В начале стала цифра

Логотип компании
В начале стала цифра
Цифровая трансформация, основанная на использовании прогрессивных достижений в области IT, постепенно становится центральной темой для всех индустрий, вытесняя прочие насущные вопросы эволюции бизнеса.

Цифровая трансформация, основанная на использовании прогрессивных достижений в области IT, постепенно становится центральной темой для всех индустрий, вытесняя прочие насущные вопросы эволюции бизнеса, а ее захватывающие дух перспективы не дают покоя фантазии менеджеров и бизнесменов. Однако чем больший ажиотаж нагнетается вокруг этого тренда, тем менее понятно становится, что же конкретно имеет ввиду каждый из энтузиастов неизбежного цифрового будущего.

Фаза Digital

Все чаще с трибун различных деловых площадок и страниц авторитетных СМИ доносится тезис о том, что так называемая цифровая трансформация не просто тренд, а важнейшее условие благополучного и эффективного развития бизнеса, позволяющее предприятиям адаптивно подстраиваться под окружающую действительность и чувствовать себя уверенно даже в условиях жесточайшей конкуренции. Так ли происходит на самом деле и какой именно смысл вкладывается в это понятие?

__________________________________________________


Андрей Сыкулев, генеральный директор компании «Синимекс»:В начале стала цифра. Рис. 1

«Не забывайте, что движущей силой цифровой трансформации является бизнес-стратегия, а не технологии».

__________________________________________________

«В современной литературе термин «цифровая трансформация» трактуется как «фундаментальные изменения в существующих цепочках создания и перераспределения ценностей, происходящие во всех отраслях экономики, включая госсектор, и описываемые с применением таких категорий, как «мобильные приложения», «большие данные», «межмашинное взаимодействие» и «Интернет вещей». Именно это и происходит, прямо на наших глазах», — констатирует генеральный директор компании «Синимекс» Андрей Сыкулев. По его словам, из вспомогательной службы ИТ превратились в элемент бизнеса: органическую, неотъемлемую часть цепочки создания ценности. Причем бизнес все чаще смотрит на ИТ-специалистов как на партнеров, от которых ждут бизнес-ориентированных предложений по новым продуктам, по улучшению бизнес-процессов, повышению эффективности и снижению расходов.

__________________________________________________


В начале стала цифра. Рис. 2

Андрей Долудь, начальник управления ИТ АО «Корпорация А.Н.Д.»:

«Наиболее продвинутые представители бизнеса не только готовы, но уже и реализуют цифровую трансформацию». 

__________________________________________________

По мнению Татьяны Бочарниковой, главы представительства компании NetApp в России и СНГ, больше 60% ИТ-директоров по всему миру видят цифровую трансформацию бизнеса своей главной задачей. В рамках этого преображения ИТ-служба становится двигателем инноваций: она помогает бизнесу работать быстрее и эффективнее, сокращать затраты и оптимизировать бизнес-процессы.

«Цифровая трансформация — процесс, в рамках которого традиционные подходы оптимизируются и автоматизируются с помощью технологических решений. В основе такого процесса лежит накопление информации и внедрение алгоритмов, работающих с сырыми данными, выявляющие скрытые зависимости, строящие прогнозы и рекомендации, которые ускоряют процесс принятия решений и позволяют обнаружить новые направления развития компаний, создавая тем самым конкурентное преимущество», — поясняет Павел Адылин, исполнительный директор компании Artezio (ГК «Ланит»).

Руководитель центра экспертизы по управлению изменениями Корпоративного Университета «Самрук-Казына» (Казахстан) Павел Потев считает, что картину мира меняют и растущие вычислительные мощности, и «Интернет вещей», и носимые устройства. «Просто сейчас начался переход количества в качество. Можно назвать это цифровой трансформацией, и мы находимся в начале глубинных изменений», — отмечает Павел Потеев.

__________________________________________________


В начале стала цифра. Рис. 3

Денис Сереченко, директор по развитию бизнеса подразделения Huawei Enterprise Business Group:

«С менеджментом компании нужно говорить на бизнес-языке и показывать потенциальную прибыль от перехода к цифровой экономике, а не просто ИТ-метрики».

__________________________________________________

Представители ИТ-индустрии сходятся во мнении, что цифровая трансформация неизбежна и бизнес уже идет по этому пути. По оценке Ольги Горчинской, к. т. н., директора по исследовательским проектам и руководителя направления Big Data ГК «ФОРС», цифровые данные из побочного продукта автоматизации стремительно превращаются в жизненно необходимый элемент самого бизнеса. Причем это способствует не только и не столько совершенствованию внутренних бизнес-процессов: многие компании уже используют цифровые технологии для реализации новых моделей взаимодействия с клиентами и расширения границ бизнеса.

«Классическим примером цифровой трансформации является Uber, чей выход на рынок услуг такси полностью изменил его ландшафт. Сервис «Яндекс.Такси» также произвел своего рода революцию: целый ряд перевозчиков закрылись, не выдержав конкуренции, другие были вынуждены меняться — у многих операторов такси появились собственные мобильные приложения, СМС-информирование клиентов, навигаторы и терминалы оплаты карточками в салонах автомобиблей», — комментирует Cергей Осипов, вице-президент компании MAYKOR-GMCS. Он подчеркивает, что сейчас цифровая трансформация рассматривается большинством ИТ-компаний как клиентская потребность, но «оцифроваться» необходимо и самим ИТ-компаниям. Например, «уберизация» отрасли аутсорсинга позволит вывести отношения с клиентами, сотрудниками, партнерами и даже конкурентами на новый цифровой уровень. В свою очередь бизнес надеется получить от ИТ-компаний «лучшие практики» в области цифровой трансформации.

«От ИТ бизнес ждет роста производительности решений, а также дополнительные инструменты для структурирования данных и разработку новых вариантов их сбора», — дополняет Мирослав Шестернин, менеджер по продуктам Orange Business Services в России и СНГ.

_______________________________________________________


В начале стала цифра. Рис. 4

Андрей Педоренко, CIO компании «Альфастрахование»:

«Развитие бизнеса, особенно финансовой сферы, активно стремится в «цифру», и этот процесс будет только ускоряться и углубляться».

_______________________________________________________

Впрочем, на изменения, происходящие под влиянием развития ИТ, можно взглянуть и под иным углом. «Цифровая трансформация и цифровые данные для меня не корректные словоформы. Я бы сказал, что на нас наступает объективный процесс глобализации и информационных потоков. Попытка транснациональных компаний перехватить управление этим процессом, канализировать усилия человечества к самопознанию и перенаправить их в виртуальную среду, приводит к тому, что называют «цифровой трансформацией». Что в связи с этим будет происходить с бизнесом? Глобально — ничего хорошего», — подливает дегтя Виктор Алексеев, генеральный директор ООО «Аэропоиск». По его мнению, данный тренд не что иное, как очередной заход на перераспределение ресурсов в пользу крупных компаний.

Данные как актив

Важный вопрос, которым задаются все участники процесса цифровой трансформации, — может ли информация в оцифрованном виде стать активом для бизнеса? Мирослав Шестернин (Orange Business Services) констатирует, что объемы и разнообразие данных растет огромными темпами и компаниям приходится тратить все больше сил, времени и денег на их хранение. При этом хранятся они зачастую в качестве пресловутого мертвого груза, то есть никак не монетизируются.

________________________________________________


В начале стала цифра. Рис. 5

Павел Адылин, исполнительный директор компании Artezio (ГК «Ланит»):

«Цифровые данные помогают увеличить прибыль компании, потому что дают возможность объективно оценивать ситуацию на рынке и поведение пользователей, а кроме того, могут продаваться и обмениваться на полезные для организации услуги».

________________________________________________

По мнению Ольги Горчинской, для того чтобы данные стали цифровым активом, должны быть найдены новые способы их использования, которые совпали бы с рыночной потребностью и позволили создать новый продукт или услугу. В качестве примера успешной реализации такого подхода Ольга Горчинская приводит опыт «Яндекса» и других интернет-компаний, уже применяющих цифровые данные и технологии для предоставления многочисленных сервисов в области финансов, здравоохранения и транспорта. Другой пример — агрегаторы интернет-коммерции, существенно упрощающие пользователю поиск и выбор.

Читайте также
Как автоматизировать аудит процессов, регулярно выявлять узкие места и быстрее достигать целей бизнеса? Разбирался IT-World.

Андрей Сыкулев («Синимекс») считает, что у компаний есть три способа «заработать» на данных: повысить качество принимаемых решений благодаря анализу накопленных сведений, обогатить продукты и услуги полезной для клиента информацией или непосредственно продавать ее и результаты обработки другим компаниям.

________________________________________________


В начале стала цифра. Рис. 6

Ольга Горчинская, к. т. н., директор по исследовательским проектам и руководител направления Big Data ГК «ФОРС»:

«В основе большинства проектов по цифровой трансформации лежат не столько ИТ-решения, сколько перспективные бизнес-идеи, но их появление и осуществление невозможно без новых технологий».

________________________________________________

«Безусловно, в эпоху цифровой экономики информация становится одним из ключевых товаров и в этом смысле данные превращаются в ценный актив для бизнеса. Причем модели монетизации данных могут быть самыми разными — таргетированная реклама, точные прогнозы поведения рынка с последующей оптимизацией бизнеса, построение точных профилей потребителя и так далее», — говорит Денис Сереченко, директор по развитию бизнеса подразделения Huawei Enterprise Business Group.

По мнению Андрея Педоренко, CIO компании «Альфастрахование», к активам для бизнеса следует отнести такие данные, как профилирование клиента и его потребности, отталкиваясь от которых можно предложить ему наиболее актуальные и эффективные продукты. К тому же автоматизированные системы для работы с данными становятся главным инструментом в обострившейся борьбе с мошенничеством.

«Монетизация появляется тогда, когда создаваемые данные меняют бизнес-процессы и заменяют ранее действовавшие элементы рынка. Советская торговля исчезла полностью не только из-за изменения строя, а в первую очередь из-за изменения технологий в условиях нового строя. Сам я пришел в ретейл в 1995-м и отлично помню свою фразу в первом в моей жизни интервью: «Я не понимаю, как можно работать в торговле без современных цифровых технологий. Без ИС в торговле вообще ничего никогда нельзя посчитать и ничего никогда не сойдется», — рассказывает Андрей Долудь, начальник управления ИТ АО «Корпорация А.Н.Д.».

Начало начал

С чего же должна начинаться цифровая трансформация и превращение данных в актив? Директор по ИТ ГК «ЛУДИНГ» Николай Гегамов убежден, что начинать необходимо с понимания, зачем компании это нужно, как и в чем пригодится и какие преимущества обеспечит. Кроме того, необходимо еще «на этом берегу» определиться, во сколько обойдется сбор и хранение данных. Далее, по словам Дениса Сереченко (Huawei Enterprise Business Group) можно приступать к сбору и структурированной обработки информации. Затем детально углубляться в предметные области и просчитывать модели монетизации. Только после этого нужно говорить о данных как об активах для бизнеса.

____________________________________________________


В начале стала цифра. Рис. 7

Николай Гегамов, директор по ИТ ГК «ЛУДИНГ»:

«В будущем Цифра с большой буквы станет единым и универсальным способом представления любой информации, своеобразным эсперанто».

____________________________________________________

«Важно в самом начале изучить до малейших мелочей все типы данных, которые вы можете использовать для анализа. Это важно, чтобы понимать, где есть узкие места, которые необходимо прорабатывать. Далее создается математический алгоритм, позволяющий их отслеживать и прогнозировать изменения показателей. Немалую роль играет и удобство пользовательского интерфейса, куда выводится вся информация — чем он нагляднее, тем быстрее принимаются решения, ведь ради них и внедряются подобные технологии», — уточняет Мирослав Шестернин (Orange Business Services).

Детали и нюансы этих процессов во многом зависят от отрасли или региона, в котором работает компания. В ретейле, например, основным активом являются данные о клиентах, а для производственных компаний — сведения, поступающие от оборудования. По мнению Сергея Осипова (MAYKOR-GMCS), наиболее распространенная модель цифровой трансформации выделяет три составляющие: трансформацию клиентского опыта, преобразование операционных процессов компании и преобразование бизнес-модели. «Компаниям, стремящимся превратить свои данные в актив, для начала необходимо определить, какой информацией она владеет, оценить степень влияния этих данных на бизнес, изучить методики оценки и спланировать активности, направленные на их улучшение и применимость», — подчеркивает Сергей Осипов.

_________________________________________________


В начале стала цифра. Рис. 8

Татьяна Бочарникова, глава представительства компании NetApp в России и СНГ:

«Данные — это валюта цифровой экономики, а их качественная аналитика уже является ключом к успеху в многих сферах бизнеса».

_________________________________________________

Ольга Горчинская («ФОРС») отмечает, что цифровая трансформация находится на стыке бизнеса и информационных технологий, поэтому хотя инициатива по ее реализации и должна возглавляться руководителями компании, но с самого начала требует участия ИТ. «Важно понимать, что цифровая трансформация, затрагивающая все аспекты деятельности компании, должна проводиться постепенно и не может останавливать существующий бизнес. В связи с этим начинать следует с небольших проектов, связанных с отдельным направлением или подразделением. Одно из наиболее популярных направлений — клиентский опыт, то есть совершенствование и преобразование способов взаимодействия с клиентами. В этой области накоплено много материала, известны методики и технологии, и руководители должны применить все это к своей организации», — поясняет Ольга Горчинская. По ее словам, одна из первоочередных задач, которая возникает практически в любом проекте по цифровой трансформации, связана с формированием источников данных. Она не сводится к чисто технологическому сбору и согласованию, а требует глубоко анализа и исследования информации. Резюмируя, Павел Потев подчеркивает, что для успешного превращения данных в актив ИТ-компонента должна стать частью бизнес-стратегии предприятия.

Цена информации

Несмотря на очевидную полезность цифровых данных, рассчитать их конкретную ценность бывает весьма не просто. По мнению Андрея Долудя («Корпорация А.Н.Д.»), оценивать необходимо не сами данные, а потенциально приносимую ими прибыль за вычетом расходов на построение цифровой инфраструктуры, а также с учетом экономии от прекращения старых бизнес-процессов или моделей ведения бизнеса. Следовательно, арифметически точно определить такую ценность маловероятно и она в любом случае будет оценочной. «Данные сами по себе пассивны — это банк информации. Они ценны только через призму их применения», — убежден Николай Гегамов («ЛУДИНГ»).

______________________________________________________


В начале стала цифра. Рис. 9

Cергей Осипов, вице-президент компании MAYKOR-GMCS:

«Проект в области цифровой трансформации лучше всего планировать с большим количеством измеримых результатов в определенные моменты».

______________________________________________________  

Однако, по мнению Павла Адылина (Artezio), если задачу определения ценности данных ставит бизнес и у него есть четкое понимание того, на какие показатели нужно ориентироваться, можно разработать прозрачную систему KPI для оценки внедрения технологий работы с цифровой информацией. Павел Адылин выделяет несколько моделей финансового и нефинансового способа расчета ценности данных как актива. К нефинансовым способам относится:

· Расчет действительной стоимости информации. Эта модель позволяет оценить качество данных с помощью таких характеристик, как точность, доступность и полнота. Здесь каждая из характеристика ранжируется, после чего подводится общий итог.

Читайте также
Крупные корпоративные заказчики (в первую очередь ЦОДы), все чаще требуют более продвинутые литий-ионные решения. Причем прежде всего здесь необходимы не сами батареи или батарейные кабинеты, а комплексные масштабируемые системы.

· Расчет бизнес-ценности информации. С помощью этого способа измеряются характеристики данных в зависимости от связи с одним или более бизнес-процессами компании. Оцениваются и такие показатели, как точность, полнота и своевременность информации.

· Расчет производственной ценности информации. Методология основана на измерении влияния данных на один или более KPI. Например, если у одного из департаментов компании есть доступ к какой-то важной информации, насколько быстрее он сможет достичь своих целей, чем если бы этих данных у него не было.

Среди финансовых методов оценки Павел Адылин выделяет несколько подходов:

· Расчет затрат на информацию. С помощью этой модели рассчитывается стоимость замены или приобретения информации. Конкретное значение высчитывается путем измерения потерянного дохода и того, сколько будет стоить приобретение новой информации.

· Расчет экономической стоимости информации. Способ позволяет измерить, какой вклад цифровые активы вносят в общую прибыль организации. Он схож с методом расчета по KPI, но здесь за основу берется именно прибыль компании.

· Расчет рыночной стоимости информации. Данная методология рассчитывает прибыль, которая может быть получена компанией при продаже, сдаче в аренду или бартере корпоративной информации.

Готовность номер один

ИТ-эксперты оценивают степень готовности отечественного бизнеса к инновационным преобразованиям весьма по-разному. Так, по словам Сергея Осипова (MAYKOR-GMCS), среди российских компаний есть немногочисленные апологеты цифровой трансформации, в то время как остальной бизнес пока что только присматривается к этой теме. Одним из препятствий на пути ее успешной реализации, по мнению Сергея Осипова, является недостаток квалифицированных кадров в данной области.

_________________________________________________


В начале стала цифра. Рис. 10

Павел Потеев, руководитель центра экспертизы по управлению изменениями Корпоративного Университета «Самрук-Казына» (Казахстан):

«Если ИТ-директор стоит перед необходимостью доносить до топ-менеджмента, что расходы на цифровую трансформацию —это не затраты, а инвестиции, то, возможно, следует поискать для себя другой топ-менеджмент».

_________________________________________________

«Есть очень большое желание и готовность вкладывать в цифровую трансформацию средства. Желание растет, но еще мало специалистов с соответствующей отраслевой экспертизой, способных решать подобные задачи», — соглашается Андрей Педоренко («Альфастрахование»).

Тем не менее, по мнению Татьяны Бочарниковой (NetApp), в российской экономике достаточно успешных примеров цифровой трансформации. В частности, банк «Тинькофф» первым отказался от физических отделений и с некоторых пор обслуживает своих клиентов через Интернет. Указанная схема работы требует создания надежной ИТ-инфраструктуры, которая обеспечивает высочайший уровень отказоустойчивости и производительности. При этом доступ к данным не должен прерываться ни во время аварий, ни во время плановых работ с оборудованием.

_________________________________________________


В начале стала цифра. Рис. 11

Мирослав Шестернин, менеджер по продуктам компании Orange Business Services в России и СНГ:

«Когда вы видите всю ситуацию целиком и у вас есть единый источник для принятия решений, демонстрирующий вам все результаты, все риски и прогнозы по данным, которые получает или использует ваша компания, тогда принятые вами бизнес-решения будут более взвешенными, ориентированными на рынок и имеющими хороший шанс на успех».

_________________________________________________  

«Организации переезжают в «цифру» с разной скоростью. Мой прогноз того, что банк станет ИТ-комплексом, сбылся. Следом будут подтягиваться инвесткомпании. В это же самое время по рельсам ездят поезда, сделанные еще в восьмидесятых годах прошлого века (а в ряде стран и того раньше), по небу летают военные самолеты, собранные полсотни лет назад. Структуры, их обслуживающие, меняются несколько медленнее модельного ряда айфона, это нормально», — считает Павел Потеев (Корпоративный Университет «Самрук-Казына»).

Мирослав Шестернин (Orange Business Services) констатирует, что отечественный бизнес не просто готов к цифровой трансформации, а уже уверенно пользуется ее плодами, причем в разных сегментах. «Нет ни одной крупной развивающейся компании, которая не вносила в свою стратегию развития пункты об оптимизации процессов, изучении клиентского опыта, монетизации данных. Некоторые из них уже делают это с помощью решений Big Data, часть занимаются их разработкой и внедрением, а остальные же знают, что это нужно делать, но пока не знают как и с кем», — поясняет Мирослав Шестернин.

Опубликовано 06.04.2017