«Аскон» — за процессный подход к автоматизации

Логотип компании
«Аскон» — за процессный подход к автоматизации
Традиционно в конце мая компания «Аскон», один из ведущих отечественных разработчиков программного обеспечения для автоматизации проектирования и производственного процесса, проводит свое ежегодное мероприятие — форум «Белые ночи САПР».

Традиционно в конце мая компания «Аскон», один из ведущих отечественных разработчиков программного обеспечения для автоматизации проектирования и производственного процесса, проводит свое ежегодное мероприятие — форум «Белые ночи САПР», в ходе которого настоящие и будущие клиенты узнают о новых продуктах и технологиях компании, изучают опыт внедрений, да и в ходе круглых столов и дискуссий на секциях и в кулуарах сами делятся наработками. Во время проведения «Белых ночей САПР» руководство «Аскон» старается свести к минимуму рекламную и маркетинговую составляющую, а на первый план вывести темы, которые реально волнуют пользовательскую аудиторию — инженеров, конструкторов, руководителей производственных предприятий. Тот факт, что на «Белых ночах САПР» всегда присутствует топ-менеджмент «Аскон» вплоть до самого высокого уровня, а также ключевые разработчики всех продуктов компании, позволяет заказчикам надеяться, что любая критика и пожелания как минимум будут услышаны и приняты к сведению.

Этапы большого пути

В нынешнем году форум «Белый ночи САПР» совпал с юбилейной датой: компания «Аскон» отмечает свое 25-летие. Основные вехи истории компании раскрыл участникам форума один из ее основателей, председатель совета директоров «Аскон» Александр Голиков. Он напомнил, что первые годы существования компании, самое начало 1990-х, были очень сложными не только в политическом, но и в экономическом плане. Предприятия и их работники находились буквально на грани выживания, и об автоматизации тогда еще мало кто задумывался. Выжить в те годы, по его словам, помогла вера в то, что рано или поздно продукты для автоматизации проектирования действительно понадобятся инженерному сообществу. Постепенно к будущим пользователям приходило понимание, что компьютер может стать мощным и функциональным инструментом в руках инженера и конструктора, а значит, возникнет спрос и на программные продукты. Кризис 1999 года, по мнению Александра Голикова, дал мощный стимул к развитию экономики вообще и промышленности в частности. ИТ на предприятиях получили первые деньги. Появилась реальная потребность в 3D-технологиях проектирования. И разработчик ответил на эту потребность выпуском системы «Компас 3D». В период с 2000 по 2007 год уже требовалась комплексная автоматизация, и компания создала САПР технологических процессов «Вертикаль» и систему «Лоцман:PLM». Параллельно укреплялась и развивалась партнерская сеть «Аскон», и накапливалась интеграторская компетенция. Кризис 2008–2009 годов изменил не только экономический ландшафт страны, но и приоритеты промышленных предприятий.

Будущее за развитием инженерных процессов

Как подчеркнул Максим Богданов, генеральный директор «Аскон», рост производительности труда остается одной из главных и трудноразрешимых задач промышленности. «По производительности труда Мы отстаем примерно на 70% от аналогичных отраслей в США, это просто критическое отставание», — сказал он. Причем резерв автоматизации отдельных рабочих мест сотрудников — инженеров, конструкторов, рабочих — практически исчерпан. Вот почему необходимо повышать эффективность самих инженерных процессов. Отвечая на этот запрос рынка, на рубеже 2013–2014 годов компания «Аскон» представила сквозную 3D-технологию проектирования. Именно технические процессы, по словам Максима Богданова, в ближайшем будущем станут ключевым вектором развития промышленности и, разумеется, самой компании «Аскон». «Автоматизация «как есть», без улучшения инженерных процессов, больше не работает и работать не будет, — заявил Максим Богданов. — Только развитие инженерных процессов позволит нам увидеть ожидаемый эффект от внедряемых информационных технологий и получить отдачу от инвестиций в них».

Сквозная 3D-технология: первый опыт

Об опыте использования сквозной 3D-технологии рассказал участникам форума Олег Кривошеев, заместитель директора Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ-ВНИИЭФ, г. Саров) по информационным технологиям. Данная технология была разработана специалистами «Аскон» совместно с РФЯЦ-ВНИИЭФ. Он отметил, что нынешняя политическая и экономическая ситуация вынуждает предприятия задумываться об импортозамещении, интеграции и информационной безопасности. Во главу угла ставится интеграция всех процессов в единый жизненный цикл на основе цифрового подхода к изделию, что в конечном итоге ведет к созданию цифрового предприятия. В 2009 году госкорпорация «Росатом», к которой принадлежит РФЯЦ, запустила процесс трансформации ИТ, предусматривающий построение типовых решений с последующим тиражированием их на предприятиях ядерно-оружейного комплекса для создания единого сквозного цикла выпуска продукции. Была проведена огромная подготовительная работа, в том числе описание процессов и технологий, пересмотр регламентов и стандартов, каталогизация документов и компетенций, формирование организационной модели предприятия, и многое другое. По словам Олега Кривошеева, оптимизация процессов проводилась в сотрудничестве со специалистами «Аскон». Всего было описано 5,500 процессов и создана комплексная процессная модель. Реализованное на предприятии комплексное решение состоит из четырех основных компонентов — технологии 3D-проектирования, суперкомпьютерного моделирования, системы управления предприятием и системы управления производством. Все это интегрировано на единой информационной платформе и функционирует как единая система. Для решения столь сложной задачи был выбран подход, основанный на использовании методологии TAGAF, подразумевающий четыре уровня: бизнес-процессы, аналитика информационных потоков, покрытие ландшафта информационных систем, а также ландшафт ИТ-инфраструктуры. Все это и позволило приступить к внедрению сквозной 3D-технологии на предприятии. В рамках данного процесса написано 146 технических заданий для крупных функциональных блоков сквозной 3D-технологии, основанной на продуктах «Компас 3D», «Вертикаль» и «Лоцман:PLM». Сегодня коэффициент готовности системы составляет 95%, и сквозная 3D-технология охватывает 2000 рабочих мест на предприятиях РФЯЦ, а к концу года их число вырастет вдвое. В 2013-м с ее помощью уже было спроектировано 31 изделие.

Порядок для ремонтников

О том, как решения «Аскон» позволяют управлять процессом эксплуатации и ремонта оборудования, рассказал Игорь Решетников, заместитель начальника САИТиС ООО «Газпромцентрремонт». Эта организация входит в холдинг «Газпром» и занимается обслуживанием и эксплуатацией оборудования. По словам Игоря Решетникова, двух одинаковых газоперекачивающих агрегатов не существует, поскольку монтаж и последующие ремонтные работы вносят в них изменения, которые необходимо фиксировать в документации, а документацию нужно систематизировать. Компания решила эту задачу с помощью системы «Лоцман:PLM». Она накапливает все версии документов и все версии состава каждого объекта ремонта, обеспечивает согласование и ведет карточки документации по единой форме, а также является источником данных для внешних систем, например для системы диспетчерского контроля технического обслуживания и ремонта. При этом «Лоцман:PLM» связывает техническую документацию и объекты из разных справочников, отображая необходимую информацию в рамках единого интерфейса. В этом году, как отметил Игорь Решетников, компания «Газпромцентроремонт» начала тиражирование системы в своих дочерних структурах.

Управление проектной документацией «для маленьких»

В ходе форума «Белые ночи САПР» представлены и продуктовые новинки компании «Аскон», в частности, анонсирован новый продукт для управления небольшой проектной организацией или проектным бюро Pilot-ICE, который будет доступен осенью текущего года. Это небольшое «коробочное» решение заказчик может внедрить самостоятельно, не прибегая к помощи системного интегратора. Оно позволяет организовать и планировать коллективную работу при создании проектно-сметной документации, управлять рабочим процессом, взаимодействовать с заказчиками и подрядчиками и многое другое. Для более крупных организаций предназначен другой продукт — «Лоцман:ПГС», существующий уже несколько лет. 

Читайте также
Что делать, когда рынок меняется быстрее, чем успеваешь привыкнуть к новым правилам? Компании Bell Integrator, уже 20 лет занимающейся заказной разработкой программного обеспечения, такие перемены хорошо знакомы. О том, как не ждать, пока вызовы постучаться в дверь, а превратить их в новые возможности, о том, как автоматизация помогает сокращать рутину создания ПО, а доверие клиентов становится главной валютой в кризис, мы поговорили с ее генеральным директором Юрией Латиным.  

Опубликовано 27.06.2014