Станислав Казарин: Цифровой Петербург - сервисы и коммуникации

Логотип компании
О том, как проходит реальная цифровая трансформация города, рассказывает вице-губернатор Станислав Казарин.

Сегодня Санкт-Петербург активно реализует национальную программу «Цифровая экономика», разрабатывает инновационные проекты в различных сферах. Город стремится не только достичь цифровых показателей, но и предоставить гражданам удобство и комфорт. Клиентоцентричность и инновационный подход становятся основополагающими принципами управления мегаполисом, помогая создать современное и инновационное пространство для жителей Санкт-Петербурга. О том, как проходит реальная цифровая трансформация города, рассказывает вице-губернатор Станислав Казарин.

Как сегодня реализуется стратегия цифровой трансформации Санкт-Петербурга?

Давайте начнем с основных вещей. Указом Президента Российской Федерации цифровая трансформация определена в качестве одной из национальных целей, которая должна быть достигнута к 2030 году.

По поручению Президента в Санкт-Петербурге была принята "Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга". До 2024 года она является документом, определяющим будущее города на ближайшие годы.

Напомню, что в 2021 году в Санкт-Петербурге были проведены несколько стратегических сессий, в которых приняли участие более 140 российских и международных экспертов из разных отраслей. Такие стратегические сессии определили наш взгляд на цели цифровой трансформации городского хозяйства, и во многих отраслях эти стратсессии стали определяющими.

В 2022 году Комитетом по информатизации и связи была проделана большая работа по актуализации региональной стратегии цифровой трансформации. С целью подготовки новой редакции были получены предложения по корректировке от 42 органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также проанализированы 69 проектов, рекомендованных федеральными органами власти. По ряду проектов внесены изменения в перечень показателей.

Последняя редакция стратегии включает в себя 13 отраслей развития, например были добавлены две новые отрасли — «Экология и природопользование» и «Безопасность», а также 48 проектов, в том числе 10 новых. Впервые в стратегию вошла информация об используемых в процессе ее реализации проектов сквозных технологий. К ним относятся большие данные, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность. В настоящее время работа ведется в соответствии с дорожной картой стратегии. Часть информационных систем для органов власти и цифровых сервисов для жителей Санкт-Петербурга, надеюсь, мы представим уже в этом году.

Хочу отдельно отметить базовые принципы, из которых мы исходим. В реализации цифровых проектов мы должны четко осознавать, чего ждут от нашей работы жители Санкт-Петербурга. Мы видим перечень их ожиданий следующим образом. Во-первых, это проактивное оказание государственных услуг, проактивное предоставление городской информации и сервисов. Во-вторых, отсутствие сопроводительных или подтверждающих статус документов. Вся информация берется из государственных баз данных в рамках межведомственного взаимодействия при обращении в органы власти или при получении услуг.

И важное - комфортный механизм участия в жизни города, фиксации проблем и формирования предложений по развитию городской среды и городских сервисов.

Что касается государственного управления, то для повышения его эффективности, на наш взгляд, необходимы, во-первых, наличие полных, достоверных, актуальных и непротиворечивых данных по всем отраслям городского управления и объектам городского хозяйства. Во-вторых, наличие удобной и простой персонифицированной двухсторонней коммуникации с жителем города на основе его цифрового портрета. В-третьих, оцифрованные измеряемые процессы принятия решений, оказания государственных услуг и сервисов. И самое главное - отечественная, надежная и безопасная цифровая инфраструктура.

Каковы результаты реализации национальной программы «Цифровая экономика» в 2022 году?

Приведу лишь ряд фактов. В 2022 году были реализованы меры, направленные на достижение целевых показателей проекта. Так, было увеличено число специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного профессионального образования. Значение показателя, установленное для Санкт-Петербурга, достигнуто в полном объеме: в 2022 году – 101,53%, 266 человек при плановом значении 262 человека. Были проведены мероприятия по информированию об образовательных мероприятиях и поддержке проектов организаций Санкт-Петербурга по исследованию, разработке и внедрению решений, реализованных на базе сквозных цифровых технологий.

По результатам проведенного в 2022 году социологического исследования, средний уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге превысил 90%. При этом аналогичный показатель применительно к региональному порталу государственных услуг (gu.spb.ru; РПГУ) составил более 93%.

Было обеспечено подключение и широкополосный доступ социально значимых объектов к сети Интернет на 100%.

Созданы условия для использования преимущественно отечественного программного обеспечения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственными им учреждениями. Обеспечено актуальное состояние инфраструктуры информационной безопасности государственных информационных систем.

Расскажите о методике цифровой зрелости, которая используется для органов власти.

В 2022 году мы первыми в России апробировали методику оценки цифровой зрелости региональных органов государственной власти. Было проведено более 450 интервью в органах власти, выполнена аналитическая работа, на основе которой и была создана данная методика.

В этом году она уже будет развернута в полном масштабе и задействует гораздо больше сотрудников и аспектов цифровизации. В результате мы получим более релевантные и точные цифры, на основе которых можно будет сделать выводы и составить новый план улучшений.

Экспертное сообщество России признало петербургскую методику оценки цифровой зрелости уникальной. Поэтому она была поддержана АНО «Цифровая экономика» и рекомендована к реализации в других регионах страны.

Каким образом строится двухсторонняя коммуникация власти с жителем города?

При всем разнообразии площадок обратной связи жителей с государством портал «Наш Санкт-Петербург» играет важную роль. Цель его создания– эффективный диалог между гражданами и органами государственной власти.

На портале граждане имеют возможность в электронной форме сообщить о городских проблемах. В 2022 году количество зарегистрированных на портале пользователей составило более 270 тыс. человек. А общее количество пользователей увеличилось на 17%.

В прошлом году были проведены мероприятия по модернизации мобильного приложения портала. В новой версии приложения реализованы полностью новые принцип и форма подачи сообщений: внедрена нейросеть для классификации сообщений, направляемых на портал с мобильных устройств. Это позволило минимизировать ошибочную классификацию сообщений. Также на портале введена обязательная регистрация пользователей в Единой системе идентификации и аутентификации на сайте государственных услуг Российской Федерации (ЕСИА).

Введен сервис сообщений о решении проблемы, таким образом мы информируем граждан и не оставляем их одних с проблемой.

Количество сообщений о проблемах, принятых в 2022 году на портале, в том числе по телефону «004», – 791 369. Количество решенных в 2022 году проблем – 788 973, включая запросы, поступившие в 2021 году.

«Наш Санкт-Петербург» успешно решает задачи населения в области ЖКХ. Более 70% проблем решаются в положительном ключе. Однако часто информация не доходит до большей части жителей, т.к. процент населения с активной позицией, которые интересуются такими сервисами, в десятки, а то и сотни раз меньше, чем всех жителе многоквартирных домов.

Подход экосистемы городских сервисов и приложения «Я здесь живу» позволяет перенаправлять информацию о решенных задачах в позитивном ключе на уже сформированные дворовые сообщества «ВКонтакте». В 2022 году было также оставлено более 15 тысяч оценок и комментариев по результатам решения проблем — в 68% случаев оценки были 4 и 5 баллов по пятибалль­ной шкале.

Как экосистема городских сервисов «Цифровой Петербург» помогает в улучшении жизни горожан? Как развиваются мобильные сервисы города?

Значимое развитие получила экосистема городских сервисов – новая модель предоставления услуг горожанам в цифровом виде. Она включает в себя мобильные приложения, цифровые сервисы от государственных и сторонних разработчиков, а также приложения и чат-боты в социальных сетях и мессенджерах. Проект "Экосистема городских сервисов «Цифровой Петербург»" больше чем на два года опередил поручение Президента об открытии данных и функций государственных информационных систем для использования их в анализе, в том числе с помощью искусственного интеллекта и создания новых сервисов.

Новые федеральные приоритеты цифровой трансформации являлись базовыми принципами Экосистемы «Цифровой Петербург», которая стартовала в октябре 2020 года, и тогда началось создание и планомерное заполнение каталога открытых цифровых интерфейсов.

За 2022 год был создан каталог, или маркетплейс для жителей и гостей города, которым предоставлено 242 городских сервиса. Реализован и тестируется мини-апп на площадке «ВКонтакте» «Я здесь живу»: 8 сервисов на все случаи жизни по таким направлениям, как благоустройство, экология, спорт, ЖКХ, дополнительное образование, досуг.

Пользователи «Телеграм» могут воспользоваться 31 чат-ботом — от сезонных и событийных до постоянно пользующихся популярностью ботов МФЦ или посвященных вопросам частичной мобилизации. Общее количество запросов к ботам превышает 1,5 миллиона.

Экосистема и платформа чат-ботов в октябре 2022 года подтвердили свою востребованность: чат-боты стали победителем Второго национального конкурса ИТ-решений «ПРОФ-IT.Инновация», а экосистема городских сервисов получила первое место в номинации «Интерактивное взаимодействие с гражданами» конкурса ИТ-проектов форума «ПРОФ-IT.2022».

Что такое концепция «Государство как сервис» и каким образом клиентоцентричность органов власти используется для улучшения жизни петербуржцев?

Постоянная адаптация требований к результатам, получение отзывов от потребителей сервисов — жителей Санкт-Петербурга — это инструменты, которые помогают создавать отечественные программные продукты, устойчивые к современным вызовам и легко адаптирующиеся под изменения среды.

Ключевой особенностью таких проектов является показатель удовлетворенности граждан результатами, а не просто факт предоставления госуслуги. Этот тренд мы считаем основополагающим в цифровой трансформации, как и принцип клиентоцентричности в процессе предоставления госуслуг. Благодаря такому подходу, в Санкт-Петербурге удалось внедрить такие сложные проекты цифровой трансформации, как экосистема городских сервисов «Цифровой Петербург».

Внедрение с помощью ГК «Росатом» принципов бережливого управления и клиентоориентированности является ключевым аспектом при реализации цифровой трансформации. Без них трансформация невозможна, каким бы высоким ни был уровень цифровизации региона. Именно бережливое управление стоит во главе успеха работы управленческих команд.

Приведу пример АТС Смольного. В ходе реализации проекта бережливого управления «Эффективный регион» предприятие добилось сокращения времени проведения планово-технического обслуживания на 37%, аварийно-восстановительных работ — на 48%. Оцифрованы и оптимизированы различные процессы деятельности предприятия. Кроме этого, сокращено время протекания процесса подготовки и проведения процедуры закупки на 49%. Чем активнее мы занимаемся процессами, связанными с бережливым управлением городом, тем ближе Санкт-Петербург к достижению цифровой зрелости.

Санкт-Петербург перенимает лучшие практики у госкорпораций, и в рамках программы «Эффективный регион» уже применяются инновационные подходы, широко используемые в РЖД для сокращения рутинных операций при оказании услуг населению для ускорения и улучшения качества ответов и высвобождения сотрудников для более сложных задач.

Использование отечественных наработок в области роботизации позволило сократить нагрузку на сотрудников Комитета по финансам в задачах закрытия 2022 года. Там работают три робота. За сутки они проверяют от 2500 документов. Мы полностью исключили человека из процессов, где справляется робот.

В 2022 году в программе «Эффективный регион» приняли участие 60 ИОГВ, что составляет 97% общего количества ИОГВ. Совместно с представителями ИОГВ разобрана проблематика и построены планы по созданию более чем 40 сервисов для решения наиболее острых с точки зрения специалистов ЦУРа проблем у населения. Работа продолжается в 2023 году.

Какие меры принимаются для повышения кибербезопасности в городе и защиты от киберугроз?

Сразу после начала специальной военной операции мы в полной мере ощутили на себе мощное давление от организованных информационных атак на государственные информационные системы. За период 2022 года наблюдался активный рост, более чем 10-кратный по сравнению с прошлыми периодами, числа кибератак на информационные ресурсы Санкт-Петербурга. Общее число компьютерных атак, зафиксированное центром при помощи средств межсетевого экранирования сетевого и прикладного уровня, составило более 238 тысяч за период с февраля по декабрь 2022.

Чаще всего кибератакам подвергались государственные образовательные учреждения, информационные системы в сфере здравоохранения. За это время наблюдались масштабные DDoS-атаки.

На базе «Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра» в 2022 году создан ведомственный центр государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы ИОГВ.

Во исполнение Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» было заключено соглашение о сотрудничестве между Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам (НКЦКИ) и «Санкт-Петербургским информационно-аналитическим центром» в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак.

Согласован регламент взаимодействия НКЦКИ и СПб ГУП «СПб ИАЦ» при информировании ФСБ России о компьютерных инцидентах, реагировании на них и принятии мер по ликвидации последствий компьютерных атак.

Комитетом по информатизации и связи организована оперативная рассылка в адрес ИОГВ полученных от ФСБ России и ФСТЭК России рекомендаций по организационным и техническим мерам обеспечения информационной безопасности. В ИОГВ незамедлительно реализуются данные рекомендации.

В городе был создан оперативный штаб, куда вошли представители силовых ведомств, Роскомнадзора, региональных органов власти, системообразующих предприятий и организаций. Было заключено соглашение с федеральным центром.

В ходе обмена информацией были даны рекомендации по усилению режима информационной безопасности. В соответствии с Указом № 757 Президента РФ при оперативном штабе губернатора сформирована рабочая группа, которая формирует контур кибербезопасности Санкт-Петербурга. Благодаря данной работе предпринимаются максимальные усилия по защите информационных ресурсов социально важных объектов города.

В 2022 году была создана "Концепция информационной безопасности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга", которая   сформирована с учетом положений Указа Президента РФ № 250 и согласована членами оперштаба по ИБ, членами Комиссии по защите информации в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, Управлением ФСТЭК России по Северо-Западному федеральному округу, Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлением Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, Научным советом по информатизации Санкт-Петербурга.

Опубликовано 30.05.2023

Похожие статьи