Десять лет спустя, или Понял ли бизнес, чего хотеть от ИТ?

Логотип компании
Десять лет спустя, или Понял ли бизнес, чего хотеть от ИТ?
Десять лет спустя, или Понял ли бизнес, чего хотеть от ИТ?
Если раньше хороший ИТ-директор ходил за бизнес-заказчиком и уговаривал его протестировать те или иные новые ИТ-решения, для автоматизации функции, то сейчас парадигма в корне поменялась – теперь бизнес постоянно давит на ИТ-директора, чтобы тот наконец-то дал предложения по автоматизации/цифровизации, которые его (бизнес) приведут к светлому будущему.

Признак истинного взаимопонимания еще и в том,
что оно никогда не рассчитывает на мгновенный
успех и твердые результаты.
Мартин Хайдеггер

Чего хочет бизнес от ИТ? – такова, пожалуй, одна из самых популярных тем, обсуждаемых на конференциях ИТ-директоров. В какой-то момент проблема настолько навязла в зубах, что даже моя жена, когда я ей сообщал о том, что уезжаю на очередную конференцию ИТ-директоров, спрашивала: «Опять будете говорить о том, что бизнес хочет от ИТ?!». Однако недавно на глаза попалась книга Терри Уайта «Чего хочет бизнес от ИТ?», написанная почти 13 лет назад. В то время я уже работал в ИТ почти пять лет, занимал должность руководителя блока ИТ крупного холдинга. Помню, какое впечатление на меня произвела книга: с одной стороны, до многих выводов я дошел сам, что-то мы активно обсуждали на конференциях ИТ-директоров, с другой – в книге было немало полезного для применения, но почему-то не всегда срабатывало. Я перечитал книгу и решил сделать небольшое сравнение взаимоотношений ИТ и бизнеса в 2010 и 2020 годах. Речь пойдет о российской специфике, хотя на Западе ситуация, по отзывам коллег «оттуда», отличается не сильно, просто мы запаздываем на три-пять лет.

Итак, какие изменения произошли за последние 10 лет? Сравним по следующим направлениям:

  • Что изменилось в требованиях бизнеса к ИТ?

  • Что изменилось в понимании и подходах ИТ к бизнесу?

  • Что изменилось в ИТ-управленцах?

Подчинение

Как же выглядел тандем бизнеса и ИТ в 2010 году? Прошу у читателя прощения за обобщения в анализе, однако информация, приведенная ниже, – не «средняя температура по больнице», а факты, полученные из аналитики и общения с коллегами по цеху. В основном в среднем и крупном бизнесе ИТ-функция подчинялась финансовому директору. С одной стороны, это уже был прогресс, поскольку ИТ отвечало не только за приобретение компьютеров, серверов и телефонов, а стало полноправным партнером в части автоматизации финансового блока. С другой – явный перекос в подчинении финансам не давал по понятным причинам полноценно развивать и автоматизировать иные функции.

Сейчас же произошла интересная трансформация, которая многое расставила по своим местам. В компаниях, где ИТ-директор не смог перейти из роли пассивного исполнителя заявок от бизнеса к роли драйвера и трансформатора, появились CDO (chief digital officer). Там же, где ИТ-директор действительно был проактивным лидером изменений, он не только занял важное место в менеджменте, но и получил дополнительный функционал по цифровизации, и даже трансформации бизнеса.

Конечно, этой трансформации способствовала цифровая революция, которая прояснила для бизнеса, зачем необходимо ИТ и как его использовать не только для своего совершенствования, но и для открытия новых направлений бизнеса или кардинальных изменений. Хоть и говорят, что термин «цифровая трансформация» появился еще в 1990-х, но, на мой взгляд, мы должны благодарить за происходящую цифровую революцию традиционных инфлюэнсеров – тех, кто зарабатывает большие деньги на консалтинговых услугах – лидеров консалтингового рынка. Начиналось все с инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов, потом появились ERP-системы, сейчас – цифровизация.

Люди

Сами же айтишники особо не изменились с 2010-го. Говоря про технарей, программистов, инфраструктурщиков, необходимо напомнить, что глубокая специализация существенно влияет на их восприятие мира. Они как были «гиками», так и остались. Причем надо сказать, что именно на этих «гиках» мир ИТ, а теперь и вообще весь мир, и крутится. И в 2020-м мы зависимы от них еще больше. Тем важнее стала функция руководителя или интерпретатора, который налаживает взаимопонимание между «машинными людьми» и бизнес-заказчиком.

Следует отметить, что в тот момент ИТ-функция очень часто отводила себе роль вспомогательной – «вы мне скажите, что надо сделать, я сделаю»! При этом бизнес все яснее понимал, что без ИТ развиваться уже невозможно.

И если говорить об ИТ-управленцах, достаточно интересно взглянуть на исследование Gartner тех времен, посвященное тому, какими навыками должны обладать ИТ-директора и что они должны нести бизнесу:

  • создавать и поддерживать техническую платформу и обеспечивать предоставление сервиса;

  • обеспечивать и демонстрировать высокие результаты и ценность ИТ для бизнеса;

  • развивать технические, сервисные и управленческие умения в сфере ИС;

  • разумно использовать ресурсы внешнего рынка;

  • создавать обстановку, способствующую возникновению новых возможностей;

  • содействовать продвижению электронных технологий;

  • вести за собой бизнес.

Не сильно что-то поменялось, не так ли?

Чего требует бизнес

Я, тогда еще малоопытный руководитель блока ИТ, считал, что организовать эффективное взаимодействие бизнеса легче легкого – надо спросить, что он хочет автоматизировать, и затем, найдя лучшее решение, удовлетворить такую потребность. (На данный момент общаясь как консультант и советник с компаниями разного размера в части проблематики ИТ, с удивлением для себя обнаруживаю, что даже в 2020 году бизнес по-прежнему одной из самых главных проблем считает пассивность, «покорность» и реактивность ИТ.) Формулировки требований к ИТ от руководителей компаний, где трудился я и мои коллеги ИТ-директора, звучали очень просто: «Надо, чтобы все работало и ИТ приносило пользу». Нередко одной из задач ИТ-директора на новом месте работы было снижение затрат на ИТ, хотя потом, при более тесном общении с бизнес-заказчиком, оказывалось, что подразумевается увеличение прозрачности в части понимания соотнесения затрат на ИТ и приносимой бизнес-пользы.

Сейчас же парадигма меняется: за последние три месяца я общался с десятком средних и крупных компаний и запросы от бизнеса (генерального директора или акционера) к ИТ повергли меня в уныние. Конечно, у крупных компаний речь чаще идет о цифровизации, поскольку базовый уровень внедрения ИТ-процессов и ключевых систем хорошо и дорого реализован в тучные годы. Однако в компаниях среднего размера (500–2000 сотрудников) проблематика осталась той же, что и была в 2010 году: в ИТ не построены процессы, бизнес не совсем понимает, на что уходит ИТ-бюджет и по каким критериям определять, эффективно ли ИТ. Это и удивляет, и радует одновременно – удивляет потому, что в 2020 кажется, что таких «недоавтоматизированных» компаний уже не может быть, но радует, что они хоть сейчас этим занялись.

Ключевые же требования бизнеса сейчас формулировать достаточно легко:

  1. ИТ должно эффективно поддерживать существующий бизнес.

  2. ИТ должно быть лидером изменений и предлагать пути оптимизации затрат бизнеса за счет инструментов автоматизации/цифровизации.

  3. ИТ должно приносить с рынка идеи по трансформации бизнеса (по возможности).

Технологии

Говоря о технологиях, нельзя не вспомнить Николоса Карра и его статью «IT doesn’t matter». С момента написания прошло больше 10 лет, и все тогда ждали, что вот-вот ИТ придет к обещанному в статье уровню «ИТ из розетки». Автор говорил о том, что ИТ перестанет быть даже вспомогательной функцией и превратится в ресурс (commodity). Но этого никак не происходило, даже за счет существенно продвинувшихся технологий. Карру вторил и Друкер «Они (ИТ-специалисты) не исчезнут совсем, но скоро из «суперзвезд», которыми были на протяжении последних сорока лет, превратятся в «актеров второго плана».

За 10 лет технологии не сделали мощного рывка вперед – тот же блокчейн был запущен в 2011 году! Были и технологии machine-learning и AI (например, в виде IBM Watson). На технологиях появились дополнительные «бантики и рюшечки», однако те, кто хотел, уже 8–10 лет назад начинали реализовывать проекты, например по предиктивным ремонтам оборудования, хотя и сейчас многие консультанты продают такие решения как нечто новое и уникальное.

Digital-пинок в будущее

Встретила как-то Крыса Хомяка и обиженно так спрашивает:
– Вот почему так, ты грызун и я тоже, ты воняешь и я тоже, короче, мы
очень похожи. А отношение к нам такое разное. Тебя холят, лелеют,
кормят, поят, подстилочку меняют, домик строят, гладят и сюсюкают... А
меня ненавидят, все уничтожить норовят, травят, боятся и брезгуют?..
Хомячок почесал бочок и говорит:
– Все так про-о-о-сто... PR у тебя плохой...

Одно из интересных отличий, произошедших за 10 лет во взаимоотношениях между ИТ и бизнесом, я бы сформулировал следующим образом: если раньше хороший ИТ-директор ходил за бизнес-заказчиком и уговаривал его протестировать те или иные новые ИТ-решения, для автоматизации функции, то сейчас парадигма в корне поменялась – теперь бизнес постоянно давит на ИТ-директора, чтобы тот наконец-то дал предложения по автоматизации/цифровизации, которые его (бизнес) приведут к светлому будущему. Спасибо от имени всех айтишиков тем людям, кто так красиво упаковал в цифровую обертку технологии и продал ее бизнес-лидерам, предоставив им возможность понять и осознать, что ИТ и «цифра» могут и должны принести на порядок больше пользы, чем просто замена картриджей.

Что дальше?

Что ждет нас в 2030 году? Поймут ли ИТ и бизнес, что на самом деле они хотят одного: принести друг другу пользу и уберечь от ошибок? На мой взгляд, это возможно, если ИТ не только перестанет позиционировать себя вспомогательной функцией, но и действительно возглавит изменения в бизнесе, позволяющие чувствовать уверенность в пользе новых технологий. Это требует тех же навыков и компетенций от CIO/CDO, что и 100 лет назад от любых управленцев и лидеров трансформаций:

  1. Быть неравнодушными профессионалами в своем деле и разбираться в бизнесе, в котором они работают.

  2. Быть лидером для коллег и своих сотрудников.

Кажется, что 2010 год был совсем недавно – изменения во взаимоотношениях между бизнесом и ИТ произошли, но навстречу друг другу сделан лишь небольшой шаг. Хочу верить, что следующие 10 лет окажутся более эффективными, и совместными усилиями мы не только сделаем бизнес, в котором работаем, более прибыльным и успешным, с пользой для акционеров или государства, но и благодаря глубокому взаимопониманию улучшим окружающий нас мир.

Опубликовано 22.09.2020

Похожие статьи