Критерии и технологии "умного" государства

Логотип компании
Критерии и технологии "умного" государства
Как помочь городам стать более устойчивыми, экологически чистыми, безопасными и удобными для жизни жителей.

В XXI веке нас окружают умные вещи. Умный дом, умный телефон, умный телевизор. Даже чайник с пылесосом “поумнели”. Эта тенденция наблюдается и в более широком масштабе, на уровне городов и целых государств. Городские власти стремятся сделать проживание горожан более комфортным и безопасным, реализуют платформы по управлению транспортными потоками, коммунальными услугами и инструменты для удобного и прозрачного взаимодействия бизнеса и простых граждан с чиновниками. На уровне отдельных регионов и общефедеральном стоят более масштабные задачи - сделать доступными государственные сервисы онлайн, учесть потребности граждан с ограниченными возможностями, сделать бизнес-процессы и документооборот максимально автоматизированными и эффективными.

Цифровизация и умные города не только упрощают жизнь граждан, но и помогают решать сложные проблемы городов и регионов. Например, умные системы управления транспортными потоками и стоянками могут уменьшить загруженность дорог и резко сократить количество аварий. Системы мониторинга состояния окружающей среды могут определить наличие вредных веществ в воздухе и управлять системами очистки в режиме реального времени. Аналитические системы могут помочь оптимизировать городское планирование и улучшить благоустройство городской среды в целом.

Таким образом, цифровизация и умные города - это не только средства повышения комфорта и удобства жизни граждан, но и инструменты, которые позволяют городам и регионам стать более устойчивыми, безопасными, экономически эффективными, доступными и привлекательными для желающих здесь жить, работать и инвестировать.

Однако, цифровизация и умные города также могут вызвать определенные проблемы, связанные с защитой данных и приватности граждан. Поэтому важно, чтобы города и правительства обеспечивали высокий уровень защиты персональных данных и свободу граждан в их использовании. Также следует учитывать социальные и экономические последствия цифровой трансформации, в частности, возможное увеличение разрыва между крупными и малыми городами, а также риск потери рабочих мест при автоматизации производства и бизнес-процессов.

В целом, цифровизация и построение умных городов являются необходимыми процессами, которые могут помочь городам стать более устойчивыми, экологически чистыми, безопасными и удобными для жизни жителей. Однако, для того чтобы добиться успеха в этом деле, необходимо тщательно проанализировать технологические, социальные и экономические аспекты цифровизации и грамотно реализовать проекты по умному городу, учитывая потребности и интересы жителей, бизнеса и государства.

Флагманы цифровизации

Светлана Перминова, директор компании Ujin, считает, что на востребованность властями решений для умного города влияют рейтинги. “В части умного города, больше всего решений реализовано в тех сферах, которые имеют свои показатели в рейтинге IQ-городов, например, городское управление, транспорт, общественная безопасность. А сферам, напрямую не отражающимся в рейтинге, уделяется меньше внимания, например, комфорту проживания в многоквартирных домах, качеству жилищных и коммунальных услуг”, - утверждает она, - “Однако сегодня на рынке уже представлены разнообразные ИТ-решения, которые, с одной стороны, обеспечивают гражданам новый уровень качества жизни в многоквартирных домах, дополнительную безопасность, комфорт, высокий уровень доступности современных технологий, простоту и удобство использования цифровых сервисов. С другой стороны, они дают управляющим и ресурсоснабжающим организациям инструмент для цифровизации и автоматизации бизнес-процессов, повышения эффективности эксплуатации, управления оборудованием и инженерными системами зданий, повышения прозрачности работы и, как следствие, снижения расходов и роста удовлетворенности и лояльности клиентов”. По ее словам, в строительстве и ЖКХ сегодня происходит внедрение цифровых инструментов на всех этапах: от проектирования здания до его эксплуатации. Формируется переход на создание цифровых двойников, применяются цифровые сервисы для организации бизнес-процессов, на первый план выходят платформенные решения для эффективной эксплуатации умных зданий.

Светлана Перминова (Ujin)
Светлана Перминова (Ujin)

Потребность в цифровизации стабильно высокая, и обусловлено это необходимостью повышения эффективности и прозрачности работы. В последние годы, в том числе, актуальность запроса на внедрение новых технологий со стороны госсектора не снижается.

“В России очень хорошо развиты сервисы для населения. Они «развернуты» к человеку, созданы для него. Не многие страны могут похвастаться тем, что любой гражданин может в пару кликов получить нужную справку или документ. И эта сфера продолжает стремительно развиваться. Однако, во внутренних процессах государственных организаций я все еще вижу большую зону роста. Гиганты отрасли автоматизируют свои процессы, стараются внедрить больше технологий, которые делают их работу эффективнее и прозрачнее. А вот подведомства и небольшие организации все еще используют корпоративное ПО недостаточно интенсивно”, - добавляет Наталья Краснобаева, CEO компании Hopper IT.

Наталья Краснобаева (Hopper IT)
Наталья Краснобаева (Hopper IT)

Искусственный интеллект способен обрабатывать и анализировать большие объемы данных в кратчайшие сроки, что позволяет выявлять скрытые закономерности и тренды. Это особенно полезно для прогнозирования и планирования, а также для выявления аномалий и рисков. Например, алгоритмы машинного обучения могут помочь в определении оптимальных маршрутов движения транспорта (и уже делают это) или предсказании показателей экономического развития.

Желаемое и действительность

В каких сферах построение умных городов пока отстает от желаемых темпов? Об этом с нами поделилась мнением Анастасия Комарова заместитель руководителя – начальник отдела экономики и инвестиций представительства Правительства Ярославской области при Правительстве РФ. “Для департаментов, работающих в области экономики и инвестиций необходимы дашборды с обновляющимися данными о экономических показателях в регионе. Такие дашборды позволяют не только следить за динамикой показателей и держать их под оперативным контролем, но и принимать решения относительно открытия нового производства или распределения поддержки между местным предпринимательством исходя из долгосрочного влияния этих решений на все экономические показатели в регионе и в частности на показатели по нац.проектам и нац.целям. Но, к сожалению, пока все эти и другие инструменты внедряются в госсектор очень локально, я бы даже сказала «местечково», по инициативе отдельных сотрудников. Нам очень не хватает общих федеральных интеллектуальных ИТ- систем, а также обучения сотрудников «на местах» работе с этими системами. Также не хватает молодых, прогрессивных кадров и людей с предпринимательским, а не бюрократическим складом ума. Но здесь у меня большие надежды на такие карьерные лифты, как «Лидеры России» и совсем недавно запущенный госстарт.рф. Такие проекты формируют привлекательный имидж госслужбы в глазах молодежи и способствуют привлечению способных молодых людей к работе государственного служащего. А обновление кадрового состава способствует и внедрению современных цифровых и интеллектуальных технологий”, - комментирует она.

Анастасия Комарова (представительство Правительства Ярославской области при Правительстве РФ)
Анастасия Комарова (представительство Правительства Ярославской области при Правительстве РФ)
Конечно, говоря о цифровизации госсектора и о проблемах, с которыми она сталкивается, нельзя не сказать о политике импортозамещения. Мы не можем пользоваться продуктами разработанными резидентами «не дружественных стран», а в идеале должны использовать только отечественное ПО. Однако, отечественное ПО находится в стадии активного роста, другими словами, только начинает превращаться из идей и проектов на бумаге в реализованные и работающие системы. Это тоже замедляет цифровизацию госсектора в целом.

Опора на отечественное

Нельзя не отметить влияние политики импортозамещения в ИТ на цифровизацию российских регионов и городов. Умное государство можно и нужно строить с помощью отечественных продуктов и технологий, гарантирующих ИТ-суверенитет и национальную безопасность страны. “Российские компании, в первую очередь – государственные, начали переходить на отечественные операционные системы, офисные пакеты, веб-браузеры и средства информационной безопасности”, - напоминает Артур Зархи, CEO компании “Корпорация роботов”, - “Не обошло стороной импортозамещение и российских производителей компьютерной техники. В России множество компаний, которые занимаются разработкой компьютерного оборудования. На заводах изготавливаются пластиковые детали, металлические детали корпуса, жгуты и кабельные сборки, производится монтаж электронных компонентов и окончательная сборка продукции”. Основные трудности, по словам эксперта, заключаются в разработке законодательства, связанного с цифровизацией, подготовке кадров для решения текущих и перспективных задач, а также применяемости продуктов. “Однако эти трудности не непреодолимы. Все больше специалистов становятся задействованы в решении этих задач, и все более интересные подходы они используют”, - заключает он.

Артур Зархи (“Корпорация роботов”)
Артур Зархи (“Корпорация роботов”)

Нам нужна не просто замена привычных иностранных приложений и программ, а новые идеи, которые выведут страну вперед в этой сфере. Это включает в себя и пользовательские сервисы для использования в повседневной жизни, и более глобальные разработки для автоматизации производства, платформы для онлайн-обучения, финансовые инструменты.

Импортозамещение создает определенные трудности для разработчиков решений в сфере информационной безопасности. Это отмечает Максим Лапшин, технический директор компании Fussonic. “Законодательная база и требования в отношении решений безопасности и хранения персональных данных и биометрии, включая изображения лиц, меняются, и эти изменения идут в сторону ужесточения. С одной стороны, строгие требования к решениям для обеспечения городской и государственной безопасности являются логичными, так как никому не нужны "бэкдоры" в оборудовании и ПО, и многие страны внедряют подобные меры, ограничивая доступ "недружественных" поставщиков. На первый взгляд, это создает огромный рынок для российских разработчиков. Однако с другой стороны, предъявляемые требования к продуктам таковы, что фактически уничтожается возможность разработок для мелких и средних команд”, - отмечает он, - “Сейчас со стороны государства есть запрос  на импортозамещенные камеры. Но в то же время изменились законодательные требования относительно того, что можно считать камерами, “сделанными в России”. На данный момент мы находимся на том этапе, когда клонируются китайские решения, и это нормально. Если развитие в этой отрасли будет проходить так же системно и планомерно, то через 5-10 лет можно будет перейти к разработке собственных чипов”.

Максим Лапшин (Flussonic)
Максим Лапшин (Flussonic)
C точки зрения безопасности все технические средства не являются “серебряными пулями”, но очень здорово помогают. Например, с появлением камер, измеряющих скорость, мы все стали водить автомобиль аккуратнее. Стало гораздо проще найти нарушителя, который поцарапал машину у подъезда.

Искусственный интеллект 

Тема искусственного интелекта (AI) сегодня звучит во всех СМИ, а не только в ИТ- или бизнес-прессе. Первые лица государства говорят о значимости искусственного интеллекта для экономики и управления. “По сути, принятие решений искусственным интеллектом это результат анализа большого количества хорошо структурированных исходных данных. У человека такой анализ, безусловно, займет гораздо больше времени, чем у ИИ. Государство со своей стороны должно обеспечивать и стимулировать накопление исходных данных”, - считает Светлана Перминова (Ujin).

Сразу несколько способов, как искусственный интеллект может помочь при принятии решений на государственном уровне озвучивает Александра Веретено, руководитель агентства Vorona Agency. Во-первых, это повышение эффективности и производительности. ИИ может автоматизировать рутинные и повторяющиеся операции, что позволяет персоналу сконцентрироваться на более сложных и значимых задачах. Вторая область, где может помочь ИИ - это поддержка в принятии решений. ИИ может обрабатывать и анализировать большие объемы данных быстрее, чем человек, и предоставлять полезные визуализации данных и прогнозы для поддержки принятия решений. Третья область касается прогнозирования и моделирования. ИИ может использоваться для прогнозирования будущих трендов и сценариев на основе исторических данных. Это может быть особенно полезно в областях, таких как планирование инфраструктуры, управление здравоохранением, окружающей средой и образованием. Также, по мнению Александры, искусственный интеллект поможет в выявлении случаев мошенничества. ИИ может быть использован для обнаружения аномалий и подозрительной активности, что помогает в борьбе с мошенничеством и угрозами кибербезопасности. Также ИИ может помочь улучшить качество и доступность услуг для граждан. Например, чат-боты и виртуальные помощники могут предоставлять информацию и помощь в режиме 24/7. Наконец, искусственный интеллект поможет государству стать прозрачнее для граждан. ИИ может анализировать обратную связь и данные от граждан, чтобы помочь государству лучше понимать потребности и предпочтения граждан.

Мнение народа

Одним из немаловажных аспектов умного государства является повышение пользовательского опыта в государственных информационных системах. Разработчики уделяют этому аспекту самое пристальное внимание. “В мессенджерах или соцсетях клиентский опыт является важнейшим фактором, в то время как цифровизация госсервисов должна быть и умной, и не вызывать отторжения у пользователя. Здесь важно понимать, что мессенджер или соцсеть можно выбрать, в то время как государственный сервис остается константой. Поэтому улучшение интерфейса, достижение такого взаимопонимания с пользователем, при котором становится интуитивно понятно, куда, грубо говоря, нажать, чтобы получить результат очень важно. И мы действительно видим улучшение в этой сфере. Те же «Госуслуги» становятся уже не «темным лесом», а удобной платформой для решения социальных вопросов. То же самое касается любого другого госсервиса. К клиентскому опыту не просто прислушиваются при разработке новых платформ и модернизации существующих, ГИС как таковая строится именно на клиентском опыте, потому что разрабатывается для людей”, - поясняет Артур Зархи (“Корпорация роботов”).

Роман Саркисов (StepUp)
Роман Саркисов (StepUp)

В регионах по-прежнему не хватает хорошей инфраструктуры для цифровизации, такой как мобильная связь, оптоволокно и т.д. Пока эти компоненты отсутствуют, нет смысла говорить о цифровых сервисах.

“Как основателю ИТ-компании, веб-интегратора мне особенно больно находить поверхностные ошибки в логике работы интерфейса и особенно мобильного приложения, но и понять их причину мне несложно. На качественную разработку интерфейса нужны сроки и условия, которые ни один госзаказ не даст, а без тендерных процедур работу в принципе нельзя заказать. Условиями обложены обе стороны и они отдают то лучшее, что реализуемо в ограниченных сроках релиза и особенно возможностях согласования”, - делится мнением Роман Саркисов, CEO компании StepUp. В качестве примера он приводит запись на регистрацию ТС в ГИБДД. “В мобильном приложении и мобильной версии не получилось выполнить, так как для продолжения подачи заявки необходимо выбрать на карте отделение, а блока с картой на странице просто нет!”, - отмечает Роман, - “И время выбрать сложновато, есть отделения, в которых я вообще ни разу не видел очередей, а запись всегда забита «навсегда», но это уже совсем другая проблема, цифровизация ее пытается побороть, но коррупция тут была давно и уходить не хочет”. По словам эксперта, непосвященный человек даже не представляет, что нужно совершить и сколько человеко-часов затратить для утверждения любого изменения интерфейса ГИС, даже самого очевидно необходимого. “Вина тут в правилах и законах, которые призваны обезопасить от произвола и защитить «систему», как следствие получаем избыточные бюрократические сложности. Поиск баланса между скоростью/легкостью и безопасностью принятия решения - это всеобщая проблема крупных структур и государственные структуры не исключение. Для улучшения пользовательского опыта, раз уж мы о нем, надо работать с обратной связью, а здесь мы сталкиваемся с «мнением народа», который не экспертен в основной массе, но мнение выскажет непременно, значит возможность открытых опросов мнений сразу не подойдет и выводы о качестве взаимодействия нужно сделать на основании тепловых карт и в лучшем случае A/B тестирования, которое явно происходит, так как динамика улучшений вполне заметна”, - заключает он.

Опубликовано 06.06.2023

Похожие статьи