Цифровизация региона: от столицы до сельсовета

Логотип компании
Несмотря на сложности в экономике и геополитике, российские регионы продолжают мероприятия по реализации ИТ-проектов, как инфраструктурных, так и системных. О том, как эта работа проводится в Удмуртской Республике, нам рассказал Министр цифрового развития региона Тимур Меджитов.

Что в плане цифровизации было сделано в Удмуртии в уходящем году?

Наши проекты можно разделить на несколько направлений или блоков. Первый блок – инфраструктура. В рамках него мы продолжаем региональный проект «Сельсовет», в ходе которого оснащаем инфраструктурой связи малые населенные пункты, за счет субсидий государства выстраиваем мобильную связь и мобильный интернет. Строим опоры и базовые станции в деревнях, куда отсутствие окупаемости не позволило операторам прийти самостоятельно. В этом году благодаря «Сельсовету» связь появилась в 52 населенных пунктах, где проживает порядка 17 тыс. жителей. В рамках федерального проекта «Устранение цифрового неравенства» базовые станции появились в 16 деревнях и сёлах. До конца года планируем вывести в эфир ещё 6 базовых станций. Также продолжаем поддерживать подключение к проводному интернету домохозяйств в малых населенных пунктах, в частности в этом годе было подключено порядка 4200 новых пользователей проводного интернета. Обеспечиваем выход в интернет для фельдшерско-акушерских пунктов для работы в медицинской информационной системе. В этом году подключили дополнительно 69 таких объектов.

Второй блок включает в себя проекты по внедрению межотраслевых информационных систем и решений. Продолжается работа по переводу в электронный вид массовых социально значимых услуг. Уже оцифровано более 80 услуг, которыми граждане могут воспользоваться на едином портале Госуслуг. На сегодняшний день 86 процентов населения республики имеют подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг. Всего в регионе почти полтора миллиона граждан, из них 1,290 тыс. имеют учетную запись, и хотя бы раз пользовались порталом.

Подключаем учреждения к Платформе обратной связи (ПОС), чтобы граждане могли направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления по широкому спектру вопросов, а также участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях.

Также мы принимаем участие в пилоте по внедрению платформы «Госвеб». Это единое решение на базе Единого портала госуслуг, которая позволяет создавать типовые сайты органов местного самоуправления и бюджетных организаций. В частности, сейчас 543 школы и 30 муниципальных образований Удмуртии уже реализовали свои сайты на «Госвебе». В планах - подключение детских садов и медицинских организаций.

Третий блок — это отраслевые системы. В 2022 году внедрили Интеллектуальную транспортную систему. Она включает в себя развитие региональной навигационной системы, внедрение интеграционной платформы и запуск автоматизированной системы управления дорожным движением, которые автоматически управляют светофорными объектами на основании анализа трафика и погодных условий. Запущены табло переменной информации для информирования и предупреждения водителей на дорогах, а также пилотный проект с проекционными пешеходными переходами.

Одним из важных направлений нашей деятельности в части повышения безопасности является внедрение Единой системы видеоаналитики. К ней уже сейчас подключены обзорные камеры Ижевской агломерации, расположенные в общественных пространствах. Сейчас идёт подключение камер в образовательных организациях и медицинских учреждениях, расположенных в холлах, на фасадах, по периметру территории. Они позволяют анализировать видеопоток, выявлять разыскиваемых граждан по фотографиям и фотороботам, распознавать государственные регистрационные знаки транспортных средств и выявлять угнанные автомобили.

В области социальной защиты мы продолжаем подключать социальных работников, которые занимаются оказанием услуг маломобильным гражданам к сервису «Мобильный соцработник». Сотрудники снабжаются планшетами с поддержкой геотрекинга, на которых выводятся недельные и суточные задания, а мы в виде отчетов видим все их рабочие перемещения и выполненные задачи. Соцработник теперь отчитывается перед своим руководителем без необходимости посещения учреждения, таким образом мы сокращаем документооборот и потери при оказании услуг.

К ведомственной цифровизации также относятся и проекты в градостроительной деятельности – Цифровая платформа строительства. Застройщики получают услуги для строительных компаний в электронном виде, в самой системе обеспечивается ведение генпланов, проектов планировки территории, согласование и получение разрешений на строительство, учет уведомлений на ИЖС и т.д.

Также в качестве проектов развития следует упомянуть проекты развития единой системы управления бюджетным процессом, централизованной бухгалтерии, в которой у нас собраны все учреждений и органы власти региона, системы управления имуществом, системы ведения ярмарок и нестационарных торговых объектов, комплексной системы образования и т.д.

В этом году мы внедрили автоматизированную информационную систему Государственной жилищной инспекции, позволяющую вести паспортизацию жилого фонда, цифровизировать деятельность инспекторов, вести учет лицензий, результатов голосований жильцов и т.д. Также большое внимание было направлено на внедрение системы поддержки реализации 518-ФЗ, направленную на цифровизацию процесса поиска и выявления правообладателей и постановку на учет объектов капитального строительства. В том числе в режиме интеллектуальной сверки обеспечивать поиск и обогащение базы данных об объектах недвижимости.

Для граждан на Региональном портале госуслуг uslugi.udmurt.ru запущен «Единый платежный кабинет гражданина», который позволяет в одном интерфейсе получать и оплачивать квитанции по самому широкому набору услуг: услуги образования, ЖКХ, налоги, пополнение баланса школьной карты, транспортной карты и др. В том числе мы запустили инструмент рассылки платежных документов за услуги допобразования и воспитания детей в электронном виде, соответственно перестаем печатать бумажные платежки для родителей, что повышает удобство работы и сокращает наши накладные расходы.

Как в целом продвигается направление госуслуг для бизнеса?

На Цифровой платформе строительства у застройщиков появилась возможность формировать комплексную заявку на технологическое присоединение к тем или иным ресурсам (теплу, газу, воде, канализации), с получением в электронном виде технических условий, которые направляются застройщику для согласования и подписания.

Также мы развиваем Цифровую карту Удмуртской Республики. Онлайн-платформа систематизирует пространственные данные и картографические материалы. Она позволяет за 15 минут подготовить адресные предложения для инвесторов. В 2022 году проект «Цифровая карта Удмуртской Республики» победил в Национальном конкурсе «ПРОФ-IT.Инновация». В этом году мы сделали дополнительный интерфейс для инвесторов с представлением инвестиционных площадок с характеристиками, тарифами на ресурсы, месторождениями полезных ископаемых на территории, покрытием мобильной связью и Интернетом и т.д.

Нужно ли менять бизнес-процессы в госструктурах для эффективного внедрения цифровых технологий?

Безусловно, и это важнейшая наша задача вместе с нашими отраслевыми функциональными заказчиками. В частности, у нас в регионе запущен проект «Бережливая республика», который курирует Глава Удмуртской Республики А.В. Бречалов. В его рамках мы картируем внутренние процессы, устраняем потери, как следствие получаем экономию для бюджета. К примеру, услуга по регистрации прав на недвижимое имущество. Большинство регионов при реализации этого сервиса работает с ПК ПВД Росреестра. Мы проанализировали этот процесс и выявили список потерь, которые мешают принимать заявки на услугу более эффективно. В итоге мы совместно с Росреестром, доработавшим услугу в ПК ПВД, сократили количество заполняемой в заявлении информации, уменьшили количество страниц в заявлении, оптимизировали процесс передачи информации об уплате государственной пошлины. В итоге экономия в год составляет более 2 млн рублей.

Читайте также
Вызовы в процессе цифровизации логистики, роботизация и массовое внедрение ИИ, пути монетизации больших данных и грядущие изменения в сегменте с переходом к нацпроекту «Экономика данных» — все эти вопросы поднимались участниками круглого стола «Логистика 4.0: будущее, управляемое данными», организованного и проведенного порталом IT-World.

Еще одним примером, связанным с предоставлением услуги, является процесс назначения и выплаты пособия на ребенка. Мы также провели картирование процесса, сократили количество вносимой информации, количество страниц заявления, сократили период на выплаты. В итоге общая экономия по году у нас составляет около 6 млн. руб., а срок оказания услуги сократился в три раза.

Также проведена большая работа по оптимизации деятельности МФЦ Удмуртии. Мы провели оптимизацию загрузки окон, внедрили математическую модель, которая позволяет планировать загрузку и выделять слоты под разные типы услуг без участия человека, что стало ежедневным инструментом работы руководителей офисов МФЦ. В итоге годовая экономия за счет оптимальной загрузки окон и повышения пропускной способности составила порядка 18 млн. руб. Данный проект занял первое место на конкурсе Счетной палаты Российской Федерации «Практики и инициативы доказательного подхода к принятию управленческих решений» – 2022» в номинации “Анализ данных для модернизации процессов".

Еще одним примером можно назвать изменение подхода к процессам планирования или реализации каких-то проектов. Например, недавно мы завершили проект математического моделирования и прогнозирования сокращения ДТП на основе тепловой карты, которая визуализирует места скопления ДТП, где чаще всего возникают аварийные ситуации с травмами и жертвами, статистику и динамику по данным точкам. Геоаналитическая система с применением облачной BI-системы DataLens формирует список математически выверенных мероприятий для сокращения количества пострадавших в ДТП. На основании анализа карты, мы решаем, какие изменения нужно внести в схему дорожного движения, какие элементы безопасности (светофоры, знаки, ограждения, искусственные неровности и т.д.) нужно установить. В итоге мы разработали перечень конкретных действий, которые позволят сократить аварийность на территории Ижевской агломерации на 55%. Помимо повышения безопасности на дорогах, это ведет к более качественному расходованию бюджета на повышение безопасности на дорогах республики.

На каком уровне находится цифровизация муниципалитетов?

Большинство проектов, даже задача решается на муниципальном уровне, мы делаем на уровне региона. Например, система видеоаналитики, комплексная система образования, управления имуществом, планирования и исполнения бюджета, единая система электронного документооборота, госпочта и система календарей у нас региональные, а органам местного управления мы даем единое решение для своей работы.

Если же говорить про систему управления муниципальной цифровизацией, то у нас в регионе есть проект проект «Умные города Удмуртской Республики». Через него мы анализируем текущее состояние по внедрению информационных систем и инфраструктурных решений в муниципальных образованиях. Конечно, самое большое число сервисов и самую высокую результативность мы реализуем на примере столицы региона. Как результат: по итогам 2021 года Ижевск занял 11 место в рейтинге «IQ городов» Минстроя России с численностью от 250 тыс. до 1 млн жителей. А когда-то мы занимали в нем 45 место.

Как вы решаете кадровую проблему?

Здесь у нас несколько направлений работы. Есть стратегические образовательные проекты по подготовке кадров еще со школьных лет. Из среднесрочного планирования – проект «ИТ-вектор образования», в рамках которого мы открываем в школах ИТ-классы, а в вузах базовые кафедры. Сегодня в 50 школах региона открыто 188 классов, в которых по дополнительным программам учатся 3 795 ребят. В Удмуртском государственном университете и Ижевском государственном техническом университете им. М.Т. Калашникова по новым востребованным ИТ-компетенциям ежегодно обучаются 180 студентов.

Наконец, в этом году у нас запущена академия «Цифра», где мы осуществляем в течение 3–6 месяцев переподготовку в ИТ специалистов из других отраслей, либо тех, кто хочет найти свой путь в ИТ. По итогам года у нас планируется более 400 таких выпускников. Что касается госсектора, то здесь “жизненный цикл” ИТ-специалистов от 2 до 4 лет. Поэтому нужна выстроенная система непрерывного обучения, чтобы всегда была преемственность и возможность замены из подрастающих специалистов.

Опубликовано 26.12.2022

Похожие статьи