Atlassian ушла: что делать?

Логотип компании
Atlassian ушла: что делать?
Новость о том, что аккаунты российских клиентов Atlassian будут отключены, разбудила центры принятия решений в умах многих руководителей в сфере ИТ. Каковы нюансы перехода на альтернативные инструменты управления разработкой в ИТ?

Сколько веревочке ни виться… 

Этот момент наступил: Atlassian на территории нашей страны – всё. Не следует путать уход вендора, последовавший почти сразу после известных событий, с закрытием доступа к продуктам для российских аккаунтов. Jira, Confluence, Bitbucket, Trello официально завершают цикл своего присутствия в России с началом осени. Да, скорее всего, какие-то обходные пути останутся доступными – можно попытаться перерегистрировать аккаунт под аккаунтом из другой страны.

Но заниматься этим в масштабах серьезной большой компании никто не будет. Альтернативные инструменты становятся в этом свете важным решением для разработчиков, поскольку Atlassian является глобальным стандартом в сегменте программных инструментов для разработки и управления проектами и за годы присутствия в России сумел завоевать аналогичное всеобщее признание. Но, увы...   

Переход как неизбежность

После объявления об уходе компании с рынка РФ всем было ясно – закрытие доступа вопрос времени. Тем не менее эта перспектива представлялась чем-то вроде нарисованного на стене пресловутого «рака на горе» – да, мы его видим по дороге на работу каждый день, но вряд ли он когда-нибудь свистнет.

А он засвистел, да так, что никаких вариантов, кроме лихорадочного освоения альтернативных решений, просто не осталось. Хорошие новости здесь в том, что такой переход может принести определенные выгоды компании: импортонезависимость, потенциально лучший уровень совместимости при интеграции с обновляемым ИТ-ландшафтом, в перспективе – безопасность и бесперебойность.

По собственному опыту можно сказать, что от Jira и Trello можно отойти достаточно быстро, – мы заменили их на «Битрикс24». Сейчас переходим с Jira Service Desk на отечественный аналог SimpleOne. Далее остается Confluence, и здесь тоже что-нибудь придумаем – достойных решений хватает. Благо отечественные разработчики смекнули, к чему всё идет, и начали активно готовить альтернативные варианты.
Кроме того, некоторые российские решения в чем-то даже лучше ушедших, причем даже самых продвинутых из них. Например, в том же «Битриксе» больше интересных функций, чем в Jira, и его гораздо проще кастомизировать. К тому же он по умолчанию интегрирован с другими системами: продажи, ERP и т. п.

Однако в процессе любого перехода с одного ИТ-решения на другое, включая сегмент инструментов управления работой команд, необходимо учитывать потенциальные проблемы и вопросы. Вот они: 

  1. Миграция данных и совместимость. Одной из самых серьезных проблем является перенос данных из инструментов Atlassian. Форматы, структуры и интеграции данных могут различаться в зависимости от платформы, что делает плавный переход сложным. Очень важно обеспечить точный перенос исторических данных, без потерь и искажений.

  2. Обучение и адаптация пользователей. Сотрудникам, привыкшим к использованию инструментов Atlassian, может потребоваться обучение и время для адаптации к новым инструментам. Это может повлиять на производительность в краткосрочной перспективе, пока пользователи будут осваивать новый интерфейс и функции.

  3. Паритет функций. Компании могут выбирать инструменты Atlassian в силу их специфических функций, которые могут быть недоступны в альтернативных решениях. В новых инструментах могут отсутствовать некоторые функции, которые ранее использовались, что потребует обходных путей или корректировки существующих процессов.

  4. Настройки и рабочие процессы. Если компания в значительной степени настроила свои рабочие процессы в инструментах Atlassian, то повторение этих настроек в новых инструментах может оказаться трудоемкой задачей. Новые инструменты могут не поддерживать тот же уровень кастомизации или реализовывать его по-другому.

  5. Сопротивление изменениям. Сотрудники могут сопротивляться изменениям, особенно если они хорошо знакомы с инструментами Atlassian и комфортно их используют. Такое сопротивление может замедлить процесс внедрения и повлиять на общую эффективность.

  6. Риски сбоев. Любой переход связан с риском. Если в процессе миграции возникнут непредвиденные проблемы, это может нарушить ход текущих проектов и операций.

  7. Масштабируемость. Инструменты Atlassian применяются давно, по всему миру и на задачах разных масштабов. Такого «опыта» у российских решений пока нет, поэтому нужно учитывать возможные проблемы с масштабируемостью.

Это основной набор. Помимо перечисленных факторов, следует убедиться, что новые инструменты соответствуют требованиям безопасности. Важным критерием будет и наличие проработанной документации, а также поддержки новых инструментов со стороны вендора или сообщества пользователей и разработчиков.

Для снижения остроты этих вызовов необходимо провести тщательный анализ требований бизнеса, оценить возможные альтернативы, разработать комплексную стратегию перехода, выделить достаточно времени и ресурсов, а также эффективно донести информацию об изменениях до своих сотрудников.

*   *   *

Не было бы счастья – да помог естественный ход событий. В ближайшее время состоится еще один эпизод «большого перехода» на российские программные решения, и мы станем еще ближе к совершенно иному раскладу сил на ИТ-рынке в еще одном его сегменте. Посмотрим, как пройдет этот процесс и кто станет лидером в итоге.

Опубликовано 29.08.2023

Похожие статьи