ИТ-директор — тоже топ-менеджер, даже если не знает об этом
Предыдущую колонку мы посвятили проблеме выбора ИТ-директора для компании и выяснили, что он должен не только ориентироваться в технологических трендах, а знать и понимать, как поставить инновации на службу бизнесу, сделать его более гибким и конкурентоспособным на рынке. Сегодня хотелось бы немного расширить эту тему и представить ситуацию, когда ИТ-директор уже работает в компании много лет, но в нынешних сложных экономических условиях ему трудно ориентироваться в технологических тенденциях, способных принести реальную пользу для бизнеса.
Приведу один пример, с которым столкнулся лично во время ИТ-аудита одной из компаний. Директор по ИТ работал в ней с самого основания, на протяжении 12 лет. И почти все эти годы он считался успешным сотрудником. Ему довелось пережить многое — смену собственников, взлеты и падения топ-менеджеров. Но в какой-то момент он просто не успел перестроиться вместе с изменившейся концепцией бизнеса, перешедшего от глухой обороны, удержания позиций и сокращения расходов к новой стратегии, амбициозным планам, требовавшим новых ИТ-решений. В компанию пришел новый генеральный директор, который намеревался многое изменить, однако существующие информационные системы не позволяли это сделать. Бизнес уже был готов к рывку, а ИТ-директор еще работал на удержание, на экономию. Генеральный пытался «тянуть» за собой ИТ-директора, поскольку не считал нужным менять столь опытного сотрудника, работавшего в компании много лет. Генеральному директору была необходима BI-система, позволяющая получить данные «здесь и сейчас», а ИТ-директор входил в ступор от одной лишь стоимости ее внедрения. Спустя несколько месяцев такого взаимного непонимания, ситуацию было уже не выровнять. Шанс был потерян навсегда.
Какие выводы можно сделать из подобной ситуации? ИТ-директор должен видеть и чувствовать бизнес-тренды своей компании, это даже важнее технологических и инновационных веяний. Причем от него нужно не просто понимание, но умение синхронизировать ИТ-стратегию с направлением движения бизнеса. Не следует забывать, что ИТ-руководитель — это тот же топ-менеджер, пусть даже он сам себя таковым не считает. К нему, как к топ-менеджеру, предъявляются соответствующие требования. И если он не готов к подобному повороту событий, всегда найдется другой ИТ-директор, который будет удовлетворять этим требованиям.
Однако помимо этого существуют и технологические вызовы. Согласитесь, очень неприятна ситуация, когда топ-менеджер или владелец компании узнает у своего друга, такого же топ-менеджера или собственника, о существовании того или иного ИТ-решения, благодаря которому, например, продажи выросли на 20–30%. ИТ-директор должен не просто не отставать от конкурентов, но и вести за собой компанию. Именно этого ждет от него бизнес — думать и действовать как топ-менеджер.
Чем отличается менеджер высшего звена от обычного клерка? Тем, что он не только выполняет свою работу, но и задает новые направления. Если привести аналогию с железнодорожным транспортом, то обычного сотрудника можно сравнить с колесом вагона, а топ-менеджера — с локомотивом. Бизнес ожидает от ИТ-директора свежих идей: о новых продуктах, о новых сервисах, о наиболее интересных и перспективных вариантах применения информационных систем в компании. Даже если он не сможет рассказать бизнесу обо всем, это не страшно. Ведь то, что благодаря ему дойдет до других топ-менеджеров и собственников, очень важно. В первую очередь — для него самого. Бизнес видит, что ИТ-директор контролирует ситуацию, генерирует новые идеи, доносит до бизнеса конкретные предложения, пусть даже не все эти предложения можно принять. Это гораздо лучше, чем молчать и вариться в собственном соку.