Инженерный подход к ИТ-стажировке

Логотип компании
Инженерный подход к ИТ-стажировке
Перед бизнесом всегда будет стоять задача обновления штата молодыми специалистами. Организация их стажировки и адаптация на новом месте – это ключевой этап. Как на основе инженерного подхода решать эту задачу ИТ-компаниям?

Литера «С»

Основная HR-цель бизнеса – укрепить команду, привлекая на работу внешние и пока еще не имеющие определенной квалификации кадры. Задач у компании обычно больше, чем специалистов, есть риск ухода сотрудников. Поэтому регулярное пополнение команды необходимо даже при стабильной работе.

В ИТ- и инженерных компаниях широко распространена градация специалистов по трем основным категориям: Junior (J), Middle (M) и Senior (S). Однако стоит упомянуть и о четвертой, обозначаемой литерой C, – в нашей номенклатуре это стажер. Стажировка – это преобразование выпускника учебного заведения в специалиста начального уровня. Для этого нужна методика, которая обеспечит системность роста стажера.

Профессиональная стажировка может быть реализована как постоянная практика или как отдельная проектная инициатива. Основной риск здесь заключается в том, что в процессе развития стажеров можно внести в команду некачественный элемент. Это можно сравнить с добавлением ложки дегтя в бочку меда. Усиление же команды – добавление в песок алмазов и золотых частиц. Процесс стажировки должен не только выявлять общий уровень знаний кандидата, но и помогать распознавать потенциальные «алмазы» – то есть специалистов, которые смогут быстро развиваться, становясь ключевыми игроками в команде.

Попасть в сети

Здесь работают элементы принципа воронки продаж. Мы «забрасываем сеть» на рынок вчерашних выпускников интересных нам вузов и привлекаем всех, кому хочется работать в отрасли по определенной специализации.

«Заброс сети» происходит не хаотично, а по дорожной карте стажерского проекта с прописанными сценарием и критериями оценки. Они позволят определить, кто из стажеров имеет потенциал развития в нужном ключе, а кто «попал в сети» случайно.

Так, первый этап стажировки – это проверка на умение обучать себя самостоятельно самым элементарным вещам, способность прорабатывать учебный материал, а также четко и связно объяснить, что получилось, что не получилось, а самое главное – почему. В ИТ инициатива и умение применить интеллект – два главных ключа к решению любых производственных задач. Мы выдаем учебные материалы, путеводитель по ним, даем время и смотрим, насколько будущий стажер готов к реальной работе.

Вторая стадия стажировки – техническое интервью с экспертом. Это не экзамен, не аттестация и не тестирование. Это именно беседа, когда эксперт объясняет стажеру будущие задачи, а также оценивает его ключевые способности – обучаемость, вовлеченность, стрессоустойчивость, аналитическое/изобретательское мышление.

Важно, что критериев оценки должно быть немного, иначе можно запутаться. Тогда вывести объективное среднеарифметическое, которое отражает реальный потенциал стажера, будет невозможно.

В карты умеете?

При работе с молодыми специалистами важно понимать разницу между мотивацией и стимулированием. Мотив – внутреннее побуждение самого человека, инспирированное внешней силой; а стимул – это когда сотрудника «подгоняют палкой». Так вот при работе со стажерами следует использовать только мотивацию. Задача компании – разбудить в них интерес к производственной деятельности. Для этого при вовлечении новых специалистов очень важна наглядность: необходимо показать, как и что будет происходить на рабочем месте. Всё должно быть четко, понятно и наглядно.

В ходе стажировки используются дорожные карты: одна выдается стажеру, другая – руководителю практики. Карта стажера не содержит критериев оценки. Это делается сознательно, потому что знание таких критериев может повредить профессиональной подготовке: стажер инстинктивно будет действовать как в учебных заведениях – сдавать экзамен, а не вникать в производственную деятельность. А вот сотрудникам, которые проводят стажировку, нужно понимать, в какой момент времени и по каким критериям отслеживать прогресс кандидата.

Встраивание каждого нового специалиста в команду всегда сопровождается обычным букетом проблем адаптации, для преодоления которых заранее готовится программа. Она выдается стажеру сразу же при поступлении в коллектив. Программа включает в себя: список шагов, которые должен совершить новый сотрудник; кто к нему прикреплен в качестве наставника; по каким вопросам, к кому и как обращаться; какие задачи по встраиванию в производственный процесс поставлены; каковы критерии приемки результата.

Следующая стадия стажировки – учебно-производственная задача. Целью является перевод стажера с уровня «обучаюсь» на уровень «могу самостоятельно работать». Это означает, что задачи здесь предельно приближены к рабочим: постановка, содержание, дедлайн.

Что важно помнить?

Ни один процесс в инженерном HR нельзя выстраивать по принципу «выстрелил и забыл». Процесс воспитание стажеров требует регулярного мониторинга и контроля. Это рутинная работа, но она вполне поддается автоматизации.

Поскольку стажеры растут в рамках дорожной карты, можно организовать контроль по основным вехам, а также регулярные превентивные опросы в режиме «всё ли хорошо или что-то идет не так».

Обратная связь важна в любой проектной коммуникации, но если опытные специалисты понимают друг друга почти без слов, то молодые пока не осознают, где они оказались и что происходит. Необходимо обязательно проговорить с каждым стажером индивидуально технические способы обратной связи, мотивировав на нее, если что-либо пойдет не так. Двери нужных кабинетов для стажеров всегда должны быть открыты.

Читайте также
По каким критериям следует выбирать ноутбук для учащегося? Какие тенденции характерны для российского рынка ноутбуков сегодня? Отметим несколько наиболее популярных и интересных по соотношению цена/качество моделей ноутбуков, которые могут быть полезны.

Следующий этап стажировки – испытательный срок. Это не формальность, в этот период ему ни в коем случае нельзя поручать критические для компании задачи.

Кроме того, необходимо помнить, что успешное прохождение стажировки не дает никакой уверенности, что специалист на 100% подходит компании, что он разделяет ее миссию и способен эффективно выполнять порученные задачи. В таком случае какой смысл? Какой гарантированный технический профит компания получает от стажировки, потратив время и ресурсы?

Молодым линейным руководителям тоже требуется производственное обучение. Желательно, чтобы в процессе эти специалисты не создавали аварийных ситуаций.

Эффект от программ стажировки при таком подходе – возможности для диагностики и усиления управленческого ресурса. На стажерах можно и нужно отрабатывать паттерны эффективного управления штатом, что в перспективе позволит решать более сложные HR-задачи.

Стажировка приобретает форму полигона, где идет процесс взаимного обучения. Стажер учится быть специалистом, а его ментор – руководить, и всё это без технических рисков обрушения важных производственных задач.

Опубликовано 22.11.2023

Похожие статьи