Цифровые приоритеты Северной столицы

Логотип компании
Около трети всего российского ПО разрабатывается в Санкт-Петербурге и все государственные информационные системы города созданы петербуржскими разработчиками.

2022 год стал настоящим вызовом как для бизнеса, так и для государственных органов России. Но несмотря на все сложности, цифровизация в стране не останавливалась, и в декабре мы подводим итоги прошедшего года. Какими они стали для Санкт-Петербурга, рассказывает председатель Комитета по информатизации и связи Юлия Смирнова.

Юлия Леонидовна, расскажите, как заканчиваете этот год? Известно, что самые большие сложности сегодня связаны не столько с программным обеспечением, сколько с оборудованием, серверами, системами хранения данных. Как ваш комитет решает эту проблему?

Сейчас в госсекторе идет активное импортозамещение. В конце прошлого года закуплено более 5,5 тысячи российских компьютеров и такое же количество лицензий на наше ПО. Это оборудование было передано в различные госорганизации. В данный момент закупки продолжаются. В исполнительные органы госвласти Санкт­-Петербурга и подведомственные им структуры поставляются российские моноблоки, ноутбуки, системные блоки, планшетные компьютеры, коммутаторы, маршрутизаторы, серверное оборудование. В 2022 году было поставлено более 14 тыс. единиц техники, из них почти 38% приходится на отечественные машины. Данную практику мы сохраним и в следующем году. Это позволит нам обеспечить планомерное импортозамещение.

На что были направлены основные усилия?

Как и всегда, наши усилия направлены на повышение комфорта и безопасности повседневной жизни горожан. Практически все сферы городской жизни цифровизованы — на текущий момент некоторые, конечно, в большей степени, но сказать, что какая­-то из областей значительно отстает, нельзя. Фактически каждый второй петербуржец ежедневно пользуется хотя бы одним цифровым сервисом в нашем городе — это примерно два с половиной миллиона человек, а на городском портале госуслуг количество посещений c начала 2022 года превысило десять миллионов. Если рассматривать сферу ЖКХ, то, например, через портал «Наш Санкт-­Петербург» горожане получают две с половиной тысячи ответов в день, а количество решенных вопросов с начала года уже превысило полмиллиона. Разумеется, практически все родители пользуются «Электронным дневником», а запись к врачу гораздо удобнее через портал «Здоровье петербуржца», соответственно, и эти ресурсы популярны. Впрочем, телефон тоже горожане используют активно — только в ноябре «Служба 122» приняла свыше 530 тысяч обращений на медицинскую тематику и по вопросам проведения частичной мобилизации. Кстати, горячую линию по вопросам частичной мобилизации Санкт-­Петербург создал первым в стране. Причем получить ответы на самые часто задаваемые вопросы горожане могли и через «Службу 122», и через оперативно запущенный чат-­бот. Таким образом, мы предоставили возможность доступа к объективной и официальной информации, без фейков и непроверенных данных.

С помощью ГСВН, куда входит 72 тысячи видеокамер, выявлено более 1200 преступлений и более 1300 раскрыто. Кроме того, удалось увеличить число зон акустической смарт­системы. Теперь у нас четыре локации: ЦПКиО, Таврический сад, набережные Невы и сад Смольного. Напомню, смарт­система включает не только комплексы оповещения о ЧС, но и видеонаблюдение в рамках программы «Безопасный город». Мы также расширили сеть фоторадарных комплексов. Сейчас на дорогах города работает 911 установок ФВФ, из них 867 стационарных и 44 передвижных.

Какие технологии, на ваш взгляд, критически важны для улучшения государственных услуг и процессов и как их вывести на новый уровень?

На прошедшем в ноябре этого года форуме «ИТ-­Диалог 2022» вице-­губернатор Санкт-­Петербурга Станислав Казарин акцентировал внимание собравшихся на роли искусственного интеллекта. В сложившихся условиях назрела необходимость формирования цифрового двойника города — «Цифровой модели Санкт-­Петербурга», объединяющей в едином формализованном виде данные существующих и создаваемых ГИС. При этом многие наработки у нас уже есть. Например, Петербург — первый город в мире, где появился биометрический стадион: в 2014 году группа ЦРТ внедрила биометрическую систему на «Петровском». С 2020 года технологии компьютерного зрения работают на фанатском «вираже» «Газпром Арены». Успешный опыт перенимают по всей стране: более 15 крупнейших ледовых арен используют решение для обеспечения безопасности и комфорта посетителей. Но мы не собираемся останавливаться на этом и продолжаем двигаться дальше во всех направлениях с еще более масштабными задачами.

Сейчас много говорится о цифровом суверенитете. Как можно его обеспечить?

Если говорить о технологическом суверенитете в области аппаратного обеспечения, то для этого нужно, на мой взгляд, работать по двум направлениям. Первое — сугубо организационное, второе — сугубо технологическое. В организационном плане у нас есть решения, которые дают возможность параллельного импорта технологических комплектующих, чтобы на их основании производить сборку нашего оборудования. Для достижения же стопроцентного результата нужно наладить всю работу внутри страны. Со стороны государства необходимо создавать условия для участников рынка, которые могли бы заниматься подобного рода проектами.

Если же рассматривать цифровой суверенитет как аспект независимости от зарубежного ПО, то могу сказать, что около трети всего российского ПО разрабатывается в Санкт­-Петербурге и все государственные информационные системы нашего города созданы петербуржскими разработчиками — от систем поддержки принятия управленческих решений до городского портала государственных и муниципальных услуг. Поэтому городские системы, а их на текущий момент больше 100, от импортных решений не зависят — мы разрабатываем их сами, и количество создаваемых в Санкт-­Петербурге систем и сервисов увеличивается с каждым годом — прилагаются все усилия для того, чтобы жизнь петербуржцев становилась комфортнее и безопаснее, чтобы цифровые инструменты были понятнее и ближе.

В настоящее время портал «Госуслуги» стал основным интерфейсом между государством и гражданами. Москва и Санкт-­Петербург — мировые лидеры по качеству цифровых продуктов и услуг. Как вы планируете поддерживать лидерство?

Действительно, количество пользователей личных кабинетов на портале госуслуг Санкт-­Петербурга gu.spb.ru, где доступно уже более 300 услуг и сервисов, на конец года превысило 1,7 млн и продолжает расти. По данным Росстата, удовлетворенность петербуржцев качеством предоставления электронных госуслуг и сервисов — более 99 процентов. В этом году мы запустили в тестовом режиме обновленную версию портала. Теперь пользователям доступны: еще более удобный каталог услуг с разделением по категориям пользователей, доработанный механизм поиска, более 70 страниц с полезной информацией, новый раздел «Жизненные ситуации», модернизированная карта МФЦ и многое другое.

По данным опросов, граждане считают, что в первую очередь важна простота взаимодействия с приложениями, и хотят, чтобы взаимодействие с цифровыми госуслугами также упрощалось. Что делает или планирует делать Комитет для упрощения коммуникаций?

Мы формируем экосистему городских сервисов — семейство сервисов, созданных городом совместно с партнерами на уже востребованных, а также новых цифровых платформах. Для формирования такой структуры требуется реализовать открытый программный интерфейс взаимодействия с существующими городскими системами и установить партнерские отношения. Задача — наладить диалог с жителем в решении его повседневных задач, когда он находится в обычном состоянии (а не столкнулся с проблемами) и готов конструктивно общаться. Экосистема городских сервисов — это очень живой проект, который развивается каждый день. Мы начали в 2021 году со сбора существующих в городе сервисов и размещения их по ролевой модели. Наши «Я‑роли» очень понятные, и каждый житель легко найдет в этой модели себя: «Я родитель», «Я за рулем», «Я за спорт» и еще 23 роли. Для каждой роли сформированы потребности (еще мы называем их «болевыми точками»), с которыми сталкиваются горожане в повседневной жизни. Именно на перекрытие наиболее важных и частных потребностей жителей направлены основные силы команды экосистемы.

Кадры — одна из самых больших проблем в ИТ­-отрасли. Как город может помочь в решении этой проблемы?

Сегодня информационные технологии — одна из самых стабильно развивающихся отраслей в Петербурге. В городе работают более 3000 аккредитованных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ ИТ­-компаний, и по итогам года этот рынок может вырасти на 7–10%. Свыше 90% работников таких компаний знают о предоставлении льготных кредитов, грантовой поддержке перспективных разработок отечественных решений в области информационных технологий, льготной ипотеке. По состоянию на 1 сентября текущего года в городе по льготной ИТ­ипотеке банки одобрили почти 1,4 тысячи заявок и выдали 402 кредита на сумму 4,3 миллиарда рублей. По этим показателям Петербург уступает только Москве и идет с большим отрывом от других субъектов России. Рост востребованности отечественных цифровых решений, которому был дан старт в период пандемии, сегодня стимулируется необходимостью перевести информационную инфраструктуру на импортонезависимое российское ПО, и эти вызовы мы встречаем с готовностью. Причем по итогам первого полугодия 2022‑го петербургские компании потеряли лишь около 3% специалистов: уходящие иностранные компании закрывают свои центры разработки, а их команды вливаются в петербургские ИТ­-предприятия.

Читайте также
IT-World попросил ведущих ИБ-экспертов поделиться мнением о достоинствах и недостатках Zero Trust,о сложностях перевода на этот метод корпоративной инфраструктуры и пользователей.

Какие цифровые сервисы в приоритете у Комитета на 2023 год?

В августе 2022 года мы дали старт серии принципиально новых для Санкт-­Петербурга мероприятий — стратегических сессий по проектированию новых клиенто-центричных сервисов для жителей города. На сегодня мы провели уже шесть таких мероприятий, в которых принимают участие представители всех органов власти Санкт-­Петербурга. В январе­-феврале 2023 года мы проведем еще несколько мероприятий и будем подводить итоги и планировать к реализации предложенные идеи. Сейчас у нас 39 принципиально новых идей сервисов для жителей, из которых нам предстоит выбрать несколько лучших и запланировать их реализацию в ближайший год. Начнем же мы год с большого анонса мини-­приложения в социальной сети «ВКонтакте», которое находится на финальной стадии тестирования. Это сервис для всех жителей города, который, мы надеемся, займет постоянное место на экранах телефонов наших граждан.

Опубликовано 28.12.2022

Похожие статьи