Новые уши для новой музыки
Когда вы начинаете смотреть на вещи по-другому,
то вещи, на которые вы смотрите, меняются.
Макс Планк,
лауреат Нобелевской премии по физике
Очевидно, будущее наступит независимо от нашего согласия стать его участником. Но вопрос в том, что принесут бизнесу и экономике технологии будущего — разрушение, переориентацию или процветание? Об этом делится своими мыслями ИТ-директор компании «АДАМАС», Сергей Адмиральский.
В наше время люди все чаще хотят всему знать цену, но редко задумываются о подлинной ценности. Следует признать, что если очередной следующий проект не будет соотноситься с проблемами, потребностями и желаниями будущего, то будущее убьет его! Тема «сегодняшних» завтрашних ИТ всегда интересовала меня исключительно факультативно, то есть в большей степени послушать умных людей, чем порассуждать самому. Мое сегодняшнее мнение сформировано в основном под влиянием IBM CEO Study-2012 и осеннего саммита ИТ-директоров «Подмосковные вечера». CEO для меня— это бизнес, а правильно усредненные потребности многих CEO — это однозначный тренд. Переживший кризис CEO приспособился к неопределенности и внутренне смирился с низкой предсказуемостью финансового результата. Упрямый факт: технологии впервые за много лет возглавили список внешних факторов, оказывающих влияние на бизнес, на втором месте — навыки сотрудников и только на третьем — рыночные факторы, удерживавшие первое место последние десять лет — так считает САМ бизнес, а не Гартнер и Форрестер. На таком фоне технологии в понимании бизнеса — это то немногое, на что бизнес может еще по разным причинам полагаться, а современные технологии в свою очередь неразрывно связаны с ИТ. Таким образом, бизнес, разуверившись в других локомотивах успеха, видит в ИТ не только ресурс и статью затрат, он неожиданно начал связывать с ИТ свои надежды.
ИТ-алхимия
Технологии не средство, а катализатор, как кофе, джаз и прочие славные вещи, которые сами по себе ничего не производят, но весьма способствуют. Из курса химии функция катализатора — ускорять процесс, упрощать/снижать требования к условиям прохождения процесса, в том числе и финансовые. Наиболее зрелищно этот катализатор работает сегодня в трех приведенных ниже процессах.
Смешивание как способ взаимодействия с участниками процесса – клиентами, партнерами, сотрудниками. Ключевая потребность, которую надо превратить в процесс в окружающем нас мире, — это повышение эффективности, достигаемое при прочих равных условиях за счет роста навыков и качества взаимодействия участников процесса, и вот тут применим и востребован широкий спектр современных технологий организации сообществ. Новые партнерские отношения: с одной стороны — стирание границ, общие процессы и перераспределение функций, с другой — персонализация партнерских отношений между группами людей, а не между компаниями. И это первый тезис — о социальных технологиях.
Сепарирование как способ борьбы за клиентов. Лавинообразный рост информации, требующей учета в процессе принятия решений, уже превратился в определяющий фактор нашей ежедневной деятельности . Впервые инвестиции в инструменты, предназначенные для анализа информации о потребителях, обогнали инвестиции в финансовый анализ и управление рисками. Массовый клиент — массовые данные, только технологии дают возможность изменить ключевой подход, перейти от статистических средних значений и ретроанализа к комплексному представлению о клиентах, основанному на персональном его (клиента) профилировании. Это второй тезис — о цифровых технологиях.
Фильтрация как способ борьбы за квалифицированных специалистов. Человеческий капитал постепенно обгоняет отношения с заказчиками в качестве средства создания стоимости. Основным фактором найма становится не наличие офиса с рабочими местами, а способность к сотрудничеству. Все громче звучит мнение о том, что риск ослабления формального контроля может хорошо компенсироваться возрастанием роли фактических ценностей, общих целей и убеждений (и соискатели будут искать именно такие компании). Эволюция трудовых ресурсов привела к тому, что новое поколение уже может и умеет работать дома, поскольку для работы все реже требуется корпоративный персональный компьютер с набором специальных программ и все чаще - только доступ в облака. Это третий тезис — о технологиях, обеспечивающих мобильность.
Ну как тут не вспомнить старую шутку про гарем — каждая роза хороша сама по себе, а вместе они еще прекраснее. Именно слияние социальных, цифровых и мобильных технологий создает тот самый новый бизнес, в котором нам всем предстоит работать в ближайшие годы. Точнее, только такой бизнес сможет привлечь лучшие кадры и остаться на плаву к моменту, когда 80% потребителей будут жить в Азии. Перечисленные технологии (назовем их системообразующими) ежедневно меняют названия, поэтому конкретные примеры оставим отраслевым аналитикам. Кроме системообразующих технологий есть «технологические» технологии, это тема большого отдельного разговора.
Безответственность — сестра консьюмеризации
Сражаясь с различными рисками, бизнес привык за последние пять лет к нестабильности, непредсказуемости и невозможности спрогнозировать результат деятельности. Ребенок в такой ситуации хватается за соску, бизнес надеется за технологии. Точный это расчет или элемент отчаяния — узнаем через два-три года.
А что же умные люди? Аналитики Gartner говорят о движении от мобильных приложений через накапливание знаний к Интернету вещей, IBM продвигает мобильность в качестве средства для уничтожения цифрового неравенства и человеко-машинные интерфейсы для решения задач безопасности и дружественности, Microsoft выделяет в качестве ключевых задач натурализацию интерфейсов и роботизацию ИТ-функций. Иными словами, ждет нас всех сплошная консьюмеризация с ее родной сестрой-близнецом безответственностью.
А что тогда для бизнеса? А для бизнеса из этого в первую очередь следует битва за операционную эффективность в экономике непредсказуемости (рост затрат с текущих 0,5–1,5% до 3–4% выручки), крайне ограниченная возможность ответа со стороны информационной безопасности на рост этой самой безответственности (разбегутся), ненадежность неструктурированных данных, которые уже научились искажать существующую аналитическую базу, а вот создать альтернативную еще не способны. То есть риски, риски, риски... Где моя соска?
И какова же роль CIO? Искать новые уши для новой музыки — набирать на работу математиков, психологов, философов, ибо только зрелый ум способен отделить важное от суеты. Больше времени тратить на компенсацию опаснейшего разрыва между декларируемыми возможностями технологий и отдачей от них. Готовиться к перекосу в сторону безопасности и учиться защищать бизнес от его частей. Продолжать вынужденно поддерживать тезис «иначе не заработает» в качестве аргументации ИТ-затрат для бизнеса, поскольку технологическая сложность ИТ-решений стремительно растет и мало кто может не то что посчитать возврат инвестиций, но и просто квалифицированно оценить конкретную инновацию во всей полноте. Парадоксальный вывод: наша главная задача называется «ускоряться, не снимая ногу с педали тормоза», поскольку иначе как в управляемом заносе эту дорогу не преодолеть. Один из авторитетнейших людей в отрасли Кирилл Корнильев (IBM) предлагает использовать для такого «управляемого заноса» строго проектный подход из большого количества ма-а-аленьких шагов с тщательной декомпозицией результатов и перевод ИТ-инновационных проектов в ранг стратегических (без ROI). Другие коллеги рекомендуют вообще не трогаться с места до получения от бизнеса полной ясности-прозрачности в ответе на вопрос «зачем?», есть и такие, кто просто призывает уйти пока в глухую оборону.
Так какой же фундамент мы закладываем сегодня для технологий завтрашнего дня? Странный вопрос — читаем книжки и журналы, слушаем умных людей, ходим на конференции и выставки, обобщаем узнанное, что-то внедряем сразу, что-то скармливаем бизнесу на перспективу, а что-то кладем в стол до лучших времен. Живем, растем, о карме заботимся. Да есть ли вообще ответ на этот вопрос?
Начну с того, для чего необходимо развитие личного бренда ИТ-директору. Причин несколько, и все они крайне важны.
Опубликовано 03.06.2013