Критерии и технологии "умного" государства

Логотип компании
Критерии и технологии "умного" государства
Как помочь городам стать более устойчивыми, экологически чистыми, безопасными и удобными для жизни жителей.

В XXI веке нас окружают умные вещи. Умный дом, умный телефон, умный телевизор. Даже чайник с пылесосом “поумнели”. Эта тенденция наблюдается и в более широком масштабе, на уровне городов и целых государств. Городские власти стремятся сделать проживание горожан более комфортным и безопасным, реализуют платформы по управлению транспортными потоками, коммунальными услугами и инструменты для удобного и прозрачного взаимодействия бизнеса и простых граждан с чиновниками. На уровне отдельных регионов и общефедеральном стоят более масштабные задачи - сделать доступными государственные сервисы онлайн, учесть потребности граждан с ограниченными возможностями, сделать бизнес-процессы и документооборот максимально автоматизированными и эффективными.

Цифровизация и умные города не только упрощают жизнь граждан, но и помогают решать сложные проблемы городов и регионов. Например, умные системы управления транспортными потоками и стоянками могут уменьшить загруженность дорог и резко сократить количество аварий. Системы мониторинга состояния окружающей среды могут определить наличие вредных веществ в воздухе и управлять системами очистки в режиме реального времени. Аналитические системы могут помочь оптимизировать городское планирование и улучшить благоустройство городской среды в целом.

Таким образом, цифровизация и умные города - это не только средства повышения комфорта и удобства жизни граждан, но и инструменты, которые позволяют городам и регионам стать более устойчивыми, безопасными, экономически эффективными, доступными и привлекательными для желающих здесь жить, работать и инвестировать.

Однако, цифровизация и умные города также могут вызвать определенные проблемы, связанные с защитой данных и приватности граждан. Поэтому важно, чтобы города и правительства обеспечивали высокий уровень защиты персональных данных и свободу граждан в их использовании. Также следует учитывать социальные и экономические последствия цифровой трансформации, в частности, возможное увеличение разрыва между крупными и малыми городами, а также риск потери рабочих мест при автоматизации производства и бизнес-процессов.

В целом, цифровизация и построение умных городов являются необходимыми процессами, которые могут помочь городам стать более устойчивыми, экологически чистыми, безопасными и удобными для жизни жителей. Однако, для того чтобы добиться успеха в этом деле, необходимо тщательно проанализировать технологические, социальные и экономические аспекты цифровизации и грамотно реализовать проекты по умному городу, учитывая потребности и интересы жителей, бизнеса и государства.

Флагманы цифровизации

Светлана Перминова, директор компании Ujin, считает, что на востребованность властями решений для умного города влияют рейтинги. “В части умного города, больше всего решений реализовано в тех сферах, которые имеют свои показатели в рейтинге IQ-городов, например, городское управление, транспорт, общественная безопасность. А сферам, напрямую не отражающимся в рейтинге, уделяется меньше внимания, например, комфорту проживания в многоквартирных домах, качеству жилищных и коммунальных услуг”, - утверждает она, - “Однако сегодня на рынке уже представлены разнообразные ИТ-решения, которые, с одной стороны, обеспечивают гражданам новый уровень качества жизни в многоквартирных домах, дополнительную безопасность, комфорт, высокий уровень доступности современных технологий, простоту и удобство использования цифровых сервисов. С другой стороны, они дают управляющим и ресурсоснабжающим организациям инструмент для цифровизации и автоматизации бизнес-процессов, повышения эффективности эксплуатации, управления оборудованием и инженерными системами зданий, повышения прозрачности работы и, как следствие, снижения расходов и роста удовлетворенности и лояльности клиентов”. По ее словам, в строительстве и ЖКХ сегодня происходит внедрение цифровых инструментов на всех этапах: от проектирования здания до его эксплуатации. Формируется переход на создание цифровых двойников, применяются цифровые сервисы для организации бизнес-процессов, на первый план выходят платформенные решения для эффективной эксплуатации умных зданий.

Светлана Перминова (Ujin)
Светлана Перминова (Ujin)
Светлана Перминова (Ujin)

Потребность в цифровизации стабильно высокая, и обусловлено это необходимостью повышения эффективности и прозрачности работы. В последние годы, в том числе, актуальность запроса на внедрение новых технологий со стороны госсектора не снижается.

“В России очень хорошо развиты сервисы для населения. Они «развернуты» к человеку, созданы для него. Не многие страны могут похвастаться тем, что любой гражданин может в пару кликов получить нужную справку или документ. И эта сфера продолжает стремительно развиваться. Однако, во внутренних процессах государственных организаций я все еще вижу большую зону роста. Гиганты отрасли автоматизируют свои процессы, стараются внедрить больше технологий, которые делают их работу эффективнее и прозрачнее. А вот подведомства и небольшие организации все еще используют корпоративное ПО недостаточно интенсивно”, - добавляет Наталья Краснобаева, CEO компании Hopper IT.

Наталья Краснобаева (Hopper IT)
Наталья Краснобаева (Hopper IT)
Наталья Краснобаева (Hopper IT)

Искусственный интеллект способен обрабатывать и анализировать большие объемы данных в кратчайшие сроки, что позволяет выявлять скрытые закономерности и тренды. Это особенно полезно для прогнозирования и планирования, а также для выявления аномалий и рисков. Например, алгоритмы машинного обучения могут помочь в определении оптимальных маршрутов движения транспорта (и уже делают это) или предсказании показателей экономического развития.

Желаемое и действительность

В каких сферах построение умных городов пока отстает от желаемых темпов? Об этом с нами поделилась мнением Анастасия Комарова заместитель руководителя – начальник отдела экономики и инвестиций представительства Правительства Ярославской области при Правительстве РФ. “Для департаментов, работающих в области экономики и инвестиций необходимы дашборды с обновляющимися данными о экономических показателях в регионе. Такие дашборды позволяют не только следить за динамикой показателей и держать их под оперативным контролем, но и принимать решения относительно открытия нового производства или распределения поддержки между местным предпринимательством исходя из долгосрочного влияния этих решений на все экономические показатели в регионе и в частности на показатели по нац.проектам и нац.целям. Но, к сожалению, пока все эти и другие инструменты внедряются в госсектор очень локально, я бы даже сказала «местечково», по инициативе отдельных сотрудников. Нам очень не хватает общих федеральных интеллектуальных ИТ- систем, а также обучения сотрудников «на местах» работе с этими системами. Также не хватает молодых, прогрессивных кадров и людей с предпринимательским, а не бюрократическим складом ума. Но здесь у меня большие надежды на такие карьерные лифты, как «Лидеры России» и совсем недавно запущенный госстарт.рф. Такие проекты формируют привлекательный имидж госслужбы в глазах молодежи и способствуют привлечению способных молодых людей к работе государственного служащего. А обновление кадрового состава способствует и внедрению современных цифровых и интеллектуальных технологий”, - комментирует она.

Анастасия Комарова (представительство Правительства Ярославской области при Правительстве РФ)
Анастасия Комарова (представительство Правительства Ярославской области при Правительстве РФ)
Анастасия Комарова (представительство Правительства Ярославской области при Правительстве РФ)
Конечно, говоря о цифровизации госсектора и о проблемах, с которыми она сталкивается, нельзя не сказать о политике импортозамещения. Мы не можем пользоваться продуктами разработанными резидентами «не дружественных стран», а в идеале должны использовать только отечественное ПО. Однако, отечественное ПО находится в стадии активного роста, другими словами, только начинает превращаться из идей и проектов на бумаге в реализованные и работающие системы. Это тоже замедляет цифровизацию госсектора в целом.

Опора на отечественное

Нельзя не отметить влияние политики импортозамещения в ИТ на цифровизацию российских регионов и городов. Умное государство можно и нужно строить с помощью отечественных продуктов и технологий, гарантирующих ИТ-суверенитет и национальную безопасность страны. “Российские компании, в первую очередь – государственные, начали переходить на отечественные операционные системы, офисные пакеты, веб-браузеры и средства информационной безопасности”, - напоминает Артур Зархи, CEO компании “Корпорация роботов”, - “Не обошло стороной импортозамещение и российских производителей компьютерной техники. В России множество компаний, которые занимаются разработкой компьютерного оборудования. На заводах изготавливаются пластиковые детали, металлические детали корпуса, жгуты и кабельные сборки, производится монтаж электронных компонентов и окончательная сборка продукции”. Основные трудности, по словам эксперта, заключаются в разработке законодательства, связанного с цифровизацией, подготовке кадров для решения текущих и перспективных задач, а также применяемости продуктов. “Однако эти трудности не непреодолимы. Все больше специалистов становятся задействованы в решении этих задач, и все более интересные подходы они используют”, - заключает он.

Артур Зархи (“Корпорация роботов”)
Артур Зархи (“Корпорация роботов”)
Артур Зархи (“Корпорация роботов”)

Нам нужна не просто замена привычных иностранных приложений и программ, а новые идеи, которые выведут страну вперед в этой сфере. Это включает в себя и пользовательские сервисы для использования в повседневной жизни, и более глобальные разработки для автоматизации производства, платформы для онлайн-обучения, финансовые инструменты.

Импортозамещение создает определенные трудности для разработчиков решений в сфере информационной безопасности. Это отмечает Максим Лапшин, технический директор компании Fussonic. “Законодательная база и требования в отношении решений безопасности и хранения персональных данных и биометрии, включая изображения лиц, меняются, и эти изменения идут в сторону ужесточения. С одной стороны, строгие требования к решениям для обеспечения городской и государственной безопасности являются логичными, так как никому не нужны "бэкдоры" в оборудовании и ПО, и многие страны внедряют подобные меры, ограничивая доступ "недружественных" поставщиков. На первый взгляд, это создает огромный рынок для российских разработчиков. Однако с другой стороны, предъявляемые требования к продуктам таковы, что фактически уничтожается возможность разработок для мелких и средних команд”, - отмечает он, - “Сейчас со стороны государства есть запрос  на импортозамещенные камеры. Но в то же время изменились законодательные требования относительно того, что можно считать камерами, “сделанными в России”. На данный момент мы находимся на том этапе, когда клонируются китайские решения, и это нормально. Если развитие в этой отрасли будет проходить так же системно и планомерно, то через 5-10 лет можно будет перейти к разработке собственных чипов”.

Максим Лапшин (Flussonic)
Максим Лапшин (Flussonic)
Максим Лапшин (Flussonic)
C точки зрения безопасности все технические средства не являются “серебряными пулями”, но очень здорово помогают. Например, с появлением камер, измеряющих скорость, мы все стали водить автомобиль аккуратнее. Стало гораздо проще найти нарушителя, который поцарапал машину у подъезда.

Искусственный интеллект 

Тема искусственного интелекта (AI) сегодня звучит во всех СМИ, а не только в ИТ- или бизнес-прессе. Первые лица государства говорят о значимости искусственного интеллекта для экономики и управления. “По сути, принятие решений искусственным интеллектом это результат анализа большого количества хорошо структурированных исходных данных. У человека такой анализ, безусловно, займет гораздо больше времени, чем у ИИ. Государство со своей стороны должно обеспечивать и стимулировать накопление исходных данных”, - считает Светлана Перминова (Ujin).

Сразу несколько способов, как искусственный интеллект может помочь при принятии решений на государственном уровне озвучивает Александра Веретено, руководитель агентства Vorona Agency. Во-первых, это повышение эффективности и производительности. ИИ может автоматизировать рутинные и повторяющиеся операции, что позволяет персоналу сконцентрироваться на более сложных и значимых задачах. Вторая область, где может помочь ИИ - это поддержка в принятии решений. ИИ может обрабатывать и анализировать большие объемы данных быстрее, чем человек, и предоставлять полезные визуализации данных и прогнозы для поддержки принятия решений. Третья область касается прогнозирования и моделирования. ИИ может использоваться для прогнозирования будущих трендов и сценариев на основе исторических данных. Это может быть особенно полезно в областях, таких как планирование инфраструктуры, управление здравоохранением, окружающей средой и образованием. Также, по мнению Александры, искусственный интеллект поможет в выявлении случаев мошенничества. ИИ может быть использован для обнаружения аномалий и подозрительной активности, что помогает в борьбе с мошенничеством и угрозами кибербезопасности. Также ИИ может помочь улучшить качество и доступность услуг для граждан. Например, чат-боты и виртуальные помощники могут предоставлять информацию и помощь в режиме 24/7. Наконец, искусственный интеллект поможет государству стать прозрачнее для граждан. ИИ может анализировать обратную связь и данные от граждан, чтобы помочь государству лучше понимать потребности и предпочтения граждан.

Мнение народа

Одним из немаловажных аспектов умного государства является повышение пользовательского опыта в государственных информационных системах. Разработчики уделяют этому аспекту самое пристальное внимание. “В мессенджерах или соцсетях клиентский опыт является важнейшим фактором, в то время как цифровизация госсервисов должна быть и умной, и не вызывать отторжения у пользователя. Здесь важно понимать, что мессенджер или соцсеть можно выбрать, в то время как государственный сервис остается константой. Поэтому улучшение интерфейса, достижение такого взаимопонимания с пользователем, при котором становится интуитивно понятно, куда, грубо говоря, нажать, чтобы получить результат очень важно. И мы действительно видим улучшение в этой сфере. Те же «Госуслуги» становятся уже не «темным лесом», а удобной платформой для решения социальных вопросов. То же самое касается любого другого госсервиса. К клиентскому опыту не просто прислушиваются при разработке новых платформ и модернизации существующих, ГИС как таковая строится именно на клиентском опыте, потому что разрабатывается для людей”, - поясняет Артур Зархи (“Корпорация роботов”).

Роман Саркисов (StepUp)
Роман Саркисов (StepUp)
Роман Саркисов (StepUp)

В регионах по-прежнему не хватает хорошей инфраструктуры для цифровизации, такой как мобильная связь, оптоволокно и т.д. Пока эти компоненты отсутствуют, нет смысла говорить о цифровых сервисах.

“Как основателю ИТ-компании, веб-интегратора мне особенно больно находить поверхностные ошибки в логике работы интерфейса и особенно мобильного приложения, но и понять их причину мне несложно. На качественную разработку интерфейса нужны сроки и условия, которые ни один госзаказ не даст, а без тендерных процедур работу в принципе нельзя заказать. Условиями обложены обе стороны и они отдают то лучшее, что реализуемо в ограниченных сроках релиза и особенно возможностях согласования”, - делится мнением Роман Саркисов, CEO компании StepUp. В качестве примера он приводит запись на регистрацию ТС в ГИБДД. “В мобильном приложении и мобильной версии не получилось выполнить, так как для продолжения подачи заявки необходимо выбрать на карте отделение, а блока с картой на странице просто нет!”, - отмечает Роман, - “И время выбрать сложновато, есть отделения, в которых я вообще ни разу не видел очередей, а запись всегда забита «навсегда», но это уже совсем другая проблема, цифровизация ее пытается побороть, но коррупция тут была давно и уходить не хочет”. По словам эксперта, непосвященный человек даже не представляет, что нужно совершить и сколько человеко-часов затратить для утверждения любого изменения интерфейса ГИС, даже самого очевидно необходимого. “Вина тут в правилах и законах, которые призваны обезопасить от произвола и защитить «систему», как следствие получаем избыточные бюрократические сложности. Поиск баланса между скоростью/легкостью и безопасностью принятия решения - это всеобщая проблема крупных структур и государственные структуры не исключение. Для улучшения пользовательского опыта, раз уж мы о нем, надо работать с обратной связью, а здесь мы сталкиваемся с «мнением народа», который не экспертен в основной массе, но мнение выскажет непременно, значит возможность открытых опросов мнений сразу не подойдет и выводы о качестве взаимодействия нужно сделать на основании тепловых карт и в лучшем случае A/B тестирования, которое явно происходит, так как динамика улучшений вполне заметна”, - заключает он.

Опубликовано 06.06.2023

Похожие статьи