ИТ-ландшафт инжиниринговой компании
Результативность применения ИТ в проектировании хорошо известна. ИТ в строительстве чаще всего ассоциируется только с ПО для управления проектами, и лишь последние годы все чаще обсуждают BIM. Понятие «EPC-подрядчик» все еще ново, а к цифровым двойникам зачастую причисляют совершенно фантастические объекты. О реальности, в которой работает российская инжиниринговая компания – разработчик химических технологий, рассказывает Андрей Федотов, руководитель департамента ИТ ОАО «НИИК».
Чем занимается ваша организация и каков ваш ИТ-ландшафт?
Наша сфера – азотная промышленность, рынок удобрений, производство карбамида. Нашему институту более шестидесяти лет, это бывший ГИАП – государственный институт азотной промышленности. Есть свои патенты и технологии химического производства. Мы проектируем и строим объекты промышленной химии, создаем установки на базе собственных запатентованных технологий. НИИК – инжиниринговая компания (EPC-подрядчик) с подразделениями в Дзержинске, Москве, Нижнем Новгороде, Новомосковске.
Ключевой элемент нашего ИТ-ландшафта –инструментарий САПР, то, в чем создаются модели объектов. Инженерные коммуникации проектируем в продукте Aveva E3D. Строительная часть раньше проектировалась в Aveva Bocad, мы пытались вместе с вендором развивать этот продукт в России, но, к сожалению, нужных результатов не добились. Поэтому было принято решение начинать внедрение Tekla для проектирования КМ. У этого вендора сильные позиции в строительном проектировании.
Без двухмерного проектирования мы не обходимся. Есть довольно много заказчиков, которым ни 3D, ни BIM не нужны – им вполне достаточно документации в 2D. Для этого используем AutoCAD. А для проектирования части АР (архитектурных решений) у нас предназначен Revit. Расчетный инструментарий в части строительных расчетов включает ПК «Лира», MicroFe ING+, Scad Office.
Однако для проектировщиков не менее важны инструменты коммуникаций. С марта 2020 года мы все перешли в удаленный режим, который продлился до февраля 2021-го. Теперь коммуникации – наш ключевой сервис. В бумажной технологии согласовывать все документы просто нереально, и во время пандемии мы могли оказаться в очень сложном положении, но критичных для бизнеса проблем не возникло, потому что инструмент у нас уже был.
Еще в конце 2019 года мы запустили в промышленную эксплуатацию продукт АСКОН Pilot ICE для инженерного документооборота, который предоставляет полный комплекс внутриинженерных взаимодействий. Выдача заданий и контроль их исполнения, формирование, согласование и подписание документации, создание электронных подлинников и их выгрузка – все это автоматизировано. Вся инженерная работа к моменту выхода на удаленный режим уже велась в этой системе. Переход на «удаленку» не снизил нашу производительность, что подтверждено текущей выработкой, отчетами. Это оказалось возможно благодаря Pilot ICE.
Как вы обеспечиваете информационную безопасность для удаленных сотрудников?
Как был введен режим удаленной работы, мы все хорошо помним. В пятницу состоялось выступление президента РФ о переходе с ближайшего понедельника в режим «нерабочих дней». Наша компания ведет активные стройки, там заливают фундаменты и ждут документацию, у нас не может быть нерабочих дней. Поэтому собственникам и совету директоров я обрисовал дилемму, перед которой мы оказались.
Лучшие практики ИБ требуют разработки модели угроз, оценки рисков, принятия регламентов и выполнения еще многих действий, которые совершенно нереально сделать за двое суток. Но на другой чаше весов – функционирование бизнеса, и мы можем стать на время более уязвимыми, приняв обусловленные этим риски. За два дня вся компания – 700 сотрудников в четырех городах – была переведена на удаленную работу через существующие VPN-серверы и инфраструктуру RDS.
Домашние ПК практически были у всех, мы развозили только мониторы. Люди работают фактически в терминальном режиме, имеют доступ к своим рабочим станциям в офисе. Разумеется, затем было реализовано все необходимое для выполнения политик ИБ и устранения рисков, реальность которых мы хорошо понимаем. Одновременно и бизнес намного лучше, чем раньше, прочувствовал и оценил подобные риски.
Начали мы с отслеживания занятости сотрудников. В офисе у нас пропускная система, СКУД. А как контролировать время работы сотрудников в удаленном режиме? Экстренно запустили системы учета рабочего времени на основании времени активного использования ПК: фиксировалась полезная активность на рабочем месте за 24 часа, по ней выдавался отчет, он сравнивался с личным отчетом сотрудника.
У руководителей отделов проектирования есть две системы для учета трудозатрат. Pilot ICE – в нем выдаются задания, и там же проектировщики за них отчитываются, сдают листаж и модели. Другая система – учет рабочего времени. Сопоставляя данные, можно сравнивать реальные трудозатраты. Есть и третий инструмент: DLP- система «Стахановец» – это для арбитража, расследования спорных ситуаций, она позволяет проверить, какие приложения были запущены на рабочем ПК. Практика показала, что этого достаточно.
Почему вы стараетесь контролировать время, ведь можно контролировать только достижение результатов?
Нормативные сроки очень укрупненные, поэтому нельзя с точностью до часа запланировать задание на проектирование. Есть только верхние границы – не больше чем N часов можно потратить на определенную работу. Все сотрудники стараются показать в отчете время, близкое к этому максимуму, а не реальное. Быстро актуализировать нормативы мы не можем: наши проекты идут три-четыре года, нужна репрезентативная статистика. Пока мы ее только накапливаем, раньше таких данных не было.
В августе мы проводили опрос сотрудников о том, хотят ли они вернуться к офисной работе. 65% сообщили, что не хотят, им вполне удобно на «удаленке». Есть часть людей, которым бытовые условия не позволяют комфортно работать дома, и офисы все же нужны, но загруженность их, использование будет другим, чем раньше.
Как вы решали вопросы легитимности документов?
Был выпущен приказ, согласно которому внутри компании кнопка «Подписать» считается согласованием документации. После ее нажатия в документе ответственность на проектировщике такая же, как если бы он подписал чертеж обычным образом. Это делает внутренний документооборот юридически значимым.
При передаче документации заказчикам подписываем документацию в электронном виде УКЭП гендиректора. Формируется комплект электронных подлинников, архив, потом подписывает УКЭПом, так документация передается и в Госглавэкспертизу.
Когда оформляем бумажную документацию, ее распечатываем с электронного подлинника, ставим штамп, что документ распечатан с такого-то электронного подлинника, и подпись сотрудника отдела выпуска проектов.
Когда же удастся полностью отказаться от бумажных чертежей?
Когда мы говорим о цифровой экономике, нельзя улетать далеко в космос. К сожалению, именно это я часто наблюдаю. Большинство подрядчиков совершенно не готово уходить от бумаги. А те, кто готов, обойдутся нам так дорого, что весь проект будет неконкурентоспособным. Те, кто льет фундаменты и монтирует металлоконструкции химических заводов, понятия не имеют о BIM.
В отличие от машиностроительной отрасли детализированная модель строительных объектов гораздо масштабнее. На действующих предприятиях построение информационной модели также достаточно трудоемкий процесс, поскольку зачастую производства эксплуатируются на базе архивных чертежей, в которых не учтены многочисленные модернизации.
Нужно ли тогда думать об использовании BIM-моделей?
Необходимо смотреть дальше. BIM – это статическая информационная модель. Следующий шаг – динамическая модель, в которую включены данные, получаемые от производственной площадки в режиме реального времени, то есть полноценный цифровой двойник.
Основной вопрос в том, кто заплатит за это. В итоге всегда платит заказчик, но тогда он должен быть в этом заинтересован, чего пока нет.
Какие тренды в подходе EPC вы считаете ключевыми?
Мы предоставляем весь спектр инжиниринговых услуг. Тренд мирового инжиниринга – это именно EPC: E – Engineering (инжиниринг); P – Procurement (снабжение); C – Construction (строительство). Мы – EPC-подрядчик – выполняем под ключ проекты, предусматривающие все этапы строительства, от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию.
Последние десятилетия все крупные инжиниринговые фирмы стремились стать EPC-компаниями. Дальнейшее развитие этого подхода – прибавить еще и обслуживание построенного объекта, его эксплуатацию. Чтобы к этому перейти, надо иметь динамическую BIM-модель, данные в которой получаются в реальном времени с датчиков КИП. Именно это и есть цифровой двойник установки или всего объекта.
А потому основной тренд в нашей отрасли – это переход от BIM к цифровому двойнику. Для этого EPC-подрядчик должен обладать собственной технологией, так как создание цифрового двойника по чужой технологии – очень трудозатратный и зачастую нерентабельный процесс. Именно поэтому услуги по созданию и обслуживанию цифровых двойников заказчику выгоднее приобретать у владельца технологии.
Лидеры отрасли именно так и развиваются: они зарабатывают на обслуживании своих установок, причем удаленно, через ситуационный центр.
В этих случаях у подрядчика и лицензиара технологии оказывается вся производственная аналитика, в том числе по ТОиР, по ремонтам. Аналитика дает возможность перейти к ремонтам по состоянию. Остановка непрерывного производства на ремонт стоит очень дорого, поскольку требует целого комплекса мер, и оптимизация ремонтов – это очень большой резерв повышения эффективности производства.
Переход от 2D-проектирования к BIM – на первых этапах дает значительный рост как трудозатрат на проектирование, так и дополнительных расходов на программное обеспечение.
Можно воспользоваться как иллюстрацией диаграммой Маклими, которая показывает, насколько уменьшаются затраты при строительстве, когда используется методология BIM. В долгосрочной перспективе химические предприятия, и, возможно, не только они, станут автономными, будут управляться удаленно, роботами и ИИ.
У части наших заказчиков даже 20% обвязки КИП нет. В таких условиях нельзя говорить о построении цифровых двойников. Ведь для начала нужно внедрить полноценный КИП, затем построить BIM-модель существующего производства и обвязать ее динамическими данными.
В случае с новыми производствами, которые строятся «с чистого поля», построение цифровых двойников – задача вполне выполнимая, однако для этого необходима потребность заказчика и готовность серьезных вложений на этапе инжиниринга.
Принципиальным для создания и использования цифровых двойников является и наличие у оператора собственных технологий. Никакой цифровой трансформации, цифровой экономики без них не может быть. Лицензии на технологии стоят дорого, обычно наши инвесторы приобретают зарубежные технологии, потому что в мире рынок технологий очень развит. Можно из множества альтернатив выбрать лучший вариант по набору параметров. У нас в стране спектр технологий намного скромней.
Задача создания собственных технологий прямо связана с целями импортозамещения и развития цифровой экономики. Наша компания полностью частная, и никаких государственных преференций для разработки технологий или внедрения цифровых двойников мы не получаем: все развитие полностью идет за счет ресурсов компании и в таких условиях очень тяжело развивать собственные технологии.
Опубликовано 02.03.2021