Хочу заниматься разработкой в CRM: какое направление выбрать

Логотип компании
Хочу заниматься разработкой в CRM: какое направление выбрать
CRM-разработка – перспективная возможность для старта в ИТ.  Какие задачи решает CRM-разработчик и как понять, куда податься.?

Чем занимается CRM-разработчик

Большинство компаний приобретают коробочные (иными словами – готовые) CRM-решения, которые предлагаю базовый набор функционала для управления взаимоотношениями с клиентами.

Несмотря на то, что такие решения довольно просты в установке и настройке, их первичная конфигурация часто не полностью соответствует уникальным бизнес-процессам и потребностям бизнеса. Здесь на сцену выходят CRM-разработчики – эксперты, способные модифицировать и настраивать платформу, добавлять новый функционал и адаптировать ее под специфические требования бизнеса.

Например, если компания хочет получать аналитические отчеты о действиях клиентов в отдельных точках продаж, стандартная CRM-система может не предложить такую функцию. Однако CRM-разработчик способен создать специализированный модуль или расширение к платформе, которое будет закрывать эту потребность компании.

В целом, задачи любого CRM-разработчика сводятся к:

  • настройке приложений для управления клиентскими отношениями, сбытом, маркетингом и обслуживанием клиентов внутри CRM-платформы

  • объединению этих приложений с другими платформами

  • автоматизации рабочих процессов

  • настройке пользовательских интерфейсов

  • хранению и обработке данных клиентов в базе CRM

  • технической поддержке и обслуживанию платформы

  • обеспечению безопасности данных.

Зачем учиться CRM, когда все изучают Java и Python

Те, кто только начинают свой путь в IT, часто сомневаются: нужно ли идти в CRM-разработку, когда все вокруг говорят про Python и Java. Я вижу перспективы у профессии CRM-разработчика по нескольким причинам:

Востребованность на рынке

CRM-системы используются в широком спектре отраслей бизнеса, а значит спрос на квалифицированных CRM-разработчиков остаётся высоким. Кроме того, специализация в CRM-разработке является достаточно узконаправленной, а это снижает уровень конкуренции среди специалистов.

Быстрый старт

CRM-платформы предлагают готовые инструменты для создания приложений, которые облегчают управление сбытом, маркетингом и обслуживанием клиентов. Это позволяет CRM-разработчикам быстро включиться в работу, не затрачивая время на написание кода с нуля.

Развитие коммуникационных навыков

CRM-разработчики регулярно напрямую взаимодействуют с клиентами, чтобы понимать их требования и адаптировать CRM-платформу под их потребности. Это способствует развитию коммуникационных навыков и пониманию бизнес-требований организаций.

Возможность смены направления

Если CRM-инженер захочет продолжить карьеру в другом IT-направлении, ему не придется переучиваться с нуля. Например, язык, на котором кодят в SalesForce – это Apex, Java-подобный язык, который даже называют «упрощенной Javой». Аналогично в других CRM-системах часто используются распространенные языки программирования. Следовательно, CRM-разработчику, если он захочет перейти в другую сферу IT, не придется переучиваться и будет легче найти работу, чем новичку.

Особенности работы в команде и без нее

Задачи CRM-разработчика в большинстве своем зависят от того, работает он в команде вместе с другими программистами или является единственным специалистом в компании.

Разработчик в команде с другими профессионалами

Если CRM-инженер работает в команде, то, как правило, в ней есть архитектор задач. Это человек, который после каждой встречи с заказчиком или после каждого собрания команды составляет задачи для разработчиков на время спринта.

Один получает задачу по созданию объектов и полей к ним, другой – по настройке автоматизации, третий – по написанию код. Другими словами, работая в команде, CRM-инженер получает уже сформированные задачи и просто закрывает их.

Единственный разработчик в компании

Если же CRM-программист один, ему сложнее, но интереснее. Сначала разработчик встречается с клиентом, чтобы понять, в чем заключается задача бизнеса и что клиент хочет видеть в результате совместной работы. Далее CRM-инженер анализирует задачи, распределяет их по срочности, составляет план действий и только затем приступает к выполнению. В итоге, единственный CRM-разработчик в компании самостоятельно осуществляет полный цикл работы над проектом.

Разработку в какой CRM-системе выбрать

CRM-ки различаются друг от друга функционалом, масштабируемостью, гибкостью настроек и удобством интерфейса. Разработчику важно выбрать подходящую систему, предоставляющую именно ему потенциал для развития. Ниже – пять платформ, между которыми стоит делать выбор.

SalesForce

SalesForce – это CRM-платформа номер один в мире, предлагающая обширный ряд функций, гибкие настройки и инструменты аналитики и отчетности. SalesForce-инженеры работают на западном рынке, поэтому в разработку в SalesForce стоит идти тем, кто знает английский как минимум на уровне B2. Из преимуществ – у системы есть сообщество разработчиков, которые обмениваются знаниями и опытом друг с другом. Также у платформы есть обучающие материалы для удобства начинающих программистов CRM.

Bitrix24

Bitrix24 – это CRM-платформа, подходящая для разработчиков, планирующих строить карьеру на российском рынке. Программа предоставляет обширный набор функций, включая управление клиентскими отношениями, проектами и рабочими процессами. В Bitrix24 есть встроенные инструменты для общения и совместной работы, что помогает CRM-программистам плодотворно сотрудничать с другими членами команды и клиентами. Медианная зарплата  Bitrix-разработчика в России в 2023-ем году – 145 тысяч рублей, по Москве – 173 тысячи рублей.

HubSpot CRM

У HubSpot CRM интуитивно понятный пользовательский интерфейс, что делает его подходящим вариантом для новичков в области CRM-разработки. Программисты могут быстро начать создавать и настраивать приложения, не тратя много времени на изучение сложных инструментов. У HubSpot CRM есть обширная база знаний, документации и руководства для разработчиков, что делает изучение и работу на платформе удобными. В программе есть собственный язык разметки HubL, который используется для создания настраиваемых шаблонов, страниц и приложений в HubSpot.

Siebel CRM

Это американская CRM-платформа, которая используется компаниями в сфере финансов, телекоммуникации и здравоохранения. Для создания бизнес-логики Siebel CRM использует язык программирования Siebel eScrip. Разработчики настраивают приложение, используя Siebel Tools – средство конфигурации Siebel. Отмечу, что работа с Siebel CRM тяжела и требует массивных знаний и опыта в разработке CRM-систем.

Microsoft Dynamics 365

Эта CRM-платформа разработана Microsoft и предлагает объединение с другими продуктами компании, такими как Office 365 и Azure. В Microsoft Dynamics 365 есть функции управления сбытом, маркетингом и обслуживанием клиентов. Разработчики Microsoft Dynamics 365 используют такие языки программирования, как C# и JavaScript, а также другие инструменты Microsoft. Средняя зарплата разработчиков Microsoft Dynamics 365 на рынке США: 87 163 долларов США в год у начинающих специалистов и 151 321 долларов США у опытных разработчиков.

Опубликовано 07.08.2023

Похожие статьи