллект тоже используется.

Не думаю, что искусственный интеллект сможет полностью заменить человека. Важные решения должны приниматься людьми. А риски, о которых говорят специалисты, мне кажутся завышенными.

Какие изменения были внесены в концепцию «Умного города» в последние годы и какие новые технологии и решения были внедрены в этой сфере?

Если говорить о концепции, то она не менялась: главное — направленность на человека, та самая клиентоцентричность. Реализация этой концепции меняется в сторону расширения, добавляются новые направления развития. Все области городской жизни должны быть охвачены. Нельзя считать «умным» город с развитым сектором ЖКХ, но отсталым транспортом — нельзя быть умным наполовину.

В последние полтора года активно развивались беспилотники. К сожалению, сейчас это направление «на паузе» по причинам, связанным с безопасностью.

Очень часто нас спрашивают о цифровых двойниках. Конечно, идеальных цифровых двойников у нас пока нет. Не хватает предиктивной аналитики. Но достаточно детализированные, многослойные есть. Например, в Сарове.

Расскажите о планах и перспективах развития проектов «Умного города» в будущем.

В первую очередь мы продолжаем внедрять «Умный город» в новых городах и регионах, развивать уже существующие проекты и системы. Могу отметить плодотворную работу с Курской, Белгородской, Вологодской областями, Ставропольским краем.

Мы очень активно развиваем интеллектуальную транспортную систему, особенно это касается аспекта безопасности. Также у нас есть IoT-платформа. Это решение мы в первую очередь опробовали на себе: автоматизировали инженерные системы, сэкономили 16% электроэнергии.

Опубликовано 01.06.2023

Похожие статьи